Дата публикации: 01.07.2023

Ценности личности: межпоколенные и гендерно психологические различия

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования ценностных ориентаций личности в связи с возрастом и типом гендерной идентичности. Рассматриваются системы ценностей представителей двух поколений, а также особенности иерархии ценностей людей с высоким и низким уровнем андрогинии. Проведен статистический анализ различий между выделенными группами в иерархии терминальных и инструментальных ценностей. Результаты исследования свидетельствуют о наличии межпоколенных и гендерно-психологических различий в структуре личностных ценностей.




Ценностно-смысловая сфера личности является той психологической реальностью, исследования которой не утрачивают своей актуальности. Это вполне объяснимо, так как именно в этой сфере обнаруживаются те жизненные приоритеты, которые определяют крайне значимые личностные выборы: жизненные цели, принципы и способы реализации жизненных планов.

По мнению М. Рокича, ценность представляет собой убежденность в том, что какой-либо способ действия, или характеристика личности (инструментальные ценности), или конечная цель существования, к которой стоит стремиться (терминальные ценности), являются предпочтительными. Ценности, таким образом, выступают внутренними, психологическими регуляторами социального поведения [3; 4]. Определение ценностей, предложенное Ш. Шварцем, подразумевает желаемые цели, выходящие за рамки конкретных ситуаций, выступающие в качестве основных жизненных принципов, характеризующихся мотивационными тенденциями и динамикой значимости. Ценности упорядочены по значимости и являются критерием выбора или оценки социального объекта, а также поведения [4; 13]. В. Франкл [14] понимает ценности как универсальные смыслы, сформировавшиеся по итогам обобщения тех событий, которые имели место в жизни социума.

Понятие ценностных ориентаций, близкое по смыслу к понятию ценностей, как считает Д. А. Леонтьев [6], относится к системе представлений личности о тех ценностях, которые характеризуются высокой значимостью и, по сути, детерминируют жизнь человека, будучи сформированными путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей.

В системе ценностных ориентаций отражается отношение человека к миру. Ценностные ориентации выполняют смыслообразующую функцию, задают определенную направленность поведению личности [5]. В концепции В. А. Ядова [11] ценностные ориентации являются высшим уровнем в иерархии диспозиций личности, регулирующих ее социальное поведение.

Несомненно, вызывает интерес вопрос о специфике систем личностных ценностей разных возрастных и гендерных групп. Существуют многочисленные эмпирические данные, свидетельствующие о межпоколенных различиях систем ценностей. По данным исследования, проводившегося Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2022 г., в число первых трех ценностей современных молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет вошли высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу. В то же время авторы исследования отмечают, что у большинства респондентов нет стремления «изменить мир, внедрить что-то новое» [7]. В исследовании Т. Н. Сахаровой [12] было показано, что особую значимость для людей зрелого возраста имеет ориентированность на уровень самоактуализации и результат жизни. В зарубежных исследованиях также описаны различия систем ценностей представителей разных поколений. Так, I. Borg [16] и другие авторы отмечают, что значимость ценностей стимулирования/гедонизма и власти/достижения уменьшается с увеличением возраста, а ценности, связанные с традициями, становятся более важными, тогда как ценности саморегуляции остаются в основном стабильными. Голландские ученые в лонгитюдном исследовании [17] получили данные, свидетельствующие о том, что для представителей старшего поколения более значимы такие ценности, как универсализм, достижение, саморегуляция, безопасность, и в меньшей степени актуальны ценности гедонизма и стимулирования.

