Дата публикации: 01.07.2023

Концепция критического мышления: генезис понятия и актуальные проблемы применения в образовании

Аннотация

В статье поднимается проблема историко-философского появления навыков и установок, которые сегодня считаются сущностными компонентами критического мышления. Через выделение смыслового ядра критического мышления (дисциплинированность и беспристрастность мышления, культура работы с источниками, умение использовать методы рационального познания в решении задач) авторы предпринимают попытку проследить его генезис и соответствие западноевропейской рациональной установке. Авторы приходят к выводу, что отдельные компоненты критического мышления находят свои основания в различных периодах истории: Античности, Новом времени, эпохе Просвещения и обществе модерна.




«Критическое мышление» (КМ) — термин, который сегодня часто встречается в документах, определяющих образовательную политику разных стран [21]. В литературе можно встретить различные определения КМ. Это во многом объясняется тем, что КМ является междисциплинарным объектом исследования. О критическом мышлении, его теоретических основаниях, практиках развития, подходах к оцениванию пишут философы, социологи, психологи, исследователи образования [3]. Несмотря на то что дискуссии о необходимости целенаправленного формирования КМ обычно датируются началом XX в., можно предположить, что отдельные компоненты КМ получают собственную значимость задолго до формирования его понимания как целостного образовательного результата и совпадают с формированием рациональной западноевропейской установки в целом. Цель данной статьи — проследить истоки появления отдельных компонентов рациональной установки в истории мысли и соотнести ее сущностные составляющие с компонентами КМ. Актуальность данного исследования обосновывается тем, что в современной западной и российской философии образования продолжается дискуссия об определении КМ, его основных составляющих, предлагаются новые подходы к пониманию и измерению [20].

Данная дискуссия зачастую носит абстрактный характер. В ней не учитывается исторический контекст формирования концепции КМ. В результате возникает представление о том, что КМ является «новым», «оригинальным» навыком, актуальность которого обусловлена современными тенденциями рынка труда [31]. Однако анализ историко-философского контекста отчетливо демонстрирует, что компоненты КМ как образовательного результата имеют долгую историю и признавались важными для человека в разных интеллектуальных традициях.

Нам представляется, что рецепция этого наследия может помочь прояснить некоторые темные места в определении этого понятия, а также конкретизировать и уточнить цели формирования КМ в образовании. В ключевых работах обнаруживаются следующие определения КМ:

— «Способность мыслить критически... включает три вещи: (1) установку на вдумчивое рассмотрение проблем и предметов, которые находятся в пределах моего опыта, (2) знание методов логического анализа и рассуждения и (3) определенное умение применять эти методы» [27, p. 6].

