Социально-психологическая готовность и профессиональная направленность учащихся старших классов в процессе обучения
Аннотация
Статья посвящена исследованию социально-психологической готовности и профессиональной направленности учащихся старших классов в процессе обучения. Результаты исследования охватывают период 2012–2019 гг. Изучались практические формы социально-психологической готовности учащихся 9–10-х классов. Методом статистической обработки выяснялись различия убежденности в правильности выбора старшеклассниками профессии в процессе обучения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 140-149 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_140 |
Введение
Изучение социально-психологической готовности и профессиональной направленности учащихся старших классов в процессе обучения является актуальной проблемой в белорусской педагогической психологии.
Выбор старшеклассниками профессии — это важное решение, которое нужно принять после окончания школы. Каждый молодой человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его ценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого — выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих, приносила бы ему эмоциональное удовлетворение и давала бы стабильный материальный доход.
Подготовка будущих специалистов порождает новые образовательные запросы [3; 6; 7], способствует разработке и внедрению эффективных способов формирования профессиональной направленности личности в юношеском возрасте [22]. Аспекты профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности в последние годы в связи с изменением социально-экономических отношений, появлением рынка труда приобрели особую актуальность.
Профессиональная направленность личности старшеклассников изучалась с помощью метода моделирования, что привело к определению профессиональной направленности личности старшеклассников как обособленной подсистемы, обладающей структурной самостоятельностью [16]. На основе конкретно-научной методологии и метода моделирования разработана авторская модель структуры профессиональной направленности личности в юношеском возрасте.