Дата публикации: 01.07.2023

Чат-бот как инструмент оценки способности студентов противодействовать психологическому давлению при онлайн-коммуникации

Аннотация

Разработана и апробирована на выборке студентов методика «Чат-бот диагностики коммуникативных умений противодействия психологическому давлению». Бот имитирует ситуацию общения в режиме реального времени и помогает оценить уровень развития коммуникативных умений, выделенных при анализе литературы как умения противодействия психологическому давлению: умение распознать ситуации психологического давления; умение вербально высказать свои эмоции и желания социально приемлемым способом («Я-высказывание», умение сказать «нет»); умение использовать разные способы «слушания» в зависимости от содержания передаваемой собеседником информации (активное, эмпатическое, пассивное). Предложенная авторами методика диагностики показала высокие значения по надежности-устойчивости (ретестовой) и надежности-согласованности. Валидность методики подтверждена высокими показателями дискриминативности, а также дополнительными методами оценки валидности (формирующий эксперимент, оценка тональности высказываний с помощью текстовой библиотеки TextBlob).




Коммуникация в сети Интернет изменяет привычные способы социального взаимодействия. Интернет-общение характеризуется в первую очередь дистанцированностью и анонимностью, вследствие которых возникает риск безнаказанности и снижения психологической ответственности за возможные негативные последствия действий, совершаемых человеком в цифровой среде [4; 6; 24; 29], а также риск изменения интернет-поведения при онлайн-коммуникации в сторону антисоциального — возникновения ситуаций психологического давления [21; 25; 27]. Под психологическим давлением мы понимаем способы  воздействия на личность партнера с целью изменения его поведения в своих интересах. Часто психологическое давление определяется как уловки в споре или манипуляции в общении [11; 12; 22]. Содержательный анализ описанных в литературе «уловок» и «манипуляций» показывает, что данное воздействие может оказываться на разные сферы психики человека (см.: [16]):

1) познавательную (желание сыграть на некомпетентности собеседника): «Это общеизвестный факт…», «Ты как умный человек согласишься, что…», «Неужели ты все еще не знаешь, что…» и т. п.;

2) мотивационную (приписывание собеседнику определенных мотивов): «Нетрудно предугадать продолжение твоей мысли», «Ты не хочешь меня понять», «Понятно, что ты хочешь сказать» и т. п.;

3) эмоциональную (выведение собеседника из состояния психического равновесия) — это в первую очередь оскорбления, перебивания, упреки и навешивание ярлыков.

Источником психологического давления выступает конфликтная ситуация как результат столкновения противоположно направленных, несовпадающих целей и мнений собеседников в отношении какого-либо спорного вопроса (проблемы) [3]. Конфликт может быть разрешен двумя способами (см.: [16]):

