Дата публикации: 01.07.2023

Практическая философия как образовательная технология развития soft skills у детей школьного возраста

Аннотация

«Философия — Детям» как направление практической философии сегодня активно развивается и разрабатывается в России. Кружок «В поисках мудрости» при философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова существует более десяти лет под руководством доктора философских наук, профессора Ларисы Тимофеевны Ретюнских и оказывает существенное влияние на развитие движения «Философия — Детям» и различные направления философской практики с детьми (кружки, выездные лагеря, философские балы и др.) в нашей стране. В фокусе внимания исследования — изучение возможностей философской практики с детьми как образовательной технологии, позволяющей формировать и активно развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект и другие soft skills («мягкие навыки») у детей школьного возраста.




Введение «Философия — Детям»1 или «Философия для детей»2 как самостоятельное направление в философии появилось в середине ХХ в. и направлено на развитие soft skills3 у детей, а именно коммуникативных навыков (см.: [1, c. 130–139]), навыков активного слушания [3], а также на развитие критического мышления (см.: [4, с. 55–58]) и эмоционального интеллекта (см.: [5, с. 275–278]) у ребенка.

Развиваясь в русле практической философии [8], данное направление распространилось по миру и более чем за полвека своего развития, безусловно, претерпело ряд значительных изменений, обогащая свою теорию и метод из широкого спектра смежных научных дисциплин, таких как педагогика и психология. Сегодня «Философия — Детям» активно применяется в сфере как основного, так и дополнительного образования, занятия проводятся в школах и тематических кружках США [14], Канады [27], стран Европы [25; 26] и Азии [22]. В России «Философия — Детям» получила свое активное развитие во многом благодаря новаторской работе доктора философских наук, профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) Ларисе Тимофеевне Ретюнских и ее коллег.

