Роли и функции домашних питомцев (собак и кошек) в современной семье и культуре
Аннотация
В статье на основе результатов нескольких экспериментальных исследований обосновывается серьезное влияние присутствия собак и кошек на особенности состояния и протекания деятельности людей, в частности, при прохождении тестирования. Показано, что в стрессовой ситуации присутствие кота оказывает положительное влияние на психологическое и физиологическое состояние испытуемых, особенно мужчин. В статье также приведены результаты исследования субъективных представлений людей о роли и функциях собак и кошек в современной семье. Обнаружено, что субъективно воспринимаемые людьми психологические роли и функции собак и кошек в современной культуре очень разнообразны, причем лишь незначительная часть этих ролей может рассматриваться как связанная с потенциально формальным статусом («домашний питомец»), большей частью эти роли неформальны и отражают разнообразные социально-психологические отношения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 172-181 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_172 |
Введение
Тема взаимодействия домашних животных с человеком мало кого оставляет равнодушным, привлекая внимание не только специалистов по поведению животных [5; 12], но и психологов [1; 4; 14], социологов [3], философов [2]. Появилось даже особое научное направление исследований — антрозоология. Исследованиями в этой области занимались многие зарубежные психологи. Целый ряд исследований показывают благотворное влияние контактов с домашними животными на физическое и психическое здоровье людей [13], активно развиваются различные виды анималотерапии (например, канистерапия, фелинотерапия, иппотерапия и др.) [6; 8]. В США, например, разрабатывались проекты по введению животных в школы. Был выявлен целый ряд позитивных эффектов этих проектов: дети стали с большим удовольствием посещать школу, были более активны в классе и больше сотрудничали друг с другом, застенчивые дети стали более раскованными, усиливалась мотивация детей, развивалось чувство ответственности, животные способствовали сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, уменьшали напряжение в классе, способствовали эмоциональной стабильности детей [15; 16]. Аргументом против выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег [7]. Неоднозначность данных о влиянии присутствия животных на состояние человека приводит то к созданию «живых уголков» во всех без разбора детских учреждениях, то к полному запрету содержания и просто присутствия в детских (а порой и не только в детских) учреждениях домашних животных. По-видимому, требуются серьезные исследования влияния присутствия домашних животных на психическое развитие и состояние людей в разных ситуациях.
В течение ряда лет мы проводили исследования роли собак и кошек в современной культуре и семье [10]. Уже не раз мы показывали, что они являются неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Наши исследования позволили утверждать, что даже простое присутствие собаки оказывает значительное влияние на эмоционально-психическое состояние человека, его мотивацию и эффективность деятельности [9].
В данной статье мы решили, с одной стороны, показать на материале экспериментального исследования, что кошки, хотя они значительно позже собак начали свой путь вхождения в культуру, оказывают на состояние и деятельность человека значительное влияние. С другой стороны, на основании ряда проведенных исследований мы попытались показать место и функции этих животных в субъективно-психологической системе семьи, так как именно семью рассматриваем как важнейший носитель и транслятор культуры.