Дата публикации: 01.10.2023

Науковедческая рефлексия столетней эволюции субъектно-деятельностного направления в российской когнитивной и педагогической психологии (к 90-летнему юбилею соучредителя и академика Российской академии образования А. В. Брушлинского)

Аннотация

Анализируются логика и методология векового развития одного из крупнейших направлений общей и педагогической психологии, основанного в ХХ в. С. Л. Рубинштейном и руководимого на рубеже ХХ–ХХI вв. его учеником А. В. Брушлинским. С позиций институционально-персонологического подхода к научному творчеству и путем анализа полузабытых источников впервые дифференцируются ключевые этапы его жизнедеятельности, характеризуются достижения в разработке им проблем общей и педагогической психологии на основе субъектно-деятельностной парадигмы во взаимодействии с участниками школ С. Л. Рубинштейна и самого А. В. Брушлинского, а также с рядом российских философов, психологов и педагогов.




1. Методологические проблемы анализа эволюции научной школы С. Л. Рубинштейна и ее развития А. В. Брушлинским во взаимодействии с другими участниками

Важным направлением современного российского человекознания является основанная С. Л. Рубинштейном (1889–1960) и развиваемая его научной школой (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская, М. Г. Ярошевский и др.) субъектно-деятельностная общая и педагогическая психология. Знаменательно, что впервые субъектная психология была компактно обобщена в контексте педагогики академиком Российской академии образования (РАО) А. В. Брушлинским [22] именно в научном журнале «Известия Российской академии образования». Это фундаментально-прикладное направление восходит к выдвинутой сто лет назад в 1922 г. С. Л. Рубинштейном [34] эвристической идее о необходимости философско-психологического анализа «творческой самодеятельности» в контексте запросов педологии, педагогики [35] и к обоснованию им далее, в 1930-е гг., реальности деятельности как предмета материалистической марксистской психологии. Теоретико-экспериментальная реализация этого предмета началась в руководимых им в Ленинградском государственном педагогическом институте и далее, в 1940-е гг. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ), психолого-педагогических исследованиях (см.: [41; 42]) роли речи в онтогенезе высших психических функций. В результате анализа установленных закономерностей С. Л. Рубинштейн сформулировал — в своих учебниках по общей психологии в 1935 и 1940 гг. — процессуально-деятельностный подход (см.: [41]) к обобщению достижений и построению теоретических основ психологической науки. Их методологическая проработка в 1945 г. привела его к обоснованию принципа «единства сознания и деятельности» в качестве базового теоретического достижения системы советской психологии середины ХХ в. Эпистемологическая интерпретация им этого принципа в контексте экспликации логики развития философии рационализма Нового времени (в его докладе о 350-летнем юбилее Р. Декарта в Академии наук (АН) СССР в 1946 г.) и определения перспектив психологии познания в 1957 г. [36] инкорпорировала, как установлено [41], имплицитно содержащуюся в философско-психологических трудах С. Л. Рубинштейна второй половины 1950-х гг. стратегическую идею о необходимости разработки субъектнодеятельностного подхода [42] к изучению психических процессов и состояний личности. Эта имплицитность объясняется идеологической невозможностью номинативно (в названиях публикаций) манифестировать С. Л. Рубинштейном в послевоенной диалектико-материалистической науке (см. ее характеристику в [5; 24]) (например, параллельно с идеологизацией роли личности в истории классовой борьбы главным редактором журнала «Вопросы философии» членом-корреспондентом АН СССР М. Д. Каммари [29]) необходимость разработки проблемы субъективности для изучения психологии активности личности и творческости мышления. И все же исследования этих свойств личности и мышления С. Л. Рубинштейну с участниками его научной школы [42] (в том числе с будущими академиками РАО К. А. Абульхановой-Славской [4], Л. И. Анцыферовой, Д. Б. Богоявленской [33], А. В. Брушлинским [6; 7], А. М. Матюшкиным [33], М. Г. Ярошевским [44]) удалось начать на рубеже 1950–1960-х гг. в трудах основанного им сектора философских проблем психологии в Институте философии (ИФ) АН СССР, где он был заместителем директора по науке в 1945–1948 гг.

