Особенности феномена перфекционизма педагогов
Аннотация
Статья посвящена теоретико-эмпирическому изучению особенностей феномена перфекционизма у педагогов. В ходе теоретического исследования был проведен анализ понятия «перфекционизм», определены особенности профессиональной деятельности педагогических работников. В эмпирической части исследования были установлены взаимосвязи между проявлениями перфекционизма и такими личностными особенностями, как экстраверсия, добросовестность, негативная эмоциональность. Выявлены корреляции между показателями шкалы перфекционизма «негативное селектирование» и эмоциональным истощением.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 65-82 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_65 |
Перфекционизм как отдельный психологический феномен находится в фокусе внимания исследователей. Учеными подчеркивается комплексный характер перфекционизма: называются как его положительные аспекты — влияние на тщательность работы, качество процесса и результат труда, так и негативные личностные изменения, приводящие к существенному снижению уровня психологического здоровья. Отмечается наличие рисков, связанных с перфекционизмом личности, которые прежде всего обусловливают трудности адаптации, тревожность и стресс.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется повышенным уровнем стрессовой нагрузки и ответственности. Труд педагога требует наличия специфических качеств и особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности и другими специальностями [9; 11]. Среди наиболее значимых качеств педагогов выделяют эмоциональную гибкость, адекватную самооценку, оптимизм, любовь к детям, толерантность, эмоциональную и личностную зрелость, эмпатийность и уверенность в себе [10]. Влияние такой личностной черты, как перфекционизм, у педагогов в современной отечественной науке практически мало изучено.
Проблемой исследования соответственно выступает необходимость определения специфических особенностей перфекционизма педагогов, а также взаимосвязи перфекционизма с личностными качествами и факторами.
Таким образом, можно говорить и о наличии противоречия между значимостью исследования перфекционизма педагогов, с одной стороны, и недостаточностью данных по данной проблеме — с другой.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исследование феномена перфекционизма у педагогических работников приобретает свою актуальность исходя из трех позиций: социальной актуальности, которая заключается в значимости исследования факторов, сказывающихся на профессиональной деятельности педагогических работников, и необходимости профилактики деструктивного перфекционизма; теоретической актуальности — значимости обобщения существующих научных исследований по проблематике перфекционизма педагогических работников, а также факторов, которые связаны с данным феноменом; практической актуальности исследования — необходимости разработки рекомендаций по предупреждению неконструктивных факторов перфекционизма педагогов и значимости работы по сохранению профессионального здоровья педагогов.