Дата публикации: 01.07.2023

Мотивация поведения, направленного на достижение успехов и избегание неудач, у наркозависимых

Аннотация

Наркозависимость в настоящее время является одной из острых социально-психологических проблем, затрагивающих подростков. По данной теме выполнено большое количество социологических, медицинских и психологических исследований. В последних предметом изучения стали в основном психологические отличия наркозависимых подростков от здоровых. В этих исследованиях мало внимания уделялось изучению мотивации разных видов социального поведения, хотя наркозависимость представляет собой одну из разновидностей такого поведения. Мотивация поведения, направленного на достижение успехов и избегание неудач, стала предметом настоящего исследования. В нем обнаружены достоверные различия по этим видам мотивации между психологически здоровыми подростками и наркозависимыми. Исходя из полученных результатов сформулированы практические рекомендации по предупреждению наркозависимости подростков.




Среди мотивов социального поведения, привлекающих к себе повышенное внимание психологов начиная со второй половины ХХ в., особое место занимает мотивация поведения, направленного на достижение успехов и избегание неудач [11; 16; 18]. Повышенное внимание к ней объясняется тем, что в условиях современного, основанного на рыночной экономике, потенциально конкурентного общества больших  результатов в основном добиваются люди, ориентированные на достижение успехов. В качестве примера можно привести два исследования, организованных и проведенных под руководством Д. Мак-Клелланда и Дж. Аткинсона [17; 18] еще в 50-е гг. прошлого века. Одно из них касалось жизненных успехов студентов — выпускников вуза с развитой и неразвитой потребностью в достижении успехов, а другое имело кросс-культурный характер, и в нем мотивация достижения успехов связывалась с темпами социально-экономического развития стран с населением, обладающим разными уровнями развития такой мотивации. В первом исследовании участвовали две группы студентов — выпускников Гарвардского университета США. Студенты в одной группе по окончании вуза обладали развитым мотивом достижения успехов, а в другой группе такой мотив отсутствовал. На протяжении ряда лет психологи, которые проводили это исследование, следили за тем, как складывается жизнь выпускников после окончания вуза. Оказалось, что больших профессиональных жизненных успехов добились те студенты, которые обладали высокоразвитым мотивом достижения успехов, по сравнению с теми, кому такой мотив не был присущ.

Во втором исследовании сравнивались темпы социально-экономического развития стран с высоким и низким уровнем мотивации достижения успехов населения. В этом исследовании, в котором приняли участие многие страны мира, было установлено, что в тех странах, население которых имело более высокий уровень развития мотива достижения успехов, наблюдались более высокие темпы послевоенного социально-экономического развития, чем в странах с низким уровнем мотивации достижения успехов.

Многие другие исследования, проведенные на данную тему, показали, что люди, обладающие высокоразвитой мотивацией достижения успехов, превосходят тех, для кого характерна мотивация избегания неудач, в плане успехов в самых разных видах деятельности и, кроме того, обладают рядом других полезных для жизни психологических свойств, в том числе целеустремленностью, настойчивостью, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, низкой тревожностью, высоким уровнем притязаний и др. Те, у кого доминирует мотивация избегания неудач, как правило, такими качествами не обладают. Тем, у кого развита мотивация достижения успехов, ее наличие позволяет хорошо адаптироваться к условиям современной жизни, добиваться значительных успехов как в профессиональной, так и в личной жизни [16].

Сами понятия мотива (потребности) достижения успехов и мотива (потребности) избегания неудач были введены в научный оборот Г. Марреем (см.: [11]) еще в 30-е гг. ХХ в. Он определил их следующим образом. Потребность (мотив) достижения успехов проявляется как готовность человека выбирать для себя сложные, труднодостижимые цели, браться за решение непростых задач, преодолевать значительные препятствия на пути к достижению поставленной цели. Такие люди стремятся к высоким результатам в любой деятельности, готовы вступать в соревнование с другими людьми, стремятся занимать в таких соревнованиях первые места и не опасаются неудач. Противоположная по содержанию и поведенческой направленности потребность (мотив) избегания неудач определяется как стремление человека избавляться от неудач, не оказываться последним в соревнованиях с другими людьми, не получать негативных оценок. Такого человека успехи сами по себе не интересуют, он к ним не стремится. Главное для него — это не стать неудачником, хотя фактически многие такие люди ими в конечном счете становятся.

