Дата публикации: 01.07.2023

Особенности феномена перфекционизма педагогов

Аннотация

Статья посвящена теоретико-эмпирическому изучению особенностей феномена перфекционизма у педагогов. В ходе теоретического исследования был проведен анализ понятия «перфекционизм», определены особенности профессиональной деятельности педагогических работников. В эмпирической части исследования были установлены взаимосвязи между проявлениями перфекционизма и такими личностными особенностями, как экстраверсия, добросовестность, негативная эмоциональность. Выявлены корреляции между показателями шкалы перфекционизма «негативное селектирование» и эмоциональным истощением.




Перфекционизм как отдельный психологический феномен находится в фокусе внимания исследователей. Учеными подчеркивается комплексный характер перфекционизма: называются как его положительные аспекты — влияние на тщательность работы, качество процесса и результат труда, так и негативные личностные изменения, приводящие к существенному снижению уровня психологического здоровья. Отмечается наличие рисков, связанных с перфекционизмом личности, которые прежде всего обусловливают трудности адаптации, тревожность и стресс.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется повышенным уровнем стрессовой нагрузки и ответственности. Труд педагога требует наличия специфических качеств и особенностей по сравнению с другими видами профессиональной деятельности и другими специальностями [9; 11]. Среди наиболее значимых качеств педагогов выделяют эмоциональную гибкость, адекватную самооценку, оптимизм, любовь к детям, толерантность, эмоциональную и личностную зрелость, эмпатийность и уверенность в себе [10]. Влияние такой личностной черты, как перфекционизм, у педагогов в современной отечественной науке практически мало изучено.

Проблемой исследования соответственно выступает необходимость определения специфических особенностей перфекционизма педагогов, а также взаимосвязи перфекционизма с личностными качествами и факторами.

Таким образом, можно говорить и о наличии противоречия между значимостью исследования перфекционизма педагогов, с одной стороны, и недостаточностью данных по данной проблеме — с другой.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исследование феномена перфекционизма у педагогических работников приобретает свою актуальность исходя из трех позиций: социальной актуальности, которая заключается в значимости исследования факторов, сказывающихся на профессиональной деятельности педагогических работников, и необходимости профилактики деструктивного перфекционизма; теоретической актуальности — значимости обобщения существующих научных исследований по проблематике перфекционизма педагогических работников, а также факторов, которые связаны с данным феноменом; практической актуальности исследования — необходимости разработки рекомендаций по предупреждению неконструктивных факторов перфекционизма педагогов и значимости работы по сохранению профессионального здоровья педагогов.