Имплицитно же намеченный С. Л. Рубинштейном для этого путь изучения субъектности деятельности был в оттепель отмечен в философии [5; 30 и др.] и лишь в 1973 г. [1] монографически подвергнут объективному анализу через 13 лет после его смерти преданной ученицей К. А. Абульхановой-Славской [4] и далее определен ею в качестве принципа психологического познания в результате эпистемологической рефлексии наследия учителя в контексте подготовки (совместно со своим верным другом А. В. Брушлинским) к его 100-летнему юбилею в 1989 г. К этому времени ряд учеников и последователей С. Л. Рубинштейна также стали учитывать реальность субъектности человека как при общепсихологическом изучении научного творчества (М. Г. Ярошевский) [44], развития деятельности (А. В. Брушлинский) [17], процессов сознания личности (К.А. Абульханова) [3; 4] и ее профессионального самоопределения (Л. И. Анцыферова), так и при психолого-педагогических исследованиях различных аспектов возрастного развития психики в образовании: познавательной активности (А. М. Матюшкин), надситуативной активности (В. А. Петровский), рефлексивности творческого мышления (И. Н. Семенов) [41; 47], мотивационной детерминации мышления (А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова) [14], межличностного общения и групповых взаимодействий (А. В. Брушлинский [27], В. А. Поликарпов) и др.

Однако именно непосредственный ученик С. Л. Рубинштейна, заместитель (1981–1988) главного редактора «Вопросов психологии» и главный редактор (1988–2002) «Психологического журнала» А. В. Брушлинский, избранный в 1989 г. директором Института психологии АН СССР (ныне Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН)), при выборе в нем стратегии академических исследований обосновал курс на фундаментально-прикладное изучение субъектности психических процессов. Взяв за исходную базу для этого разработанный С. Л. Рубинштейном процессуально-деятельностный подход (см.: [42]), А. В. Брушлинский обобщил его в субъектно-деятельностную концепцию [18; 23], теоретико-экспериментальная реализация которой привела к ее трансформации им фактически в субъектно-деятельностную парадигму. Впервые она была сформулирована А. В. Брушлинским в 1995 г. в его докладе «Субъектно-деятельностная парадигма в психологии» в руководимом им ИП РАН. При этом он включил изучение субъектности в актуальный социокультурный контекст гуманизации [25] психологии и педагогики в целях научного обеспечения управления [2] и образования для формирования в нем социальных и знаниевых компетенций [43] как ресурсных компонентов, говоря современным языком, человеческого капитала [41]. Впервые «субъектно-деятельностная» категория была номинативно рубрицирована А. В. Брушлинским в названии его специальной статьи [23] лишь в 1999 г. и далее методологически трансформирована им в парадигму [24; 25; 26; 27] современной психологии.

Разработанная А. В. Брушлинским субъектно-деятельностная парадигма [17; 18] в начале ХХI в. во многом определяет инновационный массив многих современных исследований в таких основных областях психологии, как общая (К. А. Абульханова-Славская [4], К. В. Бардин, А. В. Брушлинский, А. В. Карпов, О. К. Конопкин, Я. А. Пономарев, Э. В. Сайко, И. Н. Семенов, А. Н. Славская), инженерная (В. А. Бодров, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, В. Е. Лепский, И. Н. Семенов, Г. Л. Смолян), возрастная (Л. И. Анцыферова, Д. Б. Богоявленская, В. И. Моросанова, А. И. Савенков, Е. А. Сергиенко), педагогическая (А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, И. Н. Семенов, Л. В. Темнова, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская), социальная (М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Э. В. Сайко, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский [44]), организационная (К. А. Абульханова, В. С. Агапов, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, И. Н Семенов), экзистенциальная (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, М. И. Воловикова, В. В. Знаков, И. Н. Семенов, Е. Б. Старовойтенко, И. И. Чеснокова и др.).