Список литературы

1. 15. Dewey, J. My Pedagogic Creed / J. Dewey // School Journal. — 1897. — Vol. 54. — P. 77–80. — URL: <a href="http://dewey.pragmatism.org/creed.htm" target="_blank">http://dewey.pragmatism.org/creed.htm</a> (date of the application: 19.04.2023).
2. 30. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforces success: toward a consensus across fields / L. H. Lippman, R. Ryberg, R. Carney, A. Kristin. — Child Trends Publication, 2015. — 56 р.
3. 29. Williams, S. Evaluating the Effects of Philosophical Enquiry in a Secondary School / S. Williams // Village Community School Philosophy for Children Project. — Steve Williams, 1993. — 64 p.
4. 28. Trushkina, E. Philosophy for Children in Russia : On the Example of the Program “Territory of Thinking” / E. Trushkina // Child in the Digital Era. The International Psychological Forum, 01–02 June 2022. — URL: <a href="https://digitalchildhood.org/ru/archive/" target="_blank">https://digitalchildhood.org/ru/archive/</a>
5. 27. The Vancouver Institute of Philosophy for Children. — URL: <a href="http://vip4c.ca" target="_blank">http://vip4c.ca</a> (date of the application: 20.02.2023).
6. 26. The Sophia Network is the European Foundation for the Advancement of Doing Philosophy with Children. — URL: <a href="http://www.sophianetwork.eu" target="_blank">http://www.sophianetwork.eu</a> (date of the application: 19.02.2023).
7. 25. The Philosophy Foundation in the UK.— URL: <a href="https://www.philosophy-foundation." target="_blank">https://www.philosophy-foundation.</a> org/p4c (date of the application: 20.02.2023).
8. 24. The Institute for the Advancement of Philosophy for Children (IAPC). — URL: <a href="https://www.montclair.edu/iapc/" target="_blank">https://www.montclair.edu/iapc/</a> (date of the application: 15.02.2023).
9. 23. Poblete, R. M. How to teach and develop Soft Skills. Evolution of generic skills (Soft Skills) following the declaration of Bologna 1999 / R. M. Poblete // Soft Skills and their role in employability — New perspectives in teaching, assessment and cert
10. 22. Philosophy with Children and Youth Network for Asia-Pacific. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> pcynap.net (date of the application: 19.02.2023).
11. 21. National Endowment for the Humanities. — URL: <a href="https://www.neh.gov" target="_blank">https://www.neh.gov</a> (date of the application: 15.02.2023).
12. 20. Lipman, M. A Life Teaching Thinking / M. Lipman. — Montclair, NJ : IAPC, 2008. — 170 p.
13. 19. Lipman, M. Thinking in Education / M. Lipman. — 2nd ed. — Cambridge : Cambridge University Press, 2003. — 299 р.
14. 18. Lipman, M. Philosophy Goes to School / M. Lipman. — Philadelphia : Temple University Press, 1988. — 228 p.
15. 17. Kingsley, B. Self Awareness and Emotional Intelligence / B. Kingsley // Soft Skills and their role in employability — New perspectives in teaching, assessment and certification. — Bertinoro, 2015. — URL: <a href="https://www.ceub.it/app/uploads/2018/02/file_0_" target="_blank">https://www.ceub.it/app/uploads/2018/02/file_0_</a>
16. 16. International Council of Philosophical Inquiry with Children. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> icpic.org (date of the application: 18.02.2023).
17. 1. Адамьянц, Т. З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. — 2008. — № 1 (53). — С. 130–139. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10025569" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=10025569</a> (дата обращения: 19.04.202
18. 14. Center for Philosophy for Children PLATO. — URL: <a href="https://www.plato-philosophy." target="_blank">https://www.plato-philosophy.</a> org/plato-history/ (date of the application: 20.02.2023).
19. Yulina, N. S. Filosofiya dlya detej / N. S. Yulina. — Moskva : IF RAN, 1996. — 242 s.
20. 13. Юлина, Н. С. Философия для детей / Н. С. Юлина. — Москва : ИФ РАН, 1996. — 242 с.
21. 12. Трушкина, Е. Ю. Философский лагерь в России: опыт организации и проведения / Е. Ю. Трушкина // Философия в полицентричном мире : сб. ст. — Москва, 2020. — С. 861–863. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48064095" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48064095</a> (дата обращения: 19.04.2023).
22. 11. Соколов, Б. О. Индивидуальная рациональность и коллективные нормы (к проблеме легитимации моральных и политических теорий) / Б. О. Соколов // Полития. — 2014. — № 3 (74). — C. 30–44. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25034928" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25034928</a> (дата обращения:
23. 10. Семейный философский клуб «Школа Сократа». — URL: <a href="https://cdri.ru/soviet/" target="_blank">https://cdri.ru/soviet/</a> socrat.html (дата обращения: 20.02.2023).
24. 9. Ретюнских, Л. Т. Практический смысл «Философии с детьми» / Л. Т. Ретюнских // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — С. 856–858. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka
25. 8. Ретюнских, Л. Т. «Школа Сократа» : Философские игры десять лет спустя : учеб.-метод. пособие / Л. Т. Ретюнских. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 208 с.
26. 7. Ретюнских, Л. Т. Философия игры / Л. Т. Ретюнских. — Москва : Вузовская книга, 2002. — 254 с.
27. 6. Лебедев, О. Е. Управление образовательным процессом: как оценивать образовательные результаты / О. Е. Лебедев // Народное образование. — 2014. — № 1 (1434). — С. 101–109. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21127992" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21127992</a> (дата обращения: 19.04.2023).
28. 5. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // АНИ: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, № 3 (16). — С. 275–278. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/emotionalnyy-intellekt (дата обращения: 19.04.2023).
29. 4. Коржуев, A. Как формировать критическое мышление? / А. Коржуев, В. Попков, Е. Рязанова // Высшее образование в России. — 2001. — № 5. — С. 55–58. — URL: <a href="https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9568864" target="_blank">https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9568864</a> (дата обращения: 19.04.2023).
30. 3. Ковалевская, Е. В. Результаты разработки и апробации шкалы самооценки сформированности навыков активного слушания в конфликте / Е. В. Ковалевская // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7, № 1. — URL: <a href="https://www.elibrary." target="_blank">https://www.elibrary.</a> ru/item.asp?id=37
31. 2. Акимова, Д. С. Современный школьный курс этики: принципы построения / Д. С. Акимова // Философские науки. — 2011. — № 5. — С. 122–134.

Остальные статьи