Ценности личности: межпоколенные и гендерно психологические различия
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования ценностных ориентаций личности в связи с возрастом и типом гендерной идентичности. Рассматриваются системы ценностей представителей двух поколений, а также особенности иерархии ценностей людей с высоким и низким уровнем андрогинии. Проведен статистический анализ различий между выделенными группами в иерархии терминальных и инструментальных ценностей. Результаты исследования свидетельствуют о наличии межпоколенных и гендерно-психологических различий в структуре личностных ценностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир психологии № 03/2023 |
Страницы | 16-27 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738528_2023_3_16 |
Ценностно-смысловая сфера личности является той психологической реальностью, исследования которой не утрачивают своей актуальности. Это вполне объяснимо, так как именно в этой сфере обнаруживаются те жизненные приоритеты, которые определяют крайне значимые личностные выборы: жизненные цели, принципы и способы реализации жизненных планов.
По мнению М. Рокича, ценность представляет собой убежденность в том, что какой-либо способ действия, или характеристика личности (инструментальные ценности), или конечная цель существования, к которой стоит стремиться (терминальные ценности), являются предпочтительными. Ценности, таким образом, выступают внутренними, психологическими регуляторами социального поведения [3; 4]. Определение ценностей, предложенное Ш. Шварцем, подразумевает желаемые цели, выходящие за рамки конкретных ситуаций, выступающие в качестве основных жизненных принципов, характеризующихся мотивационными тенденциями и динамикой значимости. Ценности упорядочены по значимости и являются критерием выбора или оценки социального объекта, а также поведения [4; 13]. В. Франкл [14] понимает ценности как универсальные смыслы, сформировавшиеся по итогам обобщения тех событий, которые имели место в жизни социума.
Понятие ценностных ориентаций, близкое по смыслу к понятию ценностей, как считает Д. А. Леонтьев [6], относится к системе представлений личности о тех ценностях, которые характеризуются высокой значимостью и, по сути, детерминируют жизнь человека, будучи сформированными путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей.
В системе ценностных ориентаций отражается отношение человека к миру. Ценностные ориентации выполняют смыслообразующую функцию, задают определенную направленность поведению личности [5]. В концепции В. А. Ядова [11] ценностные ориентации являются высшим уровнем в иерархии диспозиций личности, регулирующих ее социальное поведение.
Несомненно, вызывает интерес вопрос о специфике систем личностных ценностей разных возрастных и гендерных групп. Существуют многочисленные эмпирические данные, свидетельствующие о межпоколенных различиях систем ценностей. По данным исследования, проводившегося Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2022 г., в число первых трех ценностей современных молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет вошли высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу. В то же время авторы исследования отмечают, что у большинства респондентов нет стремления «изменить мир, внедрить что-то новое» [7]. В исследовании Т. Н. Сахаровой [12] было показано, что особую значимость для людей зрелого возраста имеет ориентированность на уровень самоактуализации и результат жизни. В зарубежных исследованиях также описаны различия систем ценностей представителей разных поколений. Так, I. Borg [16] и другие авторы отмечают, что значимость ценностей стимулирования/гедонизма и власти/достижения уменьшается с увеличением возраста, а ценности, связанные с традициями, становятся более важными, тогда как ценности саморегуляции остаются в основном стабильными. Голландские ученые в лонгитюдном исследовании [17] получили данные, свидетельствующие о том, что для представителей старшего поколения более значимы такие ценности, как универсализм, достижение, саморегуляция, безопасность, и в меньшей степени актуальны ценности гедонизма и стимулирования.