Список литературы

1. Brushlinskij, A. V. Kul`turno-istoricheskaya teoriya my`shleniya / A. V. Brushlinskij. — Moskva : Vy`sshaya shkola, 1968. — 118 s.; izd. 2-e, dop. — Moskva : URSS, 2009. — 116 s.
2. 10. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. — Москва : Высшая школа, 1968. — 118 с.1; изд. 2-е, доп. — Москва : URSS, 2009. — 116 с.
3. Brushlinskij, A. V. Psixologiya tvorchestva: nekotory`e itogi i perspektivy` / A. V. Brushlinskij // Kommunist. — 1967. — № 5. — S. 54–56.
4. 9. Брушлинский, А. В. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы / А. В. Брушлинский // Коммунист. — 1967. — № 5. — С. 54–56.
5. Brushlinskij, A. V. Tvorcheskij process kak predmet issledovaniya / A. V. Brushlinskij // Voprosy` filosofii. — 1965. — № 7. — S. 72–73.
6. 8. Брушлинский, А. В. Творческий процесс как предмет исследования / А.В.Брушлинский // Вопросы философии. — 1965. — № 7. — С. 72–73.
7. Brushlinskij, A. V. Rol` analiza i abstrakcii v poznanii kolichestvenny`x otnoshenij / A. V. Brushlinskij // Process my`shleniya i zakonomernosti analiza, sinteza i obobshheniya. E`ksperimental`ny`e issledovaniya / pod red. S. L. Rubinshtejna. — Moskva, 1
8. 7. Брушлинский, А. В. Роль анализа и абстракции в познании количественных отношений / А. В. Брушлинский // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования / под ред. С. Л. Рубинштейна. — Москва, 1960. — С. 73
9. Brushlinskij, A. V. Rol` analiza predmetny`x otnoshenij i sillogizma v processe my`shleniya / A. V. Brushlinskij // Tezisy` dokladov na 1-m s``ezde Obshhestva psixologov. — Moskva, 1959. — Vy`p. 3, ch. 1. — S. 59–61.
10. 6. Брушлинский, А. В. Роль анализа предметных отношений и силлогизма в процессе мышления / А. В. Брушлинский // Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. — Москва, 1959. — Вып. 3, ч. 1. — С. 59–61.
11. Alekseev, N. G. Problemy` dialekticheskogo materializma v rabotax sovetskix filosofov / N. G. Alekseev, E`. G. Yudin // Voprosy` filosofii. — 1964. — № 12. — S. 149–162.
12. 5. Алексеев, Н. Г. Проблемы диалектического материализма в работах советских философов / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. — 1964. — № 12. — С. 149–162.
13. Abul`xanova-Slavskaya, K. A. Akmeologicheskoe ponimanie sub``ekta upravleniya / K. A. Abul`xanova-Slavskaya, I. N. Semenov // E`ffektivny`j menedzhment: psixologoakmeologicheskie aspekty` : posobie po rabote s personalom. — Moskva, 1998. — S. 6–16.
14. 4. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта управления / К. А. Абульханова-Славская, И. Н. Семенов // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты : пособие по работе с персоналом. — Москва, 1998. — С. 6–16.
15. Abul`xanova, K. A. Retrospektiva i perspektiva principa sub``ekta v issledovaniyax my`shleniya shkoloj S. L. Rubinshtejna / K. A. Abul`xanova // Voprosy` filosofii. — 2021. — № 9. — S. 75–84.
16. 3. Абульханова, К. А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова // Вопросы философии. — 2021. — № 9. — С. 75–84.
17. Abul`xanova, K. A. Sovremennaya lichnost`: social`ny`e predstavleniya, my`shlenie, razvitie v norme i patologii : kol. monografiya / K. A. Abul`xanova, A. V. Brushlinskij, M. I. Volovikova. — Moskva : IP RAN, 2000. — 100 s.
18. 2. Абульханова, К. А. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии : кол. монография / К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — Москва : ИП РАН, 2000. — 100 с.
19. Abul`xanova, K. A. O sub``ekte psixicheskoj deyatel`nosti : metodologicheskie problemy` psixologii / K. A. Abul`xanova. — Moskva : Nauka, 1973. — 288 s.
20. 1. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности : методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова. — Москва : Наука, 1973. — 288 с.
21. Semenov, I. N. Sovremennaya sovetskaya psixologiya my`shleniya: panorama fundamental`ny`x dostizhenij : (recenziya na knigu V. Matteusa) / I. N. Semenov // Psixologicheskij zhurnal. — 1989. — T. 10, № 6. — S. 160–162.