Список литературы

1. 26. Ennis, R. Critical Thinking Across the Curriculum : A Vision / R. Ennis // Topoi. — 2018. — Vol. 37, № 1. — P. 165–184.
2. 19. Сорина, Г. В. Критическое мышление: статус в современном социальном пространстве и в системе образования / Г. В. Сорина // Современное образование: векторы развития, роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога : матер. V Междунар. конф.
3. 20. Тарасова, К. В. Измерение критического мышления студентов в открытой онлайн-среде: методология, концептуальная рамка и типология заданий / К. В. Тарасова, Е. А. Орёл // Вопросы образования. — 2022. — № 3. — С. 187–212.
4. 21. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / М. С. Добрякова, И. Д. Фрумин, К. А. Баранников [и др.]. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 с.
5. 22. Шелер, М. Проблемы социологии знания / М. Шелер. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2011. — 320 с.
6. 23. Boa, E. A. The development and validation of the Blended Socratic Method of Teaching (BSMT) : An instructional model to enhance critical thinking skills of undergraduate business students / E. A. Boa, A. Wattanatorn, K. Tagong // Kasetsart Journal of
7. 24. Dewey, J. How We Think / J. Dewey. — Boston : D. C. Heath and Co, 2010.
8. 25. Ennis, R. Definition : A Three-Dimensional Analysis with Bearing on Key Concepts / R. Ennis // OSSA Conference Archive. University of Windsor, May 18 — May 21. — 2016. — URL:
9. <a href="https://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=2292&context=ossaarchive" target="_blank">https://scholar.uwindsor.ca/cgi/viewcontent.cgi?article=2292&context=ossaarchive</a> (date of the application: 17.08.2023).
10. 18. Смирнова, И. В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке / И. В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — URL: <a href="https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783" target="_blank">https://science-education.ru/ru/article/view?id=22783</a> (дата обращения: 17.08.2023).
11. 27. Glaser, E. An Experiment in the Development of Critical Thinking / E. Glaser. — New York : Teachers College, Columbia University, 1941. — 212 p.
12. 28.Hitchcock, D. Critical Thinking. The Stanford Encyclopedia of Philosophy / D. Hitchcock // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / ed. by Edward N. Zalta. — 2020. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/critical-thinking/" target="_blank">https://plato.stanford.edu/archives/fall2020/entries/critical-thinking/</a> (date of
13. 29. Liu, O. L. Assessing Critical Thinking in Higher Education : Current State and Directions for Next-Generation Assessment / O. L. Liu, L. Frankel, K. C. Roohr // ETS Research Report Series. — 2014. — № 1. — P. 1–23. — DOI: 10.1002/ets2.12009
14. 30. Scriven, M. The Foundation for Critical Thinking. 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform / M. Scriven, R. Paul // The Foundation for Critical Thinking. — 1987. — URL: <a href="https://www.criticalthinking.org/pages/" target="_blank">https://www.criticalthinking.org/pages/</a> defin
15. 31. The future of Jobs Report 2020 // World Economic Forum. — Geneva, 2020. — URL: <a href="https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/" target="_blank">https://www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/</a> (date of
16. the application: 17.08.2023).
17. 32. Zare, P. The use of Socratic method as a teaching/learning tool to develop students’ critical thinking : A review of literature / P. Zare, J. Mukundan // Language in India. — 2015. — Vol. 15, № 6. — P. 256–265.
18. 10. Измерение критического мышления взрослых: методология и опыт разработки / А. Р. Садова, Ю. С. Хиль, Т. В. Пащенко, К. В. Тарасова // Современная зарубежная психология. — 2022. — Т. 11, № 4. — С. 105–116. — URL: <a href="https://psyjournals.ru/" target="_blank">https://psyjournals.ru/</a> journals/jmfp/ar
19. 2. Акимова, Т. А. Сущность критического мышления : от Сократа до нашего времени / Т. А. Акимова // Kazakhstan Science Journal. — 2019. — Т. 2, № 5 (6). — С. 31–45.
20. 3. Боброва, А. С. Критическое мышление. Проблема определения / А. С. Боброва // РАЦИО.ru. — 2017. — № 1 (18). — С. 26–36.
21. 4. Воевода, Е. В. Критическое мышление как культурный феномен / Е. В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры = Language and communication through culture : сб. ст. по матер. 7-й Междунар. науч.-практ. конф., 21–22 мая 2012 г. — Рязань, 2012.
22. 5. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт // Сочинения : в 2 т. — Москва, 1989. — Т. 1. — С. 250–296.
23. 6. Джемс, В. Что такое прагматизм / В. Джемс // Прагматизм. — Санкт-Петербург, 1910. — С. 32–55.
24. 7. Дмитроченко, Т. В. Рассмотрение категории «критическое мышление» в истории зарубежной философской и психолого-педагогической мысли / Т. В. Дмитроченко // Новые педагогические исследования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Пенза, 2020. — С. 151–1
25. 8. Дройзен, И. Г. Историка : лекции об энциклопедии и методологии истории / И. Дройзен. — Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2004. — 581 с.
26. 9. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. — Москва : Юрайт, 2021. — 166 с.
27. 1. Адо, П. Что такое античная философия / П. Адо. — Москва : Изд-во гуманитарной литературы, 1999. — 320 c.
28. 11. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков // Хрестоматия по педагогической психологии / под науч. ред. А. И. Красило, А. П. Новгородцевой. — Москва, 1995. — С. 284–312.
29. 12. Корешникова, Ю. Н. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах / Ю. Н. Корешникова, И. Д. Фрумин, Т. В. Пащенко // Педагогика. — 2020. — № 9. — С. 45–54.
30. 13. Кумсков, В. В. Педагогические идеи Д. Дьюи и советское образование 1920-х гг. / В. В. Кумсков // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-d-dyui-i-sovetskoeobrazovanie-1920-h-gg" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-idei-d-dyui-i-sovetskoeobrazovanie-1920-h-gg</a> (
31. 14. Куренной, В. А. Наука в современном мире / В. А. Куренной // Отечественные записки. — 2003. — № 1. — URL: <a href="https://strana-oz.ru/2003/1/nauka-v-sovremennom-mire" target="_blank">https://strana-oz.ru/2003/1/nauka-v-sovremennom-mire</a> (дата обращения: 17.08.2023).
32. 15. Куренной, В. А. Институциональная теория модерна : Иоганн Густав Дройзен / В. А. Куренной // Логос. — 2020. — № 6. — С. 41–96.
33. 16. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования : аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова [и др.]. — Моск
34. 17. Пирс, Ч. С. Как сделать наши идеи ясными / Ч. С. Пирс. — Москва : Логос, 2000. — 448 с.

Остальные статьи