Дата публикации: 01.07.2023

Социальные представления руководителей детского сада о психологической безопасности образовательной среды

Аннотация

В статье обосновывается идея о том, что социальные представления руководителей дошкольного образовательного учреждения о психологической безопасности образовательной среды являются важным фактором при разработке системы работы по формированию психологически безопасной образовательной среды детского сада, которая выступает значимым условием эмоционального благополучия воспитанников и педагогов. Целью исследования является изучение социальных представлений руководителей детских садов о психологической безопасности, ее компонентах и роли субъектов образовательной среды в их формировании. Представлены результаты исследования структуры социальных представлений руководителей дошкольного образовательного учреждения о психологической безопасности образовательной среды, полученные с применением анкетирования, контент-анализа и методики П. Вержеса.




Формирование образовательной среды является важным компонентом профессиональной деятельности руководителя детского сада и способствует обеспечению качественного образования и развития детей, а также физического и психологического комфорта всех участников образовательных отношений. В функциональные обязанности руководителя детского сада входят контроль за выполнением программы воспитания, организация работы коллектива педагогических работников, направленной на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми.

При этом функция администрации детского сада не сводится только к организации предметно-пространственной среды образовательного учреждения, необходимо обеспечить ее соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором много внимания уделяется поддержке психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Исследования последних десятилетий в области психологии образования убедительно доказывают, что значимым условием, способствующим повышению как эффективности обучения и развития воспитанников, так и профессионализма педагогов, является психологическая безопасность образовательной среды [2; 3; 9; 10; 11; 14; 17]. Следует отметить, что большинство публикаций посвящены школьной образовательной среде, а исследования психологической безопасности образовательной среды детского сада немногочисленны [4; 7; 13].

Предметом внимания исследователей является и структура образовательной среды [9; 12; 15]. В нашем исследовании мы опираемся на предложенную Е. Б. Лактионовой [9; 10] структурно-функциональную модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы, включающей в себя пять компонентов: пространственно-предметный, организационно-управленческий, психодидактический, социально-психологический, субъектный. Организационно-управленческий компонент, наряду с субъективным и социально-психологическим, выделяется исследователями как наиболее содержательный с точки зрения психологического анализа. Доказано, что именно организационно-управленческий компонент оказывает наибольшее влияние на переживание субъектами образовательной среды состояния психологической безопасности. Установлено, что если образовательная среда обладает такой характеристикой, как психологическая безопасность, то этому направлению руководителем при принятии управленческих решений уделяется достаточно внимания [1].

Организационно-управленческий компонент образовательной среды является одним из предметов психологической экспертизы, в том числе из-за своей ведущей формирующей роли в психологическом статусе всех участников данной среды. На него оказывают влияние как внешние факторы, к которым можно отнести, к примеру, федеральные и региональные особенности системы образования, так и внутренние факторы, включающие личностные особенности, управленческий стиль руководителя, уровень квалификации педагогов и т. п. Руководитель, обладающий не только формальным, но и моральным и функциональным авторитетом, так или иначе транслирует коллективу свои представления о том, какими характеристиками должна обладать образовательная среда. Эти представления являются одним из факторов принятия руководителем управленческих решений, создания корпоративной культуры и организации образовательной среды. Представления как вторичные образы могут управлять поведением и деятельностью человека. Поэтому информация о структуре социальных представлений руководителей о психологической безопасности позволит определить наиболее значимые элементы, на которые смещен акцент внимания руководителей для формирования психологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

Целью исследования является изучение социальных представлений руководителей детских садов о психологической безопасности, ее компонентах и роли субъектов образовательной среды в их формировании. При проведении исследования мы опирались на теорию социальных представлений С. Московичи, который считает, что целью всех представлений является «сделать что-то неизвестное, неизвестность саму по себе, — известным» [16, p. 8]. Социальные представления — это способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Социальные представления (идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики) формируются разными способами: значимую роль играют информационное поле, в котором находится индивид, социальная среда и средства массовой информации. Социальное взаимодействие, таким образом, становится и процессом, в ходе которого формируется представление, и процессом, характер которого во многом определяется представлениями его участников о возможном результате. Следовательно, представления являются не только продуктом социальной коммуникации, но и ее средством.

Список литературы

1. 10. Лактионова, Е. Б. Оценка психологической безопасности ситуации и стратегии совладающего поведения у подростков-правонарушителей / Е. Б. Лактионова, Ю. С. Пежемская // Психология и право. — 2021. — Т. 11, № 3. — С. 62–76. — DOI: 10.17759/psylaw.2021110
2. 18. Vergès, P. The Evocation of money: a method for defining the central core of a representation / P. Vergès // Psychology Bulletin. — 1992. — Vol. XLV, № 405. — P. 203–209.
3. 17. Understanding Psychological Safety in Health Care and Education Organizations : A Comparative Perspective / A. C. Edmondson, M. Higgins, S. J. Singer, J. Weiner // Research in Human Development. — 2016. — Vol. 13, № 1. — P. 65–83. — DOI: 10.1080/15427
4. 16. Moscovici, S. The phenomenon of social representations / S. Moscovici // Social representations. — Cambridge, 1984. — P. 3–69.
5. 15. Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда : (монография) / В. А. Ясвин. — Москва : Институт научной информации и мониторинга РАО, 2010. — 332 с.
6. 14. Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов : матер. Всерос. заоч. науч. интернет-конф., Москва, 2 окт. 2015 г. / Центр экстренной психологической помо
7. 13. Психологическая безопасность детей в дошкольной образовательной организации / М. Н. Терещенко, И. Н. Евтушенко, И. Ю. Иванова, А. Ю. Комарова // АНИ: педагогика и психология. — 2021. — № 4 (37). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> psihologichesk
8. 12. Панов, В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 352 с.
9. 11. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практ. рук-во / под ред. И. А. Баевой. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 281 с.
10. 1. Баева, И. А. Показатели психологической безопасности образовательного пространства как фактор принятия управленческих решений / И. А. Баева, С. В. Тарасов // Научное мнение. — 2018. — № 1. — С. 28–38.
11. 9. Лактионова, Е. Б. Психологическая экспертиза образовательной среды : монография / Е. Б. Лактионова. — Санкт-Петербург : Книжный дом, 2013. — 288 с.
12. 8. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны / И. Б. Бовина, Н. В. Дворянчиков, Д. В. Мельникова, Н. В. Лаврешкин // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13, № 3. — С. 8–25.
13. 7. Галашева, О. И. Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ / О. И. Галашева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 21–24. — URL: <a href="https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/" target="_blank">https://moluch.ru/th/1/archive/92/3327/</a> (дата обращения: 01.07.2023).
14. 6. Бовина, И. Б. Стратегии исследования социальных представлений / И. Б. Бовина // Социологический журнал. — 2011. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/strategii-issledovaniya-sotsialnyhpredstavleniy (дата обращения: 21.07.2023).
15. 5. Бовина, И. Б. Социальная психология здоровья и болезни / И. Б. Бовина. — Москва : Аспект Пресс, 2007. — 168 с.
16. 4. Барышникова, Е. В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова // АНИ: педагогика и психология. — 2018. — № 3 (24). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/</a> article/n/psihologicheskaya-be
17. 3. Баева, И. А. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде / И. А. Баева, Л. А. Гаязова, И. В. Кондакова // Интеграция образования. — 2021. — Т. 25, № 3. — С. 192–213. — DOI: 10.15507/19919468.104.025.202
18. 2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды в оценках педагогов и учащихся колледжей / И. А. Баева, И. В. Кондакова // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии : сб. матер. Второй Междуна

Остальные статьи