Дата публикации: 01.07.2023

Взаимосвязь локуса контроля учителя и непрямой агрессии учащихся по отношению к нему

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи локуса контроля педагога и проявления непрямой агрессии учащихся по отношению к нему. В исследовании приняли участие 5 189 педагогов, проживающих в девяти регионах России. Результаты показали значимые отрицательные корреляционные связи между уровнем субъективного контроля педагогов и их опытом столкновения с непрямой агрессией со стороны учащихся. Регрессионный анализ показал, что локус контроля педагогов может предсказывать их столкновение с непрямой агрессией учащихся. Оценка предиктивности различных субшкал локуса контроля по отношению к видам непрямой агрессии показала, что самым значимым предиктором является показатель общей интернальности.




Введение

Разнообразные методологические подходы, в рамках которых концептуализируется агрессивное поведение участников образовательного процесса, как правило, сфокусированы на отношениях между самими учениками, однако обращение внимания на взаимодействие «ученик — учитель», на наш взгляд, не менее важно для конституирования благоприятной социально-психологической среды в образовательном учреждении и в жизни самих субъектов. Проблема проявления агрессии подростков по отношению к учителям относительно недавно стала интенсивно изучаться исследователями по всему миру [12; 18; 20; 30; 33; 35; 45; 47]. Однако уже сейчас понятно, что отношения, возникающие между учениками и учителями, обусловливают успешность обучения как академическим, так и социальным навыкам, развитие эмпатии и толерантности, чувство безопасности, психологическое благополучие в целом. В самом общем виде задача, которая стоит перед теоретиками и практиками социальнопсихологической науки, состоит в том, чтобы нивелировать негативные эффекты и последствия возникающих деструктивных отношений, а также сформировать защитные стратегии для учителей и векторы развития просоциального поведения подростков. 

Можно сказать, что исследователи, занимающиеся подобной проблематикой, объединены общей идеей о недопустимости агрессии в образовательном учреждении в целом, и, конечно, они конгениальны относительно девиктимизации учителей в частности. Для разработки профилактических программ необходимо формирование целостного понимания структуры агрессивного поведения по отношению к учителям со стороны подростков, его мотивационных причин, внутриличностных провокативных и превентивных факторов (как подростков, так и самих учителей), распространенности, а также институциональных возможностей и ограничений, в рамках которых работают учителя. В этом направлении проводятся эмпирические исследования, которые рассматривают типологические характеристики агрессивного поведения подростков, оценивают распространенность такого поведения в разных контекстах, диагностируют его сущностные и содержательные детерминанты.

Распространенность агрессивного поведения подростков в отношении учителей колеблется в зависимости от страны. В США было зафиксировано, что 80 % учителей сталкиваются по крайней мере с одной из форм виктимизации [38]. В словацких средних школах было выявлено, что 49 % учителей подвергаются насилию в течение месяца [28], похожие показатели зафиксированы в Великобритании1 и Южной Африке [27]. Исследователи из Китая получили результаты, согласно которым 25 % учителей подвергались агрессии за последний учебный год [43], а в Германии 26 % школьных администраторов сообщили о физическом нападении на учителей, при этом 48 % отметили, что за последние 5 лет были случаи психологического насилия над учителями со стороны учащихся [46].

