Рефлексивная деятельность студентов педагогической магистратуры: теоретический и практический аспекты
Аннотация
Рефлексивная деятельность студентов является основой повышения профессиональной эффективности. Но есть проблема соотношения теории и практики, а также реализации инновационной научно-исследовательской деятельности. Развитие рефлексии у магистрантов педагогической магистратуры способствует рациональному осмыслению всего теоретико-социального опыта, учету своих интересов и потребностей, созданию уникальной траектории собственного профессионального становления. Создание условий для реализации рефлексивной деятельности студентов педагогической магистратуры за счет внедрения рефлексирующего обучения представляет собой важный этап развития педагогического образования в современной России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 277-286 |
УДК | 378.2 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_277 |
Социокультурные трансформации последних десятилетий, спровоцированные развитием тенденций глобализации, технологическим усложнением всех сторон жизни человека, актуализировали проблему модернизационного развития отечественной образовательной системы. Магистратура остается важным и значимым звеном в развитии профессиональных и личностных качеств подрастающего поколения. Новый этап развития российской педагогической магистратуры требует осмысления и трансформации как формы обучения, так и содержания магистерских программ [10]. Инновационное направление развития российской системы высшего образования предполагает воплощение в жизнь ряда принципов и идеалов, ориентированных на формирование знаний и педагогических компетенций, которые будут актуальны и востребованы в условиях вызовов современного мира.
Педагогическая магистратура сегодня представляет собой систему углубленной подготовки кадров педагогических специальностей. Основная задача, которая стоит перед направлениями педагогических магистратур, — формирование у магистров педагогических компетенций различного уровня, в первую очередь возможности и способности к рефлексивной деятельности, которая так важна для будущих педагогов. Рефлексивная деятельность представляет собой процесс, связанный с анализом совершаемых действий, умением контролировать и корректировать индивидуальную или коллективную работу в ходе освоения и реализации профессиональных навыков. Общефилософское восприятие рефлексии подразумевает направленность процесса мышления на самого субъекта, то есть способность не только осознанно совершать действия и направления мысли, видеть потенциал развития, но и давать им оценку. Рефлексивная деятельность важна для студентов каждого направления, однако ценность данной компетенции для учащихся педагогического направления заключается также в возможности постоянной корректировки процесса обучения, совершенствования образовательных инструментов. Когда рефлексивная деятельность становится основой профессии, анализ образовательной ситуации происходит в течение всего рабочего времени, что существенно повышает эффективность работы педагога. Таким образом, в педагогической магистратуре целесообразно создавать такую систему внешних и внутренних условий обучения, которая будет способствовать развитию рефлексивной деятельности обучающихся и, как следствие, приведет к созданию педагогических инноваций.
Вопросы изучения рефлексивной деятельности являются крайне актуальными и востребованными в отечественной академической среде. Среди исследователей, обращавшихся к данной проблематике, следует отметить Е. А. Бессонову, В. А. Метаеву, Т. П. Осипову, Г. С. Пьянкову, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова [1; 15; 18; 22; 23; 24] и многих других. Работы данных авторов фокусируются на идее рефлексивной деятельности как залога повышения эффективности образовательной и профессиональной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме важности рефлексивной деятельности в педагогической профессии показал следующее:
— рефлексивная деятельность рассматривается как сложное и многокомпонентное явление, обладающее своей структурной характеристикой [6; 8; 16];