Оценка деятельности педагога с помощью психологических тестовых методик
Аннотация
В статье рассматривается современная психодиагностическая тестовая методика оценки уровня психолого-педагогической компетенции педагога. Данная методика, разработанная С. В. Климиным для аттестации педагогов, позволяет выявить уровень владения знаниями, умениями и наличие способности к педагогической деятельности. Методикой обеспечивается объективная оценка квалификации педагогов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 149-156 |
УДК | 37.08+159.9.072.5 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_149 |
Роль учителя, наставника, воспитателя во все времена была и есть значима для современного и будущего человечества, поэтому чрезвычайно актуальна адекватная оценка деятельности педагога. Существует значительное количество точек зрения на то, что считать эталоном педагогической деятельности и как его определять (Ф. Н. Гоноболин, С. В. Климин, В. А. Крутецкий, Н. Д. Левитов, В. Д. Шадриков и др.) [2; 3; 4; 6]. С целью выявления уровня психолого-педагогической компетенции педагога проводилась диагностика, в ходе которой изучались и анализировались различные характеристики деятельности педагога: знания, умения, способности и личностные качества. Естественно, что для выявления характерных особенностей деятельности педагога можно использовать различные психологические приемы и методы, такие как наблюдение, беседа, анкетирование, решение конфликтных ситуаций, ролевые, деловые игры и другие их виды. Широкое распространение получили методика письменной работы (конспект урока) аттестуемого и решение педагогами ситуативных задач (А. В. Дубаков, С. В. Климин, В. И. Лещинский, В. Д. Шадриков) [3; 6].
Современная школа ставит перед учителем сложные задачи. Для их успешного решения педагог должен быть способен разрабатывать/осваивать/применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности, поведения, решения конфликтов в реальной и виртуальной среде, обладать знаниями об основных закономерностях возрастного развития, о социализации личности [5]. Кроме того, педагог должен уметь совместно с психологом и другими специалистами составить психолого-педагогическую характеристику ученика, портрет личности обучающегося. Для успешного решения подобных задач педагогу в значительной мере необходимо обладать психолого-педагогической компетенцией, и чем более высокого уровня владения методами и средствами педагогического воздействия он достигает, тем проще происходит решение многих проблем и преодоление трудностей в ходе педагогической деятельности.
В процессе решения ситуативных задач педагог не только получает оценку своего труда, но и овладевает новыми приемами выхода из затруднительных положений в процессе взаимодействия с обучающимися. Необходимо отметить, что ситуативная задача представлена для педагога в виде конкретной проблемы, в основе которой лежит конфликт противоречий, побуждающий аттестуемого к активной мыслительной деятельности, одновременно мотивируя его к новым креативным подходам к себе и к своим действиям. Решение ситуативных задач, как и проблемных ситуаций, состоит из нескольких этапов: обнаружения факта, описания педагогической ситуации, определения ее содержания, анализа ситуации, формулирования педагогической задачи, дополнительной теоретической и практической подготовки к решению задачи, выбора способа решения задачи, самоанализа и самооценки принятого решения. Другими словами, в ситуативных задачах педагогами используются такие же мыслительные действия, как и в задачах на развитие теоретического мышления. При этом педагог в процессе своей мыслительной деятельности должен опираться на строго обусловленную этапность своих действий (об идее ступенчатости психического процесса см. работы П. П. Блонского, Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейна).
Одним из наиболее эффективных методов, реализующим вышеописанные положения в ходе выявления уровня владения знаниями, умениями и наличия способности к педагогической деятельности, является психодиагностическая тестовая методика оценки уровня психолого-педагогической компетенции в педагогическом коллективе, которая была разработана под руководством С. В. Климина (первоначально данная методика была предложена в рамках технологии «КАС ДОУ — Аттестация»: «Педагогические задачи» (С. В. Климин, А. Г. Синицын, В. М. Гузеев)) и ориентирована на оценку психолого-педагогических умений педагогов и всего педагогического коллектива. Она дает возможность выявить соответствие умений специалиста требованиям образовательного стандарта. Следует отметить, что данная методика была рекомендована Государственным экспертным центром оценки образования в 2009 г., Федеральным институтом развития образования в 2011 г. и Ассоциацией развития технологий оценки работников и образовательных учреждений в 2015 г. В зависимости от цели оценки психолого-педагогической компетенции педагогов методика включает от 24 до 36 проблемных ситуативных педагогических задач с подробным описанием и шестью вариантами ответов, три из которых являются верными, но каждый из них соответствует одному из трех уровней психолого-педагогической компетенции. Три других ответа позволяют квалифицировать у аттестуемого несформированный уровень психолого-педагогической компетенции. Без сомнения, значительными преимуществами данной методики являются простота процедуры, минимальные временные затраты аттестуемого на решение заданий. Компактность методики обеспечивает выявление уровня психолого-педагогической компетенции педагога. При этом указанная методика позволяет проанализировать полноту знаний и умений аттестуемого для выделения/определения:
— профессионально-технологических компетенций владения актуальными технологиями и базовой методической подготовкой;