Список литературы

1. 15. Погожина, И. Н. Как связаны вовлеченность в ситуации кибербуллинга с коммуникативной компетентностью и уровнем морального развития интернет-пользователей? / И. Н. Погожина, О. С. Рекун // Мир психологии. — 2022. — № 1 (108). — С. 71–81. — DOI: 10.5194
2. 29. The “nasty effect” : Online incivility and risk perceptions of emerging technologies / A. A. Anderson, D. Brossar, D. A. Scheufele, M. A. Xenos // Journal of Computer-Mediated Communication. — 2014. — Vol. 19, № 3. — P. 373–387. — DOI: 10.1111/jcc4.12
3. 28. Smetanin, S. The Applications of Sentiment Analysis for Russian Language Texts : Current Challenges and Future Perspectives / S. Smetanin // IEEE Access. — 2020. — Vol. 8. — P. 110693–110719.
4. 27. Park, S. The relationship between online activities, netiquette and cyberbullying / S. Park, E. Na, E. Kim // Children and Youth Services Review. — 2014. — Vol. 42. — P. 74–81. — DOI: 10.1016/j.childyouth.2014.04.002
5. 26. Next generation: chatbots in clinical psychology and psychotherapy to Foster mental health-a scoping review / E. Bendig, L. Schulze-Thüsing, H. Baumeister, B. Erb // Verhaltenstherapie. — 2019. — Vol. 29, № 4. — P. 266–280.
6. 25. Hutchens, M. J. How could you think that?!?! : Understanding intentions to engage in political flaming / M. J. Hutchens, V. J. Cicchirillo, J. D. Hmielowski // New Media and Society. — 2015. — Vol. 17, № 8. — P. 1201–1219. — DOI: 10.1177/1461444814522
7. 24. Hsueh, M. “Leave your comment below” : Can biased online comments influence our own prejudicial attitudes and behaviors? / M. Hsueh, K. Yogeeswaran, S. Malinen // Human Communication Research. — 2015. — Vol. 41, № 4. — P. 557–576. — DOI: 10.1111/hcre.
8. 23. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе / Б. С. Горячкин, Д. А. Галичий, В. С. Цапий [и др.] // E-Scio. — 2021. — № 4 (55). — С. 529–551.
9. 22. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 480 с.
10. 21. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ / И. Н. Погожина, А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Т. А. Подольская // Вопросы образования. — 2020. — № 3. — С. 60–94.
11. 20. Тест-опросник коммуникативных умений: для подростков и старшеклассников / под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев : Перспектива, 1995. — 9 с.
12. 19. Талызина, Н. Ф. Деятельностная теория учения / Н. Ф. Талызина. — Москва : Изд-во Московского университета, 2018. — 440 с.
13. 18. Солдатова, Г. У. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания / Г. У. Солдатова, А. Н. Ярмина // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 3 (35). — С. 17–31.
14. 17. Розенберг, М. Язык жизни. Ненасильственное общение / М. Розенберг ; пер. с англ. А. Максимова. — Москва : София, 2018. — 272 с.
15. 16. Подольский, А. И. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А. И. Подольский, И. Н. Погожина // Образование личности. — 2014. — № 4. — С. 123–129.
16. 1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 688 с.
17. 14. Погожина, И. Н. Формирование и развитие познавательных структур: детерминанты и механизмы. Постнеклассическая модель : монография / И. Н. Погожина. — Москва : НИЯУ МИФИ, 2016. — 552 с.
18. 13. Погожина, И. Н. Психологическое давление как копинг-стратегия по разрешению внутрисемейных конфликтных ситуаций / И. Н. Погожина, А. И. Подольский // Психология стресса и совладающего поведения : матер. III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26–2
19. 12. Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. — Санкт-Петербург : Лань, 1996. — 160 с.
20. 11. Панкратов, В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация : практ. рук-во / В. Н. Панкратов. — Москва : Изд-во Института психотерапии, 2001. — 208 с.
21. 10. Митина, О. В. Разработка и адаптация психологических опросников / О. В. Митина. — Москва : Смысл, 2013. — 235 с.
22. 9. Кирина, М. А. Автоматическая оценка впечатлений обучающихся методами анализа тональности (на материале отзывов на онлайн-курсы на русском и английском) / М. А. Кирина, Л. Д. Тельнина // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022) :
23. 8. Ильясов, И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. — Москва : Изд-во Московского университета, 1986. — 200 с.
24. 7. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. — Москва : Московский психолого-социальный институт, 2005. — 332 с.
25. 6. Войскунский, А. Е. Психология и Интернет / А. Е. Войскунский. — Москва : Акрополь, 2010. — 439 с.
26. 5. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 351 c.
27. 4. Белинская, Е. П. Психология Интернет-коммуникации : учеб. пособие / Е. П. Белинская. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета ; Воронеж : МОДЭК, 2013. — 185 с.
28. 3. Анцупов, А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 304 с.
29. 2. Андреева, Г. М. Межличностное восприятие в группе / Г. М. Андреева. — Москва : Изд-во МГУ, 1981. — 295 с.

Остальные статьи