Дата публикации: 01.07.2023

Динамика профессиональной готовности у студентов психологических специальностей последнего года обучения

Аннотация

Статья представляет собой обобщение проведенного эмпирического исследования динамики профессиональной готовности студентов психологических специальностей. Речь закономерно ведется об особенностях и компонентах профессиональной готовности, об этапах учебной деятельности студентов последнего года обучения. На основе выявленных компонентов (мотивационного, коммуникативного, волевого, ценностно-смыслового, оценочно-рефлексивного) было осуществлено психологическое тестирование студентов в начале и в конце последнего года обучения, результаты которого показали определенную динамику в исследуемой сфере. Рассуждения о состоявшейся динамике были подтверждены математико-статистическим анализом.




Психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой механизм социальной детерминации, активно воспринимаемый самим субъектом. При ознакомлении с феноменом психологической и личностной готовности к профессиональной деятельности всегда на первый план выдвигаются вопросы взаимодействия индивида и общества, то есть коммуникации, произвольности и самоконтроля, рефлексивности, ценностно-смысловых ориентиров и мотивационных установок.

Процесс профессиональной готовности окончательно оформляется и при соответствующих условиях полностью завершается в студенческом возрасте [9]. Безусловно, что этот процесс оказывается взаимосвязан с уровнем профессиональной мотивации, самосознания и произвольности, поскольку его завершение осуществляет сам студент, демонстрируя свою независимость и самостоятельность. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассмотрения динамики профессиональной готовности студентов, наиболее очевидно заявляющей о себе в начале и в конце последнего года обучения. Данный период предполагает наибольшую учебную активность студентов, усиление их общей подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная готовность определяется как интегративное образование социально-когнитивного характера, доказывающее наличие у человека упорядоченности основных компонентов личности профессионала и основывающееся на устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования (см.: [1, с. 6]). Иными словами, профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности. Понятие профессиональной готовности относится к теории деятельности и определяется одновременно как итог процесса формирования нового специалиста и как установка на самостоятельную работу (см.: [4, с. 13]). В результате важно рассматривать профессиональную готовность как целостное проявление личности и особое личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Следует отметить взаимосвязь профессиональной готовности с профессиональным самоопределением: последнее представляет собой непосредственный процесс, доказательство динамики готовности человека к самостоятельной работе. Профессиональное самоопределение основывается на нескольких компонентах: динамическом, эмоциональном, организационном, установочно-целевом, компетентностно-личностном, мотивационном, когнитивном, прогностическом [11]. Изучение феномена профессионального самоопределения осуществлялось в разных направлениях: известен психодинамический подход (А. Адлер, З. Фрейд), сценарная теория Э. Берна и Д. Сьюпера, хронологическая теория Э. Гинзберга, теория профессиональных типов Дж. Холланда и теория черт и факторов Ф. Парсонса. В отечественной психологии известны: детерминационный подход (С. Л. Рубинштейн), трактовка профсамоопределения как начала личностного взросления (С. П. Крягжде) и изучение этого феномена в качестве искусственно созданного процесса, имеющего основу в профориентации (А. Е. Голомшток, Е. А. Климов). В целом профессиональное самоопределение и психологическая готовность к профессиональной деятельности — это длительный процесс осмысления человеком целей и собственных жизненных ориентиров, реализованный в осуществлении выбора конкретного вида деятельности.

Профессиональная готовность личности достигается во многом в процессе и результате развития способностей и их обогащения (см.: [2, с. 98]). Этот феномен зависит также от уровня развития профессионально важных качеств субъекта труда, то есть таких качеств личности, которые влияют на результативность деятельности. Существуют личностно-индивидные особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности человека в целом (наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция), так и для конкретного направления его деятельности.

Важным фактором и в то же время результатом развития готовности выступают так называемые профессионально важные качества (ПВК) личности, представляющие собой индивидуально-психологическую основу профессиональной готовности. Профессионально важные качества — это свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами [8]. Так, исследователю необходимы такие ПВК, как сдержанность, эмоциональная адекватность, рационализм; для практических типов профессий выделяется более широкий круг значимых качеств: готовность к установлению контактов, быстрая ориентация в ситуации, умение вызывать доверие, умение слушать и слышать, понимать внутренний мир людей, эмпатийность, способность к рефлексии, эмоциональная стабильность. Профессионально важные качества в числе других инвариантных элементов профессиональной готовности обеспечивают успешность (производительность, качество, результативность и др.) ее выполнения. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. При этом связь между ПВК и продуктивностью деятельности опосредована субъективным отношением к ней. Иногда в системе ПВК выделяют специальную группу так называемых личностно-деловых, или личностно-профессиональных, качеств. К ним относят главным образом: организованность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, внимательность. Все эти качества с социально-психологических позиций обусловливают динамику профессиональной готовности, которая также взаимосвязана со способностью к профессиональной рефлексии, к культуре трудового субъекта. Такая личностно-деятельностная организация становится очевидной при знакомстве с особенностями поведения человека (специалиста), его умением выстраивать деловые контакты. Рефлексивная культура включает в себя ценностную иерархию конкретного субъекта и систему его интеллектуальных критериев. Следует добавить, что уровень рефлексивной культуры коррелирует и с профессиональной рефлексивностью, и с ПВК.

Список литературы

1. 1. Аринушкина, Н. С. Психологические компоненты профессиональной готовности студентов / Н. С. Аринушкина, М. В. Сивохин // Профессиональная ориентация. — 2018. — № 1. — С. 5–10.
2. 2. Бозаджиев, В. Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности / В. Л. Бозаджиев // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 7. — С. 98–99.
3. 3. Веретенникова, Ю. Д. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза / Ю. Д. Веретенникова, И. В. Мешкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 2. — С. 269–173.
4. 4. Войтюк, Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Войтюк Дмитрий Константинович. — Новосибирск, 2004. — 21 с.
5. 5. Голубева, Е. В. Профессиональная готовность студентов, ориентированных на саморазвитие / Е. В. Голубева // Образовательный вестник «Сознание». — 2022. — № 7. — С. 4–11.
6. 6. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионализма / А. А. Деркач. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. — 752 с.
7. 7. Дрянных, Н. В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности / Н. В. Дрянных, Т. В. Лодкина // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2021. — № 1 (100). — С
8. 8. Завоеванная, Н. С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению / Н. С. Завоеванная // Наука. Мысль. — 2014. — № 11. — С. 6–13.
9. 9. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э. Ф. Зеер. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. — 256 с.
10. 10. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 432 с.
11. 11. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 512 с.
12. 12. Леонтьев, Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 2007. — 487 с.
13. 13. Nutten, Y. R. Motivation, Planning and Action / Y. R. Nutten // A Relational Theory of Behavior Dynamics. — Hillsdale, 1984. — Ch. 5. — P. 279–312.
14. 14. Rasheed, T. Self-development sustainability model / T. Rasheed // Journal of USChina Public Administration. — 2021. — Vol. 18, № 5. — P. 237–241.
15. 15. Raynor, J. O. Future orientation and motivation of immediate activity : An a laboration of the theory of achivement motivation / J. O. Raynor // Psychological Review. — 1969. — Vol. 76. — P. 228–230.

Остальные статьи