Список литературы

1. 39. Rotter, J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement / J. B. Rotter // Psychological monographs. — 1966. — Vol. 80, № 1. — Р. 1–28. — <a href="https://doi.org/10.1037/h0092976" target="_blank">https://doi.org/10.1037/h0092976</a>
2. 27. De Wet, C. Free State educators’ experiences and recognition of bullying at schools / C. De Wet // South African Journal of Education. — 2006. — Vol. 26, № 1. — Р. 61–73.
3. 28. Dzuka, J. Student violence against teachers : Teachers’ well-being and the belief in a just world / J. Dzuka, C. Dalbert // European Psychologist. — 2007. — Vol. 12, № 4. — Р. 253–260. — <a href="https://doi.org/10.1027/1016-9040.12.4.253" target="_blank">https://doi.org/10.1027/1016-9040.12.4.253</a>
4. 29. Internal Locus of Control, Entrepreneurial Learning, Risk Tolerance on Selfefficacy, and Entrepreneurial Intention / D. F. Karya, M. Yu. Anshori, R. A. Elfita [et al.] // Proceedings of the 19th International Symposium on Management (INSYMA 2022) / ed
5. 30. Kopeckу, K. Specifics of Cyberbullying of Teachers in Czech Schools — A National Research / K. Kopecký, R. Szotkowski // Informatics in Education. — 2017. — Vol. 16, № 1. — Р. 103–119. — DOI: 10.15388/infedu.2017.06
6. 31. Kutanis, R. O. The Effects of Locus of Control on Learning Performance : A Case of an Academic Organization / R. O. Kutanis, M. Mesci // Journal of Economic and Social Studies. — 2011. — Vol. 1, № 1. — Р. 113–136. — <a href="https://doi.org/10.14706/JECOSS1112" target="_blank">https://doi.org/10.14706/JECOSS1112</a>
7. 32. Locus of control and well-beingat work : How generalizable are western findings? / P. E. Spector, C. Cooper, J. I. Sanchez [et al.] // Academy of Management Journal. — 2002. — Vol. 45. — Р. 453–466.
8. 33. Maeng, J. L. Student threats of violence against teachers : Prevalence and outcomes using a threat assessment approach / J. L. Maeng, M. Malone, D. Cornell // Teaching and Teacher Education. — 2020. — Vol. 87. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.102</a>
9. 34. Moon, B. An Exploratory Study of Violence and Aggression Against Teachers in Middle and High Schools : Prevalence, Predictors, and Negative Consequences / B. Moon, J. McCluskey // Journal of School Violence. — 2017. — Vol. 19, № 2. — Р. 122–137. — htt
10. 35. Moon, B. Aggression against middle and high school teachers : Duration of victimization and its negative impacts / B. Moon, J. McCluskey, M. Morash // Aggressive Behavior. — 2019. — Vol. 45. — Р. 517–526. — <a href="https://doi.org/10.1002/ab.21840" target="_blank">https://doi.org/10.1002/ab.21840</a>
11. 36. Ng, T. W. H. Locus of control at work: a meta-analysis / T. W. H. Ng, K. L. Sorensen, L. T. Eby // Journal of Organizational Behavior. — 2006. — Vol. 27. — Р. 1057–1087. — <a href="https://doi.org/10.1002/job.416" target="_blank">https://doi.org/10.1002/job.416</a>
12. 37. Pavalache-Ilie, M. Burnout, locus of control and job satisfaction. A study on high school teachers / M. Pavalache-Ilie, G. Ursu // Bulletin of the Transilvania University of Braşov. — 2016. — Vol. 9, № 1. Special Issue Series VII: Social Sciences. —
13. 38. Predicting and reducing aggression and violence toward teachers : Extent of the problem and why it matters / S. D. McMahon, A. Martinez, L. Reddy [et al.] // The Wiley handbook of violence and aggression : [Vol. I–III] / ed. by P. Sturmey. — Hoboken,
14. 26. Chance locus of control predicts moral disengagement which decreases well-being / Q. Guo, Ya. Guo, X. Qiao [et al.] // Personality and Individual Differences. — 2021. — Vol. 171. — 110489. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110489" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110489</a>
15. 40. Sheard, S. Classroom management skills and teacher locus of control / S. Sheard // Theses and Dissertations. — 1996. — URL: <a href="https://rdw.rowan.edu/cgi/viewcontent." target="_blank">https://rdw.rowan.edu/cgi/viewcontent.</a> cgi?article=3209&context=etd (date of the application: 07.02.2023).
16. 41. SooHyun,O. Routine activity theory, target congruence, and school context: amultilevel analysis of teacher victimization / O. SooHyun, P. Wilcox // Victims and Offenders. — 2018. — Vol. 13, № 3. — Р. 349–372. — <a href="https://doi.org/10.1080/15564886.2017.13" target="_blank">https://doi.org/10.1080/15564886.2017.13</a>
17. 42. Spector, P. E. Behaviour in organizations as a function of employee’s locus of control / P. E. Spector // Psychological Bulletin. — 1982. — Vol. 91. — Р. 482–497.
18. 43. Teacher victimization by students in China : A multilevel analysis / C. Yang, L. Jenkins, S. S. Fredrick [et al.] // Aggressive Behavior. — 2019. — Vol. 45, № 2. — Р. 169–180. — <a href="https://doi.org/10.1002/ab.21806" target="_blank">https://doi.org/10.1002/ab.21806</a>
19. 44. Teachers’ Experiences With Multiple Victimization : Identifying Demographic, Cognitive, and Contextual Correlates / A. Martinez, S. D. McMahon, D. Espelage [et al.] // Journal of School Violence. — 2016. — Vol. 15, № 4. — Р. 387–405. — <a href="https://doi.org" target="_blank">https://doi.org</a>
20. 45. Understanding and preventing violence directed against teachers : Recommendations for a National research, practice and policy Agenda / D. Espelage, E. Anderman, V. Brown [et al.] // American Psychologist. — 2013. — Vol. 68, № 2. — Р. 75–87. — <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
21. 46. Violence against teachers reported at every third primary school // The local.de — 2018. — URL:
22. <a href="https://www.thelocal.de/20180502/physical-violence-against-teachersreported-at-every-third-primary-school-study/" target="_blank">https://www.thelocal.de/20180502/physical-violence-against-teachersreported-at-every-third-primary-school-study/</a> (date of the application: 07.02.2023).
