Дата публикации: 01.07.2023

Роли и функции домашних питомцев (собак и кошек) в современной семье и культуре

Аннотация

В статье на основе результатов нескольких экспериментальных исследований обосновывается серьезное влияние присутствия собак и кошек на особенности состояния и протекания деятельности людей, в частности, при прохождении тестирования. Показано, что в стрессовой ситуации присутствие кота оказывает положительное влияние на психологическое и физиологическое состояние испытуемых, особенно мужчин. В статье также приведены результаты исследования субъективных представлений людей о роли и функциях собак и кошек в современной семье. Обнаружено, что субъективно воспринимаемые людьми психологические роли и функции собак и кошек в современной культуре очень разнообразны, причем лишь незначительная часть этих ролей может рассматриваться как связанная с потенциально формальным статусом («домашний питомец»), большей частью эти роли неформальны и отражают разнообразные социально-психологические отношения.




Введение

Тема взаимодействия домашних животных с человеком мало кого оставляет равнодушным, привлекая внимание не только специалистов по поведению животных [5; 12], но и психологов [1; 4; 14], социологов [3], философов [2]. Появилось даже особое научное направление исследований — антрозоология. Исследованиями в этой области занимались  многие зарубежные психологи. Целый ряд исследований показывают благотворное влияние контактов с домашними животными на физическое и психическое здоровье людей [13], активно развиваются различные виды анималотерапии (например, канистерапия, фелинотерапия, иппотерапия и др.) [6; 8]. В США, например, разрабатывались проекты по введению животных в школы. Был выявлен целый ряд позитивных эффектов этих проектов: дети стали с большим удовольствием посещать школу, были более активны в классе и больше сотрудничали друг с другом, застенчивые дети стали более раскованными, усиливалась мотивация детей, развивалось чувство ответственности, животные способствовали сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, уменьшали напряжение в классе, способствовали эмоциональной стабильности детей [15; 16]. Аргументом против выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег [7]. Неоднозначность данных о влиянии присутствия животных на состояние человека приводит то к созданию «живых уголков» во всех без разбора детских учреждениях, то к полному запрету содержания и просто присутствия в детских (а порой и не только в детских) учреждениях домашних животных. По-видимому, требуются серьезные исследования влияния присутствия домашних животных на психическое развитие и состояние людей в разных ситуациях.

В течение ряда лет мы проводили исследования роли собак и кошек в современной культуре и семье [10]. Уже не раз мы показывали, что они являются неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Наши исследования позволили утверждать, что даже простое присутствие собаки оказывает значительное влияние на эмоционально-психическое состояние человека, его мотивацию и эффективность деятельности [9].

В данной статье мы решили, с одной стороны, показать на материале экспериментального исследования, что кошки, хотя они значительно позже собак начали свой путь вхождения в культуру, оказывают на состояние и деятельность человека значительное влияние. С другой стороны, на основании ряда проведенных исследований мы попытались показать место и функции этих животных в субъективно-психологической системе семьи, так как именно семью рассматриваем как важнейший носитель и транслятор культуры.

