Дата публикации: 01.07.2023

Уровень сформированности ответственности как интегральной характеристики личности у современной молодежи (на примере студентов консерватории)

Аннотация

Ответственность за свое здоровье является важной составляющей успешной карьеры в профессиональном долголетии. Необходимо знать, насколько у студентов-музыкантов сформировано это ценностное качество, на основании тестирования установить направления работы для оптимизации воспитания у них ответственного отношения к своему здоровью. Проведено исследование сформированности у студентов личностного качества — ответственности, прослежены ключевые показатели интегральной личностной характеристики, отмечены различия у первокурсников и старшекурсников. Сформулирована количественная и качественная характеристика полученных результатов опроса.




Введение

Отсутствие ответственного отношения к личному здоровью в итоге ведет к возможным негативным изменениям в организме человека, таким как преждевременное старение, повышенная утомляемость, проблемы со зрением и слухом, а также проблемы в эмоциональной сфере — депрессия, тревожность, формирующаяся безразличность к происходящему в личной и общественной сфере. Из этого следует сделать вывод о том, что актуально для молодых людей, избравших для себя профессию музыканта, акцентировать свое внимание на личном здоровье и сделать все необходимое для сохранения и улучшения своего физического и психического состояния, будь то регулярные медицинские осмотры, правильное питание и полноценный сон, упражнения для улучшения физического состояния и поддержания гибкости или просто достаточное количество отдыха между выступлениями. Это ключевые факторы для долгосрочного профессионального долголетия музыканта. Ежедневная интенсивная работа с инструментом создает проблемы для здоровья любого музыканта. Ответственность за свое здоровье является важной составляющей успешной карьеры в профессиональном долголетии, и укрепление здоровья может стать ключевым фактором для достижения успеха в карьере музыкантаисполнителя. Существует множество практических разработок, следование которым помогает инструменталистам сохранять свое физическое и психическое здоровье.

В. Романенко [9] в своей научной работе сформулировал ключевые составляющие профессионального мастерства пианистов, которые квалифицированы как специальная индивидуальная динамичность пальцев — 31,5 %; физический порог утомляемости — 22,5 %; музыкальные способности — 10,3 %; устойчивость мышц спины перед динамическими нагрузками — 9,6 %; развитые динамические реакции — 5,7 %.

Недостаточный уровень физической выносливости пианистов наряду с музыкантами других специальностей отмечает А. А. Шнайдер. На основании своих исследований и подтверждая выводы В. Г. Батуриной, Н. М. Афиногенова [1] делает заключение о том, что неблагоприятными факторами при занятиях на фортепиано могут быть: длительная статичность для основных частей тела; вынужденное длительное эмоциональное переутомление, связанное с нервным перевозбуждением в связи с большой амплитудой ответственности во время исполнения музыкальных произведений; распространенное явление отсутствия комфортных условий в помещениях для занятий; максимально локализованное давление на кисть, предплечье, плечо на фоне недостаточной физической активности; характерная для пианистов сидячая поза, сохраняющая баланс за счет мышц спины, что при нагрузке на мышцы плеча, рук ограничивает динамику грудной клетки.

М. П. Галичаев, Н. К. Герасимович, И. Гофман, И. Т. Назаров, С. И. Савшинский, И. А. Синицина, исследуя проблему здоровья музыкантов, приходят к выводу, что если музыкант-инструменталист не занимается укреплением своего здоровья, игнорирует повышение динамической координационной мышечной способности, то это в дальнейшем может сказаться на неспособности мышц выполнять привычную работу, истощении энергетического запаса в них, снижении амплитуды движений и т. д.