22. 29. Каммари, М. Д. Марксизм-ленинизм о роли личности в истории / М. Д. Каммари. — Москва : ИФ АН СССР : Госполитиздат, 1952. — 405 с.; 2-е изд. — Москва : Госполитиздат, 1953. — 408 с.
23. 37. Семенов, И. Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений : (рецензия на книгу В. Маттеуса) / И. Н. Семенов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 6. — С. 160–162.
24. Rubinshtejn, S. L. Principial`ny`e voprosy` psixologii poznaniya : doklad na Soveshhanii po voprosam psixologii poznaniya, 20–22 maya 1957 g. / S. L. Rubinshtejn // Voprosy` psixologii. — 1957. — № 3. — S. 184–190.
25. 36. Рубинштейн, С. Л. Принципиальные вопросы психологии познания : доклад на Совещании по вопросам психологии познания, 20–22 мая 1957 г. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1957. — № 3. — С. 184–190.
26. 35. Рубинштейн, С. Л. [Предисловие редактора перевода] / С. Л. Рубинштейн // Методы измерения умственной одаренности / А. Бине, Т. Симон ; пер. Е. Эльштейн под ред. С. Л. Рубинштейна. — Харьков, 19232 . Rubinshtejn, S. L. [Predislovie redaktora perevoda]
27. Rubinshtejn, S. L. Princip tvorcheskoj samodeyatel`nosti / S. L. Rubinshtejn // Ucheny`e zapiski Vy`sshej shkoly` Odessy` . — 1922. — T. 2. — S. 148–154.
28. 34. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Ученые записки Высшей школы Одессы. — 1922. — Т. 2. — С. 148–154.
29. Rabochaya koncepciya odarennosti / D. B. Bogoyavlenskaya, A. V. Brushlinskij, A. M. Matyushkin [i dr.] / pod red. D. B. Bogoyavlenskoj, V. D. Shadrikova — Moskva : Magistr, 1998. — 66 s.; 2-e izd., rassh. i pererab. — Moskva : FCzP «Odarenny`e deti», 2003
30. 33. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин [и др.] / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. — Москва : Магистр, 1998. — 66 с.; 2-е изд., расш. и перераб. — Москва : ФЦП «Одаренные дети», 2003. — 88 с
31. Psixologiya XXI veka : ucheb. dlya vuzov / [I. O. Aleksandrov, Yu. I. Aleksandrov, A. V. Brushlinskij i dr.] ; pod red. V. N. Druzhinina. — Moskva : Per Se, 2003. — 863 s.
32. 32. Психология XXI века : учеб. для вузов / [И. О. Александров, Ю. И. Александров, А. В. Брушлинский и др.] ; под ред. В. Н. Дружинина. — Москва : Per Se, 2003. — 863 с.
33. Ponomarev, Ya. A. Psixologiya tvorchestva: obshhaya, differencial`naya, prikladnaya / Ya. A. Ponomarev, I. N. Semenov, S. Yu. Stepanov. — Moskva : Nauka, 1990. — 222 s.
34. 31. Пономарев, Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Москва : Наука, 1990. — 222 с.
35. Lektorskij, V. A. Problema sub``ekta i ob``ekta v klassicheskoj i sovremennoj burzhuaznoj filosofii / V. A. Lektorskij. — Moskva : Vy`sshaya shkola, 1965. — 122 s.
36. 30. Лекторский, В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии / В. А. Лекторский. — Москва : Высшая школа, 1965. — 122 с.
37. Kammari, M. D. Marksizm-leninizm o roli lichnosti v istorii / M. D. Kammari. — Moskva : IF AN SSSR : Gospolitizdat, 1952. — 405 s.; 2-e izd. — Moskva : Gospolitizdat, 1953. — 408 s.
38. 47. Semenov, I. N. The psychology of reflexion in the scientific work of S. L. Rubinshtein / I. N. Semenov // The Psychology Journal. — 1989. — № 4. — P. 67–74.
39. Semenov, I. N. Naukovedcheskaya refleksiya razvitiya akademicheskoj social`noj psixologii (k 50-letnemu yubileyu IP RAN i 100-letiyu so dnya rozhdeniya E. V. Shoroxovoj) / I. N. Semenov, D. A. Vodop`yanov // Social`naya psixologiya i obshhestvo. — 2022. —
40. 46. Matthäus, W. von. Sowjetische Denkpsychologie / Wolfhart von Matthäus. — Göttingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.
41. 45. Abulkhanova, K. A. Theory in soviet psychology: major dynamics / K. A. Abulkhanova, A. V. Brushlinsky // Post-soviet Perspectives on Russian Psychology / ed. bу Vera А. Koltsova [et al.]. — Westport [et al.], 1996. — P. 187–206.
42. Yaroshevskij, M. G. O genezise sub``ekta nauchnogo poznaniya / M. G. Yaroshevskij // Voprosy` filosofii. — 1979. — № 6. — S. 68–80.
43. 44. Ярошевский, М. Г. О генезисе субъекта научного познания / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. — 1979. — № 6. — С. 68–80.
