Дата публикации: 01.10.2023

Науковедческая рефлексия столетней эволюции субъектно-деятельностного направления в российской когнитивной и педагогической психологии (к 90-летнему юбилею соучредителя и академика Российской академии образования А. В. Брушлинского)

Аннотация

Анализируются логика и методология векового развития одного из крупнейших направлений общей и педагогической психологии, основанного в ХХ в. С. Л. Рубинштейном и руководимого на рубеже ХХ–ХХI вв. его учеником А. В. Брушлинским. С позиций институционально-персонологического подхода к научному творчеству и путем анализа полузабытых источников впервые дифференцируются ключевые этапы его жизнедеятельности, характеризуются достижения в разработке им проблем общей и педагогической психологии на основе субъектно-деятельностной парадигмы во взаимодействии