Дата публикации: 01.07.2023

Социально-психологическая готовность и профессиональная направленность учащихся старших классов в процессе обучения

Аннотация

Статья посвящена исследованию социально-психологической готовности и профессиональной направленности учащихся старших классов в процессе обучения. Результаты исследования охватывают период 2012–2019 гг. Изучались практические формы социально-психологической готовности учащихся 9–10-х классов. Методом статистической обработки выяснялись различия убежденности в правильности выбора старшеклассниками профессии в процессе обучения.




Введение

Изучение социально-психологической готовности и профессиональной направленности учащихся старших классов в процессе обучения является актуальной проблемой в белорусской педагогической психологии. 

Выбор старшеклассниками профессии — это важное решение, которое нужно принять после окончания школы. Каждый молодой человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого — выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих, приносила бы ему эмоциональное удовлетворение и давала бы стабильный материальный доход.

Подготовка будущих специалистов порождает новые образовательные запросы [3; 6; 7], способствует разработке и внедрению эффективных способов формирования профессиональной направленности личности в юношеском возрасте [22]. Аспекты профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности в последние годы в связи с изменением социально-экономических отношений, появлением рынка труда приобрели особую актуальность.

Профессиональная направленность личности старшеклассников изучалась с помощью метода моделирования, что привело к определению профессиональной направленности личности старшеклассников как обособленной подсистемы, обладающей структурной самостоятельностью [16]. На основе конкретно-научной методологии и метода моделирования разработана авторская модель структуры профессиональной направленности личности в юношеском возрасте.

Список литературы

1. 12. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов — Москва : Знание, 1983. — 96 с.
2. 22. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова [и др.] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. — Санкт-Петербург : Речь, 2001. — 215 с.
3. 21. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 392 с.
4. 20. Покровская, С. Е. Понятие «профессиональная направленность личности» в современной психологии: анализ содержания / С. Е. Покровская // Белорусский психологический журнал. — 2004. — № 2. — С. 38–43.
5. 19. Покровская, С. Е. Профессиональное самоопределение личности и его характеристика / С. Е. Покровская, Н. А. Баркан // Приоритеты интеллектуальной элиты в развитии мировой цивилизации : матер. междунар. науч.-теор. конф., МГЭИ, 2 нояб. 2002 г. / под ред
6. 18. Покровская, С. Е. Особенности развития системы профессиональной ориентации молодежи РБ в условиях социально-экономических реформ / С. Е. Покровская // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации : сб. науч. ст. — Барановичи, 1999. — С. 11–25.
7. 17. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — Москва : Наука, 1986. — 198 с.
8. 16. Парамзин, В. П. Профессиональная направленность личности и ее формирование в школьные годы / В. П. Парамзин. — Новосибирск : НГПИ, 1987. — 153 с.
9. 15. Павлютенков, Е. М. Управление профориентацией в образовательной школе : учеб. пособие / Е. М. Павлютенков. — Владивосток : Дальневосточный университет, 1990. — 148 с.
10. 14. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 248 с.
11. 13. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1989. — 102 с.
12. 1. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности / К.А.Абульханова-Славская. — Москва : Наука, 1973. — 288 с.
13. 11. Иващенко, Ф. И. Трудовой поступок школьника / Ф. И. Иващенко. — Минск : Народная асвета, 1989. — 96 с.
14. 10. Иващенко, Ф. И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. — Москва : Университетское, 1988. — 124 с.
15. 9. Журавлев, В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В. И. Журавлев — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1972. — 198 с.
16. 8. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко. — Минск : Изд-во БГУ, 1976. — 168 с.
17. 7. Горлин, А. В. Подготовка к труду и сознательному выбору профессии / А.В. Горлин // Воспитание школьников. — 1979. — № 5. — С. 31–35.
18. 6. Бушуева, В. С. Об изучении мотивов выбора профессии старшеклассников / В. С. Бушуева // Вопросы нравственного воспитания учащейся молодежи : сб. ст. / под ред. И. К. Иванова. — Кемерово, 1974. — С. 14–26.
19. 5. Брушлинский, А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. — Москва : Знание, 1983. — 248 с.
20. 4. Брагина, В. Д. О соотношении профессиональных намерений, самооценки способностей и профессиональной пригодности учащихся 10 классов / В. Д. Брагина // Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы : сб.
21. 3. Борисова, Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Борисова Елена Михайловна. — Москва, 1995. — 21 с.
22. 2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. — Москва : Мысль, 1976. — 312 с.

Остальные статьи