Исследование 1

Список литературы

1. 16. Tissen, I. School-Based Social Training with and without Dogs : Evaluation of Their Effectiveness / I. Tissen, A. Hergovich, Ch. Spiel // Anthrozoos : A Multidisciplinary Journal of the Interactions of People and Animals. — 2007. — Vol. 20, № 4. — P.
2. 15. Rud, Jr., A. G. Companion animals in Indiana elementary schools / A. G. Rud, Jr., A. M. Beck // Anthrozoos : A Multidisciplinary Journal of The Interactions of People and Animals. — 2003. — Vol. 16, № 3. — P. 241–251.
3. 14. Blouin, D. D. Are Dogs Children, Companions, or Just Animals? Understanding Variations in People’s Orientations toward Animals / D. D. Blouin // Anthrozoos : A Multidisciplinary Journal of The Interactions of People and Animals. — 2013. — Vol. 26, № 2
4. Xerczog, X. Radost`, gadost` i obed. Vsya pravda o nashix otnosheniyax s zhivotny`mi / X. Xerczog. — Moskva : Kar`era Press, 2011. — 384 s.
5. 13. Херцог, Х. Радость, гадость и обед. Вся правда о наших отношениях с животными / Х. Херцог. — Москва : Карьера Пресс, 2011. — 384 с.
6. Fennel, D. Kak ponyat` sobaku. Nauchis` govorit` na yazy`ke luchshego druga / D. Fennel. — Moskva : RIPOL klassik, 2009. — 320 s.
7. 12. Феннел, Д. Как понять собаку. Научись говорить на языке лучшего друга / Д. Феннел. — Москва: РИПОЛ классик, 2009. — 320 с.
8. interv`yu: metod, vozmozhnosti, perspektivy` / L. V. Trubicyna. — Moskva : RUSAJNS, 2023. — 282 s.
9. 11. Трубицына, Л. В. Качественное слабоструктурированное интервью: метод, возможности, перспективы / Л. В. Трубицына. — Москва : РУСАЙНС, 2023. — 282 с.
10. Trubicyna, L. V. Mesto domashnix zhivotny`x v psixologicheskoj strukture sem`i / L. V. Trubicyna, E. V. Moshkalo // Voprosy` psixologii. — 2019. — № 5. — S. 57–65.
11. 10. Трубицына, Л. В. Место домашних животных в психологической структуре семьи / Л. В. Трубицына, Е. В. Мошкало // Вопросы психологии. — 2019. — № 5. — С. 57–65.
12. Trubicyna, L. V. Issledovanie vliyaniya prisutstviya (uchastiya v deyatel`nosti) sobaki ili koshki na e`mocional`noe sostoyanie, motivaciyu i e`ffektivnost` deyatel`nosti cheloveka / L. V. Trubicyna // Konferencium ASOU : sb. nauch. tr. i mater. nauch.-pr
13. 9. Трубицына, Л. В. Исследование влияния присутствия (участия в деятельности) собаки или кошки на эмоциональное состояние, мотивацию и эффективность деятельности человека / Л. В. Трубицына // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и матер. науч.-практ. конф. —
14. Subbotin, A. V. Lechebnaya kinologiya. Teoreticheskie podxody` i prakticheskaya realizaciya / A. V. Subbotin, L. L. Rashhevskaya. — Moskva : Makcentr. Izdatel`stvo, 2004. — 158 s.
15. 8. Субботин, А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. — Москва : Макцентр. Издательство, 2004. — 158 с.
16. Pravorotov, G. V. Zoopsixologiya dlya gumanitariev : ucheb. posobie / G. V. Pravorotov. — Novosibirsk : YuKE`A, 2001. — 392 s.
17. 7. Праворотов, Г. В. Зоопсихология для гуманитариев : учеб. пособие / Г. В. Праворотов. — Новосибирск : ЮКЭА, 2001. — 392 с.
18. Nikol`skaya, A. V. Nenapravlennaya animaloterapiya. Pozitivny`e i negativny`e aspekty` vzaimodejstviya s sobakoj u detej i vzrosly`x / A. V. Nikol`skaya, N. A. Ul`yanova. — Moskva : Akvarium-Print, 2009. — 208 s.
19. 6. Никольская, А. В. Ненаправленная анималотерапия. Позитивные и негативные аспекты взаимодействия с собакой у детей и взрослых / А. В. Никольская, Н. А. Ульянова. — Москва : Аквариум-Принт, 2009. — 208 с.
20. Koppinger, L. Sobaki. Novy`j vzglyad na proisxozhdenie, povedenie i e`volyuciyu sobak / L. Koppinger, R. Koppinger. — Moskva : Sofion, 2004. — 388 s.
21. 5. Коппингер, Л. Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак / Л. Коппингер, Р. Коппингер. — Москва : Софион, 2004. — 388 с.
22. Zorina, Z. A. Zoopsixologiya. E`lementarnoe my`shlenie zhivotny`x : ucheb. posobie / Z. A. Zorina, I. I. Poletaeva. — Moskva : Aspekt-Press, 2001. — 320 s.
23. 4. Зорина, З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных : учеб. пособие / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. — Москва : Аспект-Пресс, 2001. — 320 с.
24. Gijo, D. Lyudi i sobaki / D. Gijo. — Moskva : Novoe literaturnoe obozrenie, 2019. — 328 s.
25. 3. Гийо, Д. Люди и собаки / Д. Гийо. — Москва : Новое литературное обозрение, 2019. — 328 с.
26. Vinn, K. D. L. Dusha sobaki. Kak i pochemu vasha sobaka vas lyubit / Klajv D. L. Vinn. — Moskva : E`ksmo, 2019. — 272 s.
27. 2. Винн, К. Д. Л. Душа собаки. Как и почему ваша собака вас любит / Клайв Д. Л. Винн. — Москва : Эксмо, 2019. — 272 с.
28. Varga, A. Ya. Uchastie domashnego pitomcza v zhiznennom cikle semejnoj sistemy` / A. Ya. Varga, E. Yu. Fedorovich // Voprosy` psixologii. — 2010. — № 1. — S. 56–65.
29. 1. Варга, А. Я. Участие домашнего питомца в жизненном цикле семейной системы / А. Я. Варга, Е. Ю. Федорович // Вопросы психологии. — 2010. — № 1. — С. 56–65.

Остальные статьи