Дата публикации: 01.07.2023

Ценности личности: межпоколенные и гендерно психологические различия

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования ценностных ориентаций личности в связи с возрастом и типом гендерной идентичности. Рассматриваются системы ценностей представителей двух поколений, а также особенности иерархии ценностей людей с высоким и низким уровнем андрогинии. Проведен статистический анализ различий между выделенными группами в иерархии терминальных и инструментальных ценностей. Результаты исследования свидетельствуют о наличии межпоколенных и гендерно-психологических различий в структуре личностных ценностей.




Ценностно-смысловая сфера личности является той психологической реальностью, исследования которой не утрачивают своей актуальности. Это вполне объяснимо, так как именно в этой сфере обнаруживаются те жизненные приоритеты, которые определяют крайне значимые личностные выборы: жизненные цели, принципы и способы реализации жизненных планов.

По мнению М. Рокича, ценность представляет собой убежденность в том, что какой-либо способ действия, или характеристика личности (инструментальные ценности), или конечная цель существования, к которой стоит стремиться (терминальные ценности), являются предпочтительными. Ценности, таким образом, выступают внутренними, психологическими регуляторами социального поведения [3; 4]. Определение ценностей, предложенное Ш. Шварцем, подразумевает желаемые цели, выходящие за рамки конкретных ситуаций, выступающие в качестве основных жизненных принципов, характеризующихся мотивационными тенденциями и динамикой значимости. Ценности упорядочены по значимости и являются критерием выбора или оценки социального объекта, а также поведения [4; 13]. В. Франкл [14] понимает ценности как универсальные смыслы, сформировавшиеся по итогам обобщения тех событий, которые имели место в жизни социума.

Понятие ценностных ориентаций, близкое по смыслу к понятию ценностей, как считает Д. А. Леонтьев [6], относится к системе представлений личности о тех ценностях, которые характеризуются высокой значимостью и, по сути, детерминируют жизнь человека, будучи сформированными путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей.

В системе ценностных ориентаций отражается отношение человека к миру. Ценностные ориентации выполняют смыслообразующую функцию, задают определенную направленность поведению личности [5]. В концепции В. А. Ядова [11] ценностные ориентации являются высшим уровнем в иерархии диспозиций личности, регулирующих ее социальное поведение.

Несомненно, вызывает интерес вопрос о специфике систем личностных ценностей разных возрастных и гендерных групп. Существуют многочисленные эмпирические данные, свидетельствующие о межпоколенных различиях систем ценностей. По данным исследования, проводившегося Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2022 г., в число первых трех ценностей современных молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет вошли высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу. В то же время авторы исследования отмечают, что у большинства респондентов нет стремления «изменить мир, внедрить что-то новое» [7]. В исследовании Т. Н. Сахаровой [12] было показано, что особую значимость для людей зрелого возраста имеет ориентированность на уровень самоактуализации и результат жизни. В зарубежных исследованиях также описаны различия систем ценностей представителей разных поколений. Так, I. Borg [16] и другие авторы отмечают, что значимость ценностей стимулирования/гедонизма и власти/достижения уменьшается с увеличением возраста, а ценности, связанные с традициями, становятся более важными, тогда как ценности саморегуляции остаются в основном стабильными. Голландские ученые в лонгитюдном исследовании [17] получили данные, свидетельствующие о том, что для представителей старшего поколения более значимы такие ценности, как универсализм, достижение, саморегуляция, безопасность, и в меньшей степени актуальны ценности гедонизма и стимулирования.

Список литературы

1. 9. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 528 с.
2. 18. Values, Sex Differences and Psychological Androgyny / E. F. Murphy, Jr., W. A. Snow, P. (Phillips) Carson, D. Zigarmi // International Journal of Value-Based Management. — 1997. — Vol. 10. — P. 69–99. — <a href="https://doi.org/10.1023/A:1007721420898" target="_blank">https://doi.org/10.1023/A:1007721420898</a>
3. 17. Leijen, I. Individual and generational value change in an adult population, a 12-year longitudinal panel study / I. Leijen, H. van Herk, A. Bardi // Scientific Reports. — 2022. — Vol. 12. — 17844. — <a href="https://doi.org/10.1038/s41598-022-22862-1" target="_blank">https://doi.org/10.1038/s41598-022-22862-1</a>
4. 16. Borg, I. Age and the subjective importance of personal values / I. Borg // Personality and Individual Differences. — 2021. — Vol. 173. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110605" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110605</a>
5. 15. Borg, I. Age- and gender-related diffrences in the structure and the meaning of personal values / I. Borg // Personality and Individual Differences. — 2019. — Vol. 138. — P. 336–343. — <a href="https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.10.013" target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.10.013</a>
6. 14. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева ; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. — Москва : Прогресс, 1990. — 368 с.
7. 13. Сунцова, Я. С. О согласовании социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности / Я. С. Сунцова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика».— 2005.— № 1.— URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/o-sogla" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/o-sogla</a>
8. 12. Сахарова, Т. Н. Содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте / Т. Н. Сахарова // Вестник ГУУ. — 2012. — № 13/1. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-napravlennost-smyslozhiznennyhorientatsiy-lichn" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-napravlennost-smyslozhiznennyhorientatsiy-lichn</a>
9. 11. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : диспозиционная концепция : [кол. монография] / [В. А. Ядов и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГ
10. 10. Ржанова, И. Е. Различия ценностей мужчин и женщин / И. Е. Ржанова, О. С. Алексеева // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 55. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.54359/ps.v10i55.353
11. 1. Араканцева, Т. А. Отношения родителей и детей в гендерном измерении : учеб. пособие / Т. А. Араканцева — Москва : НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2011. — 70 с.
12. 8. Методика «Ценностные ориентации» Рокича. — URL: <a href="https://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича" target="_blank">https://psylab.info/Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича</a> (дата обращения: 20.03.2023).
13. <a href="https://wciom.ru/expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoirossiiskoi-molodezhi" target="_blank">https://wciom.ru/expertise/ljudi-budushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoirossiiskoi-molodezhi</a> (дата обращения: 17.02.23).
14. 7. Люди будущего: ценности и ориентиры современной российской молодежи. — URL:
15. 6. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Москва : Смысл, 1992. — 17 с.
16. 5. Исследование гендерных и возрастных особенностей позитивных личностных качеств / С. П. Елшанский, А. Ф. Ануфриев, О. С. Ефимова, Д. В. Семенов // Гуманитарные научные исследования. — 2016. — № 6. — URL: <a href="https://human.snauka." target="_blank">https://human.snauka.</a> ru/2016/06/15105 (дата обра
17. <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennosttsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte</a> (дата обращения: 30.03.2023).
18. 4. Елишев, С. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте / С. О. Елишев // Ценности и смыслы. — 2011. — № 2 (11). — С. 82–96. — URL:
19. 3. Гарванова, М. З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов // Современная психология : матер. III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань, 2014. — С. 5–20. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> moluch.ru/conf/psy/
20. 2. Араканцева, Т. А. Восприятие и оценка событий своей жизни людьми зрелого возраста с разным типом гендерной идентичности / Т. А. Араканцева, А. М. Рыжкова // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С. 48–57.

Остальные статьи