Благодарной памяти учителей: к 100-летию А. А. Бодалева и 95-летию В. Д. Островского
Аннотация
Проведен анализ биографических материалов, интервью и воспоминаний учеников и сотрудников академика Российской академии образования А. А. Бодалева и директора школы № 22 г. Куйбышева (Самары) В. Д. Островского. Выделено общее, особенное и единичное на основных этапах жизнедеятельности и в характеристиках личности обоих Педагогов — создателей авторских школ, представлены воспоминания о них.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 225-234 |
УДК | 37.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_225 |
Посвящается 100-летию А. А. Бодалева, доктора психологических наук, академика Российской академии образования, 95-летию В. Д. Островского, отличника народного просвещения, директора школы № 22 г. Куйбышева (Самары).
2023-й год объявлен в России Годом педагога и наставника. И мы хотим с особой благодарностью вспомнить наших дорогих Учителей и Наставников, с которыми нас свела судьба.
В этом году 13 октября исполняется 100 лет доктору психологических наук, академику Российской академии образования (РАО) Алексею Александровичу Бодалеву, а 23 апреля 2024 г. исполнится 95 лет отличнику народного просвещения, возглавлявшему в 1968–1989 гг. школу № 22 г. Куйбышева (Самары), Владимиру Давыдовичу Островскому. Два разных человека, незнакомых друг с другом, живших в разных городах, но во многом схожих в главном — высоком педагогическом мастерстве, любви к своей профессии, таланте общения и умении создавать большие разновозрастные коллективы и руководить ими. И оба в своей жизнедеятельности и профессии достигли акме.
Понимая под акме высший уровень достижений человека в личностном, профессиональном и общественно-деятельностном плане, А. А. Бодалев отмечал, что в высшем «Я» человека «концентрируется его действительный гражданский и профессиональный творческий потенциал» [2, с. 29], но большинство людей живут и трудятся только на уровне своего житейского, будничного «Эго», поднимаясь к своему высшему «Я» только в экстраординарных условиях. Но у многих людей такая возможность никогда не реализуется, и они живут, не используя весь свой потенциал. У других в силу ряда обстоятельств «жизненная горизонталь» может ломаться, заставляя подняться над уровнем обыденного в профессиональном или гражданском, общественном плане. У третьих в жизни таких устремлений вверх и достижений может быть много. Но есть люди, которым жизнедеятельность на уровне рутинного «Я» не свойственна, — это люди-стратеги, постоянно идущие к своему высшему «Я», для них характерно творческое отношение к жизни во всех ее проявлениях. И хотя такую «модель движения» через многие препятствия удалось осуществить единицам, но только такое отношение к жизни позволяет человеку все более масштабно проявлять свое «Я» [там же, с. 30–31].
Анализируя психологические характеристики людей, достигших личностного акме, А. А. Бодалев выделил группы качеств, объясняющих причины большого успеха: в познавательном плане — активное и объективное отражение действительности и адекватное восприятие событий, способность находить оптимальное решение и его осуществлять. В профессиональной деятельности они формулируют для себя «крупномасштабные цели», не боясь ответственности за последствия, и своей одержимостью и увлеченностью, продуманной тактикой и стратегией зажигают других людей, делая их своими единомышленниками и соратниками (см.: [3, с. 69–70]). В сфере общения «им присуще принятие себя и других такими, какие они есть, непосредственность в поступках и искренность в выражении своих мыслей и чувств, открытое и честное поведение во всех ситуациях» [там же, с. 70], при этом они тактичны и деликатны, доброжелательны и требовательны к сотрудникам, им чужды карьеризм и чинопочитание. Обобщая, можно сказать, что «это люди трезвого интеллекта и таких же “умных” чувств» [там же], ориентированные на общечеловеческие ценности и умеющие достигать высокие цели.