44. Sub``ekt i social`naya kompetentnost` lichnosti / pod red. A. V. Brushlinskogo. — Moskva : IP RAN, 1995. — 167 s.
45. 43. Субъект и социальная компетентность личности / под ред. А. В. Брушлинского. — Москва : ИП РАН, 1995. — 167 с.
46. Semenov, I. N. Sub``ektno-deyatel`nostny`j podxod / I. N. Semenov // Nauchny`e podxody` v sovremennoj otechestvennoj psixologii : kol. monografiya / otv. red. A. L. Zhuravlev [i dr.] ; IP RAN. — Moskva, 2023. — S. 84–211.
47. 42. Семенов, И. Н. Субъектно-деятельностный подход / И. Н. Семенов // Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.] ; ИП РАН. — Москва, 2023. — С. 84–211.
48. 38. Семенов, И. Н. Методологические средства субъектной психологии мышления А. В. Брушлинского и их использование в изучении рефлексии / И. Н. Семенов // Человек, субъект, личность в современной психологии : в 3 ч. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергие
49. 41. Семенов, И. Н. Науковедческая рефлексия развития академической социальной психологии (к 50-летнему юбилею ИП РАН и 100-летию со дня рождения Е. В.Шороховой) / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13, № 3. —
50. Semenov, I. N. K 130-letiyu Moskovskogo psixologicheskogo obshhestva : Razvitie sekcii «Psixologiya tvorchestva» (K 95-letiyu so dnya rozhdeniya Ya. A. Ponomareva) / I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko-kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya.
51. 40. Семенов, И. Н. К 130-летию Московского психологического общества : Развитие секции «Психология творчества» (К 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева) / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — №
52. lichnostnoprofessional`nogo samosoznaniya studentov kak faktor modernizacii vy`sshego obrazovaniya / I. N. Semenov. — Moskva : FIRO, 2013. — 80 s.
53. Semenov, I. N. Refleksivny`j podxod v formirovanii i razvitii
54. 39. Cеменов, И. Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования / И. Н. Cеменов. — Москва : ФИРО, 2013. — 80 с.
55. Semenov, I. N. Metodologicheskie sredstva sub``ektnoj psixologii my`shleniya A. V. Brushlinskogo i ix ispol`zovanie v izuchenii refleksii / I. N. Semenov // Chelovek, sub``ekt, lichnost` v sovremennoj psixologii : v 3 ch. / otv. red. A. L. Zhuravlev, E. A
56. 15. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. — Москва : Знание, 1983. — 96 с.
57. 19. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 392 с.
58. Brushlinskij, A. V. Problemy` psixologii sub``ekta / A. V. Brushlinskij. — Moskva : IP RAN, 1994. — 108 s.
59. 18. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. — Москва : ИП РАН, 1994. — 108 с.
60. Brushlinskij, A. V. Zona blizhajshego razvitiya i problema sub``ekta deyatel`nosti / A. V. Brushlinskij // Psixologicheskij zhurnal. — 1994. — T. 15, № 3. — S. 17–27.
61. 17. Брушлинский, А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 3. — С. 17–27.
62. Brushlinskij, A. V. Integral`ny`j potencial lichnosti i reshenie nravstvenny`x zadach / A. V. Brushlinskij, L. V. Temnova // Psixologiya lichnosti v usloviyax social`ny`x izmenenij / otv. red. K. A. Abul`xanova, M. I. Volovikova. — Moskva, 1993. — S. 45–5
63. 16. Брушлинский, А. В. Интегральный потенциал личности и решение нравственных задач / А. В. Брушлинский, Л. В. Темнова // Психология личности в условиях социальных изменений / отв. ред. К. А. Абульханова, М. И. Воловикова. — Москва, 1993. — С. 45–56.
64. Brushlinskij, A. V. Psixologiya my`shleniya i problemnoe obuchenie / A. V. Brushlinskij. — Moskva : Znanie, 1983. — 96 s.
65. Brushlinskij, A. V. Sub``ekt: my`shlenie, uchenie, voobrazhenie / A. V. Brushlinskij. — Moskva : Izd-vo Instituta prakticheskoj psixologii ; Voronezh : MODE`K, 1996. — 392 s.
66. Brushlinskij, A. V. O vzaimosvyazyax processual`nogo (dinamicheskogo) i lichnostnogo (motivacionnogo) aspektov my`shleniya / A. V. Brushlinskij, M. I. Volovikova // Psixologicheskie issledovaniya poznavatel`ny`x processov i lichnosti / otv. red. D. Kovach
67. 14. Брушлинский, А. В. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред. Д. Ковач [и др.].