Список литературы

1. Stukalov, S. Yu. Teoriya i metodologiya izucheniya obshhestvennogo zdorov`ya v kontekste obespecheniya nacional`noj bezopasnosti rossijskogo obshhestva / S. Yu. Stukalov // Gumanitarij Yuga Rossii. — 2018. — T. 7, № 2. — S. 195–204. — DOI: 10.23683/2227-8
2. 11.Стукалов, С. Ю. Теория и методология изучения общественного здоровья в контексте обеспечения национальной безопасности российского общества / С. Ю. Стукалов // Гуманитарий Юга России. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 195–204. — DOI: 10.23683/2227-8656.2018.2
3. Sapozhnikova, T. N. Vospitanie u molodezhi social`noj otvetstvennosti / T. N. Sapozhnikova, M. I. Rozhkov // Pedagogika. Psixologiya. Social`naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. — 2012. — № 1. — S. 172–176.
4. 10. Сапожникова, Т. Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности / Т. Н. Сапожникова, М. И. Рожков // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — № 1. — С. 172–176.
5. Romanenko, V. A. Diagnostika dvigatel`ny`x sposobnostej : monografiya / V. A. Romanenko. — Saarbryukken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. — 288 s. — URL: <a href="https://www.livelib.ru/book/1001930276-diagnostika-dvigatelnyh-sposobnostej-valerij-romanenko?" target="_blank">https://www.livelib.ru/book/1001930276-diagnostika-dvigatelnyh-sposobnostej-valerij-romanenko?</a>
6. 9. Романенко, В. А. Диагностика двигательных способностей : монография / В. А. Романенко. — Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. — 288 с. — URL: <a href="https://www.livelib.ru/book/1001930276-diagnostika-dvigatelnyh-sposobnostej-valerijromanenko?y" target="_blank">https://www.livelib.ru/book/1001930276-diagnostika-dvigatelnyh-sposobnostej-valerijromanenko?y</a>
7. Pryadein, V. P. Otvetstvennost` kak sistemnoe kachestvo lichnosti : ucheb. posobie / V. P. Pryadein. — Ekaterinburg : UrGPU, 2001. — 209 s.
8. 8. Прядеин, В. П. Ответственность как системное качество личности : учеб. пособие / В. П. Прядеин. — Екатеринбург : УрГПУ, 2001. — 209 с.
9. Muzdy`baev, K. Psixologiya otvetstvennosti : monographiya / K. Muzdy`baev. — Moskva : URSS, 2010. — 240 s.
10. 7. Муздыбаев, К. Психология ответственности : монография / К. Муздыбаев. — Москва : URSS, 2010. — 240 с.
11. Kunicyna, S. M. Opy`t formirovaniya otvetstvennosti u studentov pedagogicheskix vuzov v uchebno-vospitatel`nom processe / S. M. Kunicyna // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. — 2023. — № 1. — S. 47–53
12. 6. Куницына, С. М. Опыт формирования ответственности у студентов педагогиче-ских вузов в учебно-воспитательном процессе / С. М. Куницына // Вестник Москов-ского государственного областного университета. — 2023. — № 1. — С. 47–53.
13. Krichevecz, A. N. Osnovy` statistiki dlya psixologov / A. N. Krichevecz, A. A. Korneev, E. I. Rasskazova. — Moskva : Akropol`, 2019. — 286 s.
14. 5. Кричевец, А. Н. Основы статистики для психологов / А. Н. Кричевец, А. А. Кор-неев, Е. И. Рассказова. — Москва : Акрополь, 2019. — 286 с.
15. Krasnostanova, M. V. Problema vnedreniya zdorov`esberegayushhix innovacij v sistemu professional`noj podgotovki muzy`kantov-ispolnitelej v Rossii / M. V. Krasnostanova, A. M. Fedorova, A. V. Manzhikova // Gumanitarny`e nauki. — 2016. — № 4. — S. 119–128.
16. 4. Красностанова, М. В. Проблема внедрения здоровьесберегающих иннова-ций в систему профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в России / М. В. Красностанова, А. М. Федорова, А. В. Манжикова // Гуманитарные науки. — 2016. — № 4. — С. 119–128.
17. Konyaeva, M. A. Professional`ny`e zabolevaniya studentov vuzov kul`tury` i iskusstv i ix profilaktika sredstvami fizicheskoj kul`tury` / M. A. Konyaeva // Problemy` muzy`kal`noj nauki. — 2016. — № 4 (25). — S. 157–162. — <a href="https://doi.org/10.17674/1997-0854" target="_blank">https://doi.org/10.17674/1997-0854</a>
18. 3. Коняева, М. А. Профессиональные заболевания студентов вузов культу-ры и искусств и их профилактика средствами физической культуры / М. А. Коняе-ва // Проблемы музыкальной науки. — 2016. — № 4 (25). — С. 157–162. — <a href="https://doi.org/10.17674/1997-0854.201" target="_blank">https://doi.org/10.17674/1997-0854.201</a>
19. Kon`kova, I. P. Fizicheskaya kul`tura muzy`kanta / I. P. Kon`kova, A. G. Abazyan // Molodoj ucheny`j. — 2019. — № 50 (288). — S. 458–460. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/288/65365/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/288/65365/</a> (data obrashheniya: 18.05.2023).
20. 2. Конькова, И. П. Физическая культура музыканта / И. П. Конькова, А. Г. Абазян // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 458–460. — URL: <a href="https://moluch.ru/archive/288/65365/" target="_blank">https://moluch.ru/archive/288/65365/</a> (дата обращения: 18.05.2023).
21. Afinogenova, N. M. Formirovanie texnicheskix navy`kov uchashhixsya mladshego vozrasta v klasse fortepiano / N. M. Afinogenova // Mezhkul`turnoe vzaimodejstvie v sovremennom muzy`kal`nom obrazovatel`nom prostranstve. — 2018. — № 15. — S. 194–199.
22. 1Афиногенова, Н. М. Формирование технических навыков учащихся младшего возраста в классе фортепиано / Н. М. Афиногенова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкальном образовательном пространстве. — 2018. — № 15. — С. 194–199.

Остальные статьи