Список литературы

1. 18. Values, Sex Differences and Psychological Androgyny / E. F. Murphy, Jr., W. A. Snow, P. (Phillips) Carson, D. Zigarmi // International Journal of Value-Based Management. — 1997. — Vol. 10. — P. 69–99. — <a href="https://doi.org/10.1023/A:1007721420898" target="_blank">https://doi.org/10.1023/A:1007721420898</a>
2. 17. Leijen, I. Individual and generational value change in an adult population, a 12-year longitudinal panel study / I. Leijen, H. van Herk, A. Bardi // Scientific Reports. — 2022. — Vol. 12. — 17844. — <a href="https://doi.org/10.1038/s41598-022-22862-1" target="_blank">https://doi.org/10.1038/s41598-022-22862-1</a>
3. 16. Borg, I. Age and the subjective importance of personal values / I. Borg // Personality and Individual Differences. — 2021. — Vol. 173. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110605" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110605</a>
4. 15. Borg, I. Age- and gender-related diffrences in the structure and the meaning of personal values / I. Borg // Personality and Individual Differences. — 2019. — Vol. 138. — P. 336–343. —https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.10.013
5. Frankl, V. Chelovek v poiskax smy`sla: sbornik: per. s angl. i nem. / V. Frankl; obshh. red. L. Ya. Gozmana, D. A. Leont`eva ; vstup. st. D. A. Leont`eva. — Moskva: Progress, 1990. — 368 s.
6. 14. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. — Москва: Прогресс, 1990. — 368 с.
7. Sunczova, Ya. S. O soglasovanii social`ny`x i kul`turny`x cennostej v regulyacii povedeniya lichnosti / Ya. S. Sunczova // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika». — 2005. — № 1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/articl" target="_blank">https://cyberleninka.ru/articl</a>
8. 13. Сунцова, Я. С. О согласовании социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности / Я. С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика».— 2005.— № 1.— URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/o-sogla" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/o-sogla</a>
9. Saxarova, T. N. Soderzhanie i napravlennost` smy`slozhiznenny`x orientacij lichnosti v zrelom vozraste / T. N. Saxarova // Vestnik GUU. — 2012. — № 13/1. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-napravlennost-smyslozhiznennyh-orientatsiylic
10. 12. Сахарова, Т. Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т. Н. Сахарова // Вестник ГУУ. — 2012. — № 13/1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-napravlennost-smyslozhiznennyhorientatsiy-lichn" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-napravlennost-smyslozhiznennyhorientatsiy-lichn</a>
11. Samoregulyaciya i prognozirovanie social`nogo povedeniya lichnosti: dispozicionnaya koncepciya: [kol. monografiya] / [V. A. Yadov i dr.] ; M-vo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshaya shkola e`kono
12. 11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция: [кол. монография] / [В. А. Ядов и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГНУ
13. Rzhanova, I. E. Razlichiya cennostej muzhchin i zhenshhin / I. E. Rzhanova, O. S. Alekseeva // Psixologicheskie issledovaniya. — 2017. — T. 10, № 55. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.54359/ps.v10i55.353
14. 10. Ржанова, И. Е. Различия ценностей мужчин и женщин / И. Е. Ржанова, О. С. Алексеева // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 55. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.54359/ps.v10i55.353
15. Pajns, E`. Praktikum po social`noj psixologii / E`. Pajns, K. Maslach. — SanktPeterburg: Piter, 2001. — 528 s.
16. 9. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 528 с.
17. Metodika «Cennostny`e orientacii» Rokicha. — URL: <a href="https://psylab.info/Metodika_«Cennostny`e_orientacii»_Rokicha" target="_blank">https://psylab.info/Metodika_«Cennostny`e_orientacii»_Rokicha</a> (data obrashheniya: 20.03.2023).
18. 8. Методика «Ценностные ориентации» Рокича. — URL: <a href="https://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича" target="_blank">https://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича</a> (дата обращения: 20.03.2023).
19. Lyudi budushhego: cennosti i orientiry` sovremennoj rossijskoj molodezhi. — URL: <a href="https://wciom.ru/expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoi-rossiiskoimolodezhi" target="_blank">https://wciom.ru/expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoi-rossiiskoimolodezhi</a> (data obrashheniya: 17.02.23).
20. 7. Люди будущего: ценности и ориентиры современной российской молодежи. — URL: <a href="https://wciom.ru/expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoirossiiskoi-molodezhi" target="_blank">https://wciom.ru/expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoirossiiskoi-molodezhi</a> (дата обращения: 17.02.23).
21. Leont`ev, D. A. Metodika izucheniya cennostny`x orientacij / D. A. Leont`ev. — Moskva: Smy`sl, 1992. — 17 s.
22. 6. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Москва: Смысл, 1992. — 17 с.
23. Issledovanie genderny`x i vozrastny`x osobennostej pozitivny`x lichnostny`x kachestv / S. P. Elshanskij, A. F. Anufriev, O. S. Efimova, D. V. Semenov // Gumanitarny`e nauchny`e issledovaniya. — 2016. — № 6. — URL: <a href="https://human.snauka.ru/2016/06/15105" target="_blank">https://human.snauka.ru/2016/06/15105</a> (da
24. 5. Исследование гендерных и возрастных особенностей позитивных личностных качеств / С. П. Елшанский, А. Ф. Ануфриев, О. С. Ефимова, Д. В. Семенов // Гуманитарные научные исследования. — 2016. — № 6. — URL: <a href="https://human.snauka." target="_blank">https://human.snauka.</a> ru/2016/06/15105 (дата обра
25. Elishev, S. O. Izuchenie ponyatij «Cennost`», «Cennostny`e orientacii» v mezhdisciplinarnom aspekte / S. O. Elishev // Cennosti i smy`sly`. — 2011. — № 2 (11). — S. 82–96. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-ori" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-ori</a>
26. 4. Елишев, С. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С. О. Елишев // Ценности и смыслы. — 2011. — № 2 (11). — С. 82–96. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-orientat" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-orientat</a>
27. Garvanova, M. Z. Issledovanie cennostej v sovremennoj psixologii / M. Z. Garvanova, I. G. Garvanov // Sovremennaya psixologiya: mater. III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan`, oktyabr` 2014 g.). — Kazan`, 2014. — S. 5–20. — URL: <a href="https://moluch.ru/conf/psy/" target="_blank">https://moluch.ru/conf/psy/</a>
28. 3. Гарванова, М. З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов // Современная психология: матер. III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань, 2014. — С. 5–20. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> moluch.ru/conf/psy/a
29. Arakanceva, T. A. Vospriyatie i ocenka soby`tij svoej zhizni lyud`mi zrelogo vozrasta s razny`m tipom gendernoj identichnosti / T. A. Arakanceva, A. M. Ry`zhkova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 3 (83). — S. 48–57.
30. 2. Араканцева, Т. А. Восприятие и оценка событий своей жизни людьми зрелого возраста с разным типом гендерной идентичности / Т. А. Араканцева, А. М. Рыжкова // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С. 48–57.
31. Arakanceva, T. A. Otnosheniya roditelej i detej v gendernom izmerenii: ucheb. posobie / T. A. Arakanceva — Moskva: NOU VPO «Moskovskij psixologo-social`ny`j institut», 2011. — 70 s.
32. 1. Араканцева, Т. А. Отношения родителей и детей в гендерном измерении: учеб. пособие / Т. А. Араканцева — Москва: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2011. — 70 с.

Остальные статьи