Список литературы

1. 9. Мельничук, А. С. Эмоциональное выгорание и перфекционизм у учителей: особенности взаимосвязи / А. С. Мельничук // Вестник психотерапии. — 2017. — № 63. — С. 77–94.
2. Mel`nichuk, A. S. E`mocional`noe vy`goranie i perfekcionizm u uchitelej: osobennosti vzaimosvyazi / A. S. Mel`nichuk // Vestnik psixoterapii. — 2017. — № 63. — S. 77–94.
3. 10. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва : Академия, 2004. — 320 с.
4. Mitina, L. M. Psixologiya truda i professional`nogo razvitiya uchitelya : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. ped. ucheb. zavedenij. — Moskva : Akademiya, 2004. — 320 s.
5. 11. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 5. — C. 4–16.
6. Slastenin, V. A. Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoj kul`tury` / V. A. Slastenin // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2004. — № 5. — S. 4–16.
7. 12. Соколович, Е. А. Прогностические личностные показатели перфекционизма в период ранней взрослости / Е. А. Соколович // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. — 2020. — № 3. — С. 99–108.
8. Sokolovich, E. A. Prognosticheskie lichnostny`e pokazateli perfekcionizma v period rannej vzroslosti / E. A. Sokolovich // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Psixologiya. — 2020. — № 3. — S. 99–108.
9. 13. Тарасова, Л. Е. Перфекционизм в контексте субъективного благополучия личности / Л. Е. Тарасова // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 4. — С. 520–525. — DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4
10. Tarasova, L. E. Perfekcionizm v kontekste sub``ektivnogo blagopoluchiya lichnosti / L. E. Tarasova // Ucheny`e zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. — 2021. — № 4. — S. 520–525. — DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4
11. 14. Ткач, Е. Н. Позитивный перфекционизм в профессиональной деятельности преподавателя университета / Е. Н. Ткач // Проблемы высшего образования. — 2019. — № 1. — С. 443—446.
12. Tkach, E. N. Pozitivny`j perfekcionizm v professional`noj deyatel`nosti prepodavatelya universiteta / E. N. Tkach // Problemy` vy`sshego obrazovaniya. — 2019. — № 1. — S. 443—446.
13. 15. Comerchero, V. Gender, tenure status, teacher efficacy, perfectionism and teacher burnout / V. Comerchero // Fordham University. — 2008. — January 1.
14. 16. Flett, G. L. Perfectionism and job stress in teachers / G. L. Flett, P. L. Hewitt, C. J. Hallett // Canadian Journal of School Psychology. — 1995. — Vol. 11, № 1. — DOI: 10.1177/082957359501100105
15. 17. Navarez, J. Exploring the factors of perfectionism within the big five personality model among Filipino college students / J. Navarez, R. F. Cayubit // Educational Measurement and Evaluation Review. — 2011. — Vol. 2. — Р. 77–91.
16. 18. Stoeber, J. Perfectionism in school teachers : Relations with stress appraisals, coping styles, and burnout / J. Stoeber, D. Rennert // Anxiety, Stress, Coping. — 2008. — Vol. 21. — Р. 37–53.
17. 19. Tashman, L. S. The effect of perceived stress on the relationship between perfectionism and burnout in coaches / L. S. Tashman, G. Tenenbaum, R. Eklund // Anxiety Stress Coping. — 2010. — Vol. 23, № 2. — P. 195–212. — DOI: 10.1080/10615800802629922
18. Malyutina, O. P. Svyaz` kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga s razny`mi urovnyami perfekcionizma / O. P. Malyutina // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy` vy`sshego obrazovaniya. — 2020. — № 2. — S. 67–70.
19. 8. Малютина, О. П. Связь коммуникативной компетентности педагога с разными уровнями перфекционизма / О. П. Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2020. — № 2. — С. 67–70.
20. Larskix, M. V. Psixologicheskie mexanizmy` formirovaniya konstruktivnogo perfekcionizma prepodavatelya / M. V. Larskix // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy` vy`sshego obrazovaniya. — 2012. — № 1. — S. 182.
21. 7. Ларских, М. В. Психологические механизмы формирования конструктивного перфекционизма преподавателя / М. В. Ларских // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2012. — № 1. — С. 182.
22. Larskix, M. V. Issledovanie perfekcionizma lichnosti v professional`noj deyatel`nosti uchitelya / M. V. Larskix // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarny`e nauki. — 2010. — № 6. — S. 138–141.
23. 6. Ларских, М. В. Исследование перфекционизма личности в профессиональной деятельности учителя / М. В. Ларских // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 6. — С. 138–141.
24. Larskix, M. V. Zavisimost` sindroma e`mocional`nogo vy`goraniya rabotnikov narodnogo obrazovaniya ot vy`razhennosti perfekcionizma lichnosti / M. V. Larskix, S. V. Larskix // Sistemny`j analiz i upravlenie v biomedicinskix sistemax. — 2009. — T. 8, № 2. —
25. 5. Ларских, М. В. Зависимость синдрома эмоционального выгорания работников народного образования от выраженности перфекционизма личности / М. В. Ларских, С. В. Ларских // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2009. — Т. 8, № 2. — С. 5
26. Dzhumaeva, S. D. Model` konstruktivnogo perfekcionizma pedagoga / S. D. Dzhumaeva // Nauchny`e issledovaniya. — 2016. — № 1. — S. 27–28.
27. 4. Джумаева, С. Д. Модель конструктивного перфекционизма педагога / С. Д. Джумаева // Научые исследования. — 2016. — № 1. — С. 27–28.
28. Dementij, L. I. Lichnostny`e osobennosti i tipologiya uspeshny`x i neuspeshny`x lichnostej / L. I. Dementij, O. P. Necheporenko // Vestnik Omskogo universiteta. — 2011. — № 2. — S. 277–284.
29. 3. Дементий, Л. И. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей / Л. И. Дементий, О. П. Нечепоренко // Вестник Омского университета. — 2011. — № 2. — С. 277–284.
30. Goldovskaya, I. A. Issledovanie proyavleniya perfekcionizma u pedagogov doshkol`nogo uchrezhdeniya s razlichny`m stazhem professional`noj deyatel`nosti / I. A. Goldovskaya // Nauchny`j lider. — 2022. — № 7. — S. 57–60.
31. 2. Голдовская, И. А. Исследование проявления перфекционизма у педагогов дошкольного учреждения с различным стажем профессиональной деятельности / И. А. Голдовская // Научный лидер. — 2022. — № 7. — С. 57–60.
32. Vlasova, A. A. Professional`ny`j stress i perfekcionizm sredi uchitelej nachal`ny`x i srednix klassov rossijskix shkol / A. A. Vlasova // Evrazijskij soyuz ucheny`x. — 2020. — № 2/2. — S. 27–31.
33. 1. Власова, A. A. Профессиональный стресс и перфекционизм среди учителей начальных и средних классов российских школ / A. A. Власова // Евразийский союз ученых. — 2020. — № 2/2. — С. 27–31.

Остальные статьи