Экспериментальные исследования, направленные на изучение мотивации достижения успехов и избегания неудач, начались во второй половине ХХ в., и на первых этапах проведения таких исследований существенную роль сыграли научные труды американских психологов Д. Мак-Клелланда, Дж. Аткинсона и немецкого психолога Х. Хекхаузена [16; 17; 18]. Д. Мак-Клелланд с сотрудниками изучили следующие темы, связанные с мотивацией достижения успехов и избегания неудач: условия и процесс формирования и развития такой мотивации у детей; влияние мотивации достижения успехов и избегания неудач на жизнь людей; зависимость социально-экономического развития стран и народов от этой мотивации. Ими же были разработаны специальные проективные психологические тесты мотивации достижения успехов и избегания неудач для детей и взрослых людей [16; 17; 18].

Список литературы

1. 10. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 4-е изд. — Москва : ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3. — 632 с.
2. 18. The Achievement Motive / D. C. McClelland, J. W. Atkinson, R. A. Clarc, E. L. Lowell. — New York : Appleton – Century – Crofts, 1953. — 384 p.
3. 17. Motives in Fantasy, Action and Society / ed. by J. W. Atkinson. — New York, 1958. — 873 p.
4. 16. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — Москва [и др.] : Питер : Смысл, 2003. — 860 с.
5. 15. Соколова, Т. О. Особенности настойчивости личности при алкогольной и наркотической зависимости : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Соколова Татьяна Олеговна. — Москва, 1999. — 19 с.
6. 14. Серебрякова, М. Е. Ценностно-смысловая сфера и особенности саморегуляции личности на различных стадиях наркотизации : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Серебрякова Мария Евгеньевна. — Москва, 2010. — 20 с.
7. 13. Рерке, В. И. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Рерке Виктория Игоревна. — Иркутск, 2003. — 19 с.
8. 12. Немов, Р. С. Восприятие опасности и самоповреждающее поведение у наркозависимых в условиях коронавирусной пандемии / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина, Д. М. Алтунина // Мир психологии. — 2021. — № 4 (107). — С. 25–41. — DOI: 10.51944/20738528_2021_4_25
9. 11. Немов, Р. С. Общая психология : в 3 т. / Р. С. Немов. — Т. III, кн. 2 : Свойства личности : учеб. и практикум для сред. проф. образования. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2017. — 395 с.
10. 1. Акбаев, А. Х. Личностные ресурсы подростков как фактор противостояния деструктивному влиянию наркотических групп : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Акбаев Ахмат Хамитович. — Сочи, 2010. — 22 с.
11. 9. Каргин, М. И. Исследование психологических особенностей лиц с алкогольной и наркотической зависимостью / М. И. Каргин, О. Г. Хуррамов // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2019. — № 1. — С. 190–196.
12. 8. Джакобия, А. З. Психологические особенности лиц, склонных к химической зависимости / А. З. Джакобия, В. А. Куташов, Т. Ю. Хабарова // Центральный научный вестник. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 18–22.
13. 7. Грузд, Л. В. Ценностные ориентации наркозависимой личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01, 19.00.05 / Грузд Лариса Васильевна. — Казань, 2004. — 24 с.
14. 6. Григорьева, А. А. Взаимосвязь склонности к виктимному поведению и рисков употребления психоактивных веществ у подростков / А. А. Григорьева, Л. Е. Усова // Психология и право. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 211–223.
15. 5. Бурцев, А. О. Взаимосвязь самоотношения и копинг-стратегий у наркозависимых / А. О. Бурцев, М. С. Козырь, Д. А. Скворцова // Прикладная юридическая психология. — 2021. — № 1 (54). — С. 46–57. — DOI : 10.33463/20728336.2021.1(54).046-057
16. 4. Алтунина, И. Р. Связь наркозависимости с ассертивным поведением / И. Р. Алтунина, Д. М. Алтунина // Мир психологии. — 2022. — № 1 (108). — С. 62–70. — DOI: 10.51944/20738528_2022_1_62
17. 3. Алтунина, И. Р. Властное и агрессивное поведение подростков, склонных к употреблению наркотиков / И. Р. Алтунина, Д. М. Алтунина, Р. С. Немов // Мир психологии. — 2022. — № 2 (109). — С. 4–14. — DOI: 10.51944/20738528_2022_2_4
18. 2. Алтунина, И. Р. Соотношение мотивации аффилиативного поведения со склонностью к употреблению психотропных веществ у подростков / И. Р. Алтунина, Д. М. Алтунина // Основы безопасности жизни. — 2021. — № 5. — С. 29–35.

Остальные статьи