Чат-бот как инструмент оценки способности студентов противодействовать психологическому давлению при онлайн-коммуникации
Аннотация
Разработана и апробирована на выборке студентов методика «Чат-бот диагностики коммуникативных умений противодействия психологическому давлению». Бот имитирует ситуацию общения в режиме реального времени и помогает оценить уровень развития коммуникативных умений, выделенных при анализе литературы как умения противодействия психологическому давлению: умение распознать ситуации психологического давления; умение вербально высказать свои эмоции и желания социально приемлемым способом («Я-высказывание», умение сказать «нет»); умение использовать разные способы «слушания» в зависимости от содержания передаваемой собеседником информации (активное, эмпатическое, пассивное). Предложенная авторами методика диагностики показала высокие значения по надежности-устойчивости (ретестовой) и надежности-согласованности. Валидность методики подтверждена высокими показателями дискриминативности, а также дополнительными методами оценки валидности (формирующий эксперимент, оценка тональности высказываний с помощью текстовой библиотеки TextBlob).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 129-140 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_129 |
Коммуникация в сети Интернет изменяет привычные способы социального взаимодействия. Интернет-общение характеризуется в первую очередь дистанцированностью и анонимностью, вследствие которых возникает риск безнаказанности и снижения психологической ответственности за возможные негативные последствия действий, совершаемых человеком в цифровой среде [4; 6; 24; 29], а также риск изменения интернет-поведения при онлайн-коммуникации в сторону антисоциального — возникновения ситуаций психологического давления [21; 25; 27]. Под психологическим давлением мы понимаем способы воздействия на личность партнера с целью изменения его поведения в своих интересах. Часто психологическое давление определяется как уловки в споре или манипуляции в общении [11; 12; 22]. Содержательный анализ описанных в литературе «уловок» и «манипуляций» показывает, что данное воздействие может оказываться на разные сферы психики человека (см.: [16]):
1) познавательную (желание сыграть на некомпетентности собеседника): «Это общеизвестный факт…», «Ты как умный человек согласишься, что…», «Неужели ты все еще не знаешь, что…» и т. п.;
2) мотивационную (приписывание собеседнику определенных мотивов): «Нетрудно предугадать продолжение твоей мысли», «Ты не хочешь меня понять», «Понятно, что ты хочешь сказать» и т. п.;
3) эмоциональную (выведение собеседника из состояния психического равновесия) — это в первую очередь оскорбления, перебивания, упреки и навешивание ярлыков.
Источником психологического давления выступает конфликтная ситуация как результат столкновения противоположно направленных, несовпадающих целей и мнений собеседников в отношении какого-либо спорного вопроса (проблемы) [3]. Конфликт может быть разрешен двумя способами (см.: [16]):