68. Brushlinskij, A. V. O formirovanii psixicheskogo / A. V. Brushlinskij // Psixologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti / otv. red. L. I. Ancyferova. — Moskva, 1981. — S. 106–126.
69. 13. Брушлинский, А. В. О формировании психического / А. В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. И. Анцыферова. — Москва, 1981. — С. 106–126.
70. Brushlinskij, A. V. My`shlenie i prognozirovanie / A. V. Brushlinskij. — Moskva : My`sl`, 1979. — 228 s.
71. 12. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. — Москва : Мысль, 1979. — 228 с.
72. Brushlinskij, A. V. Problemy` obucheniya i my`shleniya v trudax S. L. Rubinshtejna / A. V. Brushlinskij // Voprosy` psixologii. — 1969. — № 5. — S. 130–136.
73. 11. Брушлинский, А. В. Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 130–136.
74. 24. Брушлинский, А. В. Андеграунд диамата / А. В. Брушлинский // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.]. — Москва, 2000. — С. 7–13.
75. 28. Брушлинский, А. В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта / А. В. Брушлинский // Современная психология: состояние и перспективы исследований / отв. ред. К. А. Абульханова [и др.]. — Москва, 2002. — С. 28–33.
76. Brushlinskij, A. V. K psixologii individual`nogo i gruppovogo sub``ekta v usloviyax reformirovaniya Rossii / A. V. Brushlinskij // Psixologiya individual`nogo i gruppovogo sub``ekta / otv. red. A. V. Brushlinskij, M. I. Volovikova. — Moskva, 2002. — S. 34
77. 27. Брушлинский, А. В. К психологии индивидуального и группового субъекта в условиях реформирования России / А. В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — Москва, 2002. — С. 34–50.
78. Brushlinskij, A. V. Pryamaya rech` refleksii / A. V. Brushlinskij, D. Reut, V. A. Lefevr // Kentavr : metodologicheskij i igrotexnicheskij al`manax. — 2001. — № 25. — S. 64–67.
79. 26. Брушлинский, А. В. Прямая речь рефлексии / А. В. Брушлинский, Д. Реут, В. А. Лефевр // Кентавр : методологический и игротехнический альманах. — 2001. — № 25. — С. 64–67.
80. Brushlinskij, A. V. Gumanistichnost` psixologicheskoj nauki / A. V. Brushlinskij // Psixologicheskij zhurnal. — 2000. — T. 21, № 3. — S. 43–48.
81. 25. Брушлинский, А. В. Гуманистичность психологической науки / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21, № 3. — С. 43–48.
82. Brushlinskij, A. V. Andegraund diamata / A. V. Brushlinskij // Problema sub``ekta v psixologicheskoj nauke / otv. red. A. V. Brushlinskij [i dr.]. — Moskva, 2000. — S. 7–13.
83. Brushlinskij, A. V. My`shlenie kak process i testy` diagnostiki intellekta / A. V. Brushlinskij // Sovremennaya psixologiya: sostoyanie i perspektivy` issledovanij / otv. red. K. A. Abul`xanova [i dr.]. — Moskva, 2002. — S. 28–33.
84. Brushlinskij, A. V. Sub``ektno-deyatel`nostnaya koncepciya i teoriya funkcional`ny`x sistem / A. V. Brushlinskij // Voprosy` psixologii. — 1999. — № 5. — S. 110–121.
85. 23. Брушлинский, А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1999. — № 5. — С. 110–121.
86. Brushlinskij, A. V. Psixologiya sub``ekta / A. V. Brushlinskij // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 1999. — № 1. — S. 30–41.
87. 22. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский // Известия Российской академии образования. — 1999. — № 1. — С. 30–41.
88. Brushlinskij, A. V. O razvitii V. V. Davy`dovy`m svoej teorii psixicheskogo razvitiya / A. V. Brushlinskij // Voprosy` psixologii. — 1998. — № 5. — S. 29–36.
89. 21. Брушлинский, А. В. О развитии В. В. Давыдовым своей теории психического развития / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1998. — № 5. — С. 29–36.
90. Brushlinskij, A. V. O sub``ekte my`shleniya i tvorchestva / A. V. Brushlinskij // Osnovny`e sovremenny`e koncepcii tvorchestva i odarennosti / otv. red. D. B. Bogoyavlenskaya. — Moskva, 1997. — S. 39–56.
91. 20. Брушлинский, А. В. О субъекте мышления и творчества / А. В. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — Москва, 1997. — С. 39–56.

Остальные статьи