Дата публикации: 01.07.2023

Рефлексивная деятельность студентов педагогической магистратуры: теоретический и практический аспекты

Аннотация

Рефлексивная деятельность студентов является основой повышения профессиональной эффективности. Но есть проблема соотношения теории и практики, а также реализации инновационной научно-исследовательской деятельности. Развитие рефлексии у магистрантов педагогической магистратуры способствует рациональному осмыслению всего теоретико-социального опыта, учету своих интересов и потребностей, созданию уникальной траектории собственного профессионального становления. Создание условий для реализации рефлексивной деятельности студентов педагогической магистратуры за счет внедрения рефлексирующего обучения представляет собой важный этап развития педагогического образования в современной России.




Социокультурные трансформации последних десятилетий, спровоцированные развитием тенденций глобализации, технологическим усложнением всех сторон жизни человека, актуализировали проблему модернизационного развития отечественной образовательной системы. Магистратура остается важным и значимым звеном в развитии профессиональных и личностных качеств подрастающего поколения. Новый этап развития российской педагогической магистратуры требует осмысления и трансформации как формы обучения, так и содержания магистерских программ [10]. Инновационное направление развития российской системы высшего образования предполагает воплощение в жизнь ряда принципов и идеалов, ориентированных на формирование знаний и педагогических компетенций, которые будут актуальны и востребованы в условиях вызовов современного мира.

Педагогическая магистратура сегодня представляет собой систему углубленной подготовки кадров педагогических специальностей. Основная задача, которая стоит перед направлениями педагогических магистратур, — формирование у магистров педагогических компетенций различного уровня, в первую очередь возможности и способности к рефлексивной деятельности, которая так важна для будущих педагогов. Рефлексивная деятельность представляет собой процесс, связанный с анализом совершаемых действий, умением контролировать и корректировать индивидуальную или коллективную работу в ходе освоения и реализации профессиональных навыков. Общефилософское восприятие рефлексии подразумевает направленность процесса мышления на самого субъекта, то есть способность не только осознанно совершать действия и направления мысли, видеть потенциал развития, но и давать им оценку. Рефлексивная деятельность важна для студентов каждого направления, однако ценность данной компетенции для учащихся педагогического направления заключается также в возможности постоянной корректировки процесса обучения, совершенствования образовательных инструментов. Когда рефлексивная деятельность становится основой профессии, анализ образовательной ситуации происходит в течение всего рабочего времени, что существенно повышает эффективность работы педагога. Таким образом, в педагогической магистратуре целесообразно создавать такую систему внешних и внутренних условий обучения, которая будет способствовать развитию рефлексивной деятельности обучающихся и, как следствие, приведет к созданию педагогических инноваций.

Вопросы изучения рефлексивной деятельности являются крайне актуальными и востребованными в отечественной академической среде. Среди исследователей, обращавшихся к данной проблематике, следует отметить Е. А. Бессонову, В. А. Метаеву, Т. П. Осипову, Г. С. Пьянкову, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова [1; 15; 18; 22; 23; 24] и многих других. Работы данных авторов фокусируются на идее рефлексивной деятельности как залога повышения эффективности образовательной и профессиональной работы.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме важности рефлексивной деятельности в педагогической профессии показал следующее:

— рефлексивная деятельность рассматривается как сложное и многокомпонентное явление, обладающее своей структурной характеристикой [6; 8; 16];

Список литературы

1. 13. Ладенко, И. С. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности / И. С. Ладенко, С. Ю. Степанов. — Новосибирск : СО АН СССР, 1990. — 52 с.
2. 25. Шаврина, О. Ю. Педагогическая рефлексия учителя : монография / О. Ю.Шаврина. — Уфа : Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН ; Стерлитамак : СГПИ, 2000. — 148 с.
3. 24. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 31–40.
4. 23. Семенов, И. Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика / И. Н. Семенов // Психология. — 2005. — № 4. — С. 65–73.
5. 22. Пьянкова, Г. С. Развитие профессиональной рефлексии : учеб. пособие / Г. С. Пьянкова. — Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2009. — 27 с.
6. 21. Поминов, A. B. Организация рефлексии педагогической деятельности учителя в условиях дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Поминов Андрей Викторович. — Челябинск, 1998. — 23 с.
7. 20. Познер, Д. Практический опыт: руководство по развитию рефлексии у учителя / Д. Познер. — Москва, 1994. — 115 с.
8. 19. Писарева, С. А. Профессиональная педагогическая деятельность: новая трудовая реальность / С. А. Писарева, А. П. Тряпицына // Письма в Эмиссия. Оффлайн. — 2015. — URL: <a href="http://www.emissia.org/offline/2015/2432.htm" target="_blank">http://www.emissia.org/offline/2015/2432.htm</a> (дата обращения: 10.08.2023).
9. 18. Осипова, Т. П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов / Т. П. Осипова // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — Т. 2, № 1. — С. 163–166.
10. 17. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — Москва : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
11. 16. Мириманова, М. С. Рефлексия как системный механизм развития / М. С. Мириманова // Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб. — Москва, 2001. — С. 99–115.
12. 15. Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. — 2006. — № 3. — С. 57–61.
13. 14. Лозовой, А. Ю. Развитие методологической рефлексии студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Лозовой Алексей Юрьевич. — Пятигорск, 2004. — 20 с.
14. 1. Бессонова, Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Бессонова Елена Анатольевна. — Хабаровск, 2000. — 160 с.
15. 12. Кулюткин, Ю. Н. Методологическая рефлексия как условие интеграции знаний / Ю. Н. Кулюткин // Интеграционные процессы в образовании взрослых : матер. науч.-практ. конф. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 103–105.
16. 11. Криулина, А. А. Технология выявления рефлексивного компонента профессиональной культуры педагога / А. А. Криулина // Социальные и педагогические технологии в системе образования. — Белгород, 1998. — С. 29–38.
17. 10. Концептуальные проблемы современного этапа модернизации педагогического образования в России // Непрерывное образование: XXI век. — 2015. — № 2 (10). — С. 19–30.
18. 9. Козиев, В. Н. Самообразование и самооценка учителя / В. Н. Козиев // Психологические проблемы самообразования учителя : сб. науч. тр. / под ред. Г. С. Сухобской. — Москва, 1986. — С. 19–27.
19. 8. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. — Москва : Изд-во Института психологии РАН, 2004. — 424 с.
20. 7. Звенигородская, Г. П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект / Г. П. Звенигородская. — Хабаровск : Изд-во ГОУ ВПО ХГПУ, 2003. — 133 с.
21. 6. Елисеев, В. К. Технологии формирования рефлексивной культуры учителя / В. К. Елисеев // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 37–40.
22. 5. Глуханюк, Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Глуханюк Наталья Степановна. — Екатеринбург, 2001. — 297 с.
23. 4. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С. 28–44.
24. 3. Богин, В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности / В. Г. Богин // Современная дидактика: теория — практике / под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — Москва, 1993. — С. 159–175.
25. 2. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. — Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. — 216 с.

Остальные статьи