23. 47. Violence directed against teachers : Results from a national survey / S. McMahon, A. Martinez, D. Espelage [et al.] // Psychology in the Schools. — 2014. — Vol. 51, № 7. — Р. 753–766. — <a href="https://doi.org/10.1002/pits.21777" target="_blank">https://doi.org/10.1002/pits.21777</a>
24. 48. Wahyeni, R. The Analysis of Self-Efficacy and Locus of Control in Students’ Online Learning Title / R. Wahyeni, N. Gailea // Proceedings of the 3rd Annual Conference of Education and Social Sciences (ACCESS 2021). — Serang, Indonesia, 2022. — Р. 395–4
25. 49. Yang, Y. School Violence and Teacher Professional Engagement : A Cross-National Study / Y. Yang, L. Qin, L. Ning // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 12. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.3389/fpsyg.2021.628809
26. 14. Ракицкая, А. В. Синдром эмоционального выгорания у педагогов с различными видами агрессии : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Ракицкая Анна Викторовна. — Минск, 2016. — 28 с.
27. 2. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, № 3. — С. 152–162.
28. 3. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 352 с.
29. 4. Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С. Н. Ениколопов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. — Москва : Политическая энциклопедия, 2014. — 494 с.
30. 5. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 368 с.
31. 6. Карпов, А. В. Локус контроля как фактор метакогнитивной сферы личности и его специфика в образовательной деятельности / А. В. Карпов, Е. В. Карпова, Е. В. Маркова // Перспективы науки и образования. — 2022. — № 3 (57). — С. 402–421. — <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/
32. 7. Ковальчук, В. И. Психическое выгорание тренеров / В. И. Ковальчук // Ананьевские чтения — 2000. — Санкт-Петербург, 2000. — С. 97–98.
33. 8. Красильникова, В. Г. Педагогическая рефлексия и локус контроля в структуре профессионально значимых качеств личности учителя / В. Г. Красильникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 30. — С. 56–60.
34. 9. Краснова, Т. Г. Взаимосвязь психологического благополучия и локус контроля личности педагогов / Т. Г. Краснова // Межотраслевое сотрудничество на пути к реформированию национальной системы образования : сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Пет
35. 10. Ледовская, Т. В. Экстернальные и интернальные ресурсы жизнестойкости педагога / Т. В. Ледовская, Н. А. Панина // Интеграция в психологии: теория, методология, практика : сб. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Ярославль, 27 мая 2022
36. 11. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. — Ленинград : Наука, 1983. — 240 с.
37. 12. Подростковая агрессия в отношении учителя: опыт столкновения и связь с личностными факторами / А. А. Реан, А. В. Егорова, И. А. Коновалов, Р. Г. Кузьмин // Сибирский психологический журнал. — 2022. — № 85. — C. 118–143. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.17223/172
38. 13. Полякова, О. Б. Специфика локуса контроля психологов и педагогов с профессиональными деформациями / О. Б. Полякова // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2015. — Т. 14, № 2 (129). — С. 12–19.
39. 1. Абдуллаева, М. М. Взаимосвязь локуса контроля с симптомами профессионального «выгорания» учителей средних школ / М. М. Абдуллаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2012. — № 640
40. 15. Реан, А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности / А. А. Реан // Психологический журнал. — 1998. — № 4. — С. 3–12.
41. 16. Реан, А. А. Локус контроля и делинквентность / А. А. Реан // Психология девиантности. Дети. Общество. Закон : монография / под ред. А. А. Реана. — Москва, 2016. — С. 240–258.
42. 17. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 276 с.
43. 18. Реан, А. А. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика / А. А. Реан, А. В. Егорова // Национальный психологический журнал. — 2021. — № 2 (42). — С. 98–108. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.11621/n
44. 19. Реан, А. А. Взаимосвязь локуса контроля учителя и прямой агрессии учащихся по отношению к нему / А. А. Реан, А. В. Егорова, Р. Г. Кузьмин // Психология человека в образовании. — 2023. — Т. 5, № 2. — С. 204–223. — <a href="https://doi.org/10.33910/2686-95272023" target="_blank">https://doi.org/10.33910/2686-95272023</a>
45. 20. Собкин, B. C. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу / В. С. Собкин, А. С. Фомиченко // Социология образования. Труды по социологии образования / под ред. B. C. Собкина. — Москва, 2012. — С. 137–147. — (Социокультурные проб
46. 21. Тарасова, Е. О. Влияние локуса контроля на самоотношение людей среднего возраста / Е. О. Тарасова, Н. М. Борисова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2007. — № 2. — С. 93–99.
47. 22. Черненко, Ю. А. Феномен буллинга в российских школах: учителя — жертвы / Ю. А. Черненко, Д. И. Сапрыкина // Коммуникации. Медиа. Дизайн. — 2018. — № 3 (2). — С. 136–150.
48. 23. Akomolafe, B. B. The role of control in predicting teacher job satisfaction in secondary schools in Ondo State, Nigeria. Fudma / B. B. Akomolafe, M. J. Akomolafe // Journal of Educational Foundations. — 2022. — Vol. 4, № 2. — Р. 118–127.
49. 24. Angelova, N. V. Locus of Control and Its Relationship With Some Social-Demographic Factors / N. V. Angelova // Psychological Thought. — 2016. — Vol. 9, № 2. — Р. 248–258.
50. 25. A Study of the Psychological Factors Resulting in High and Low Academic Performance of Public Sector University Students / Z. Rahman, F. U. Khan, W. Muhammad [et al.] // Journal of Policy Research. — 2022. — Vol. 8, № 4. — Р. 14–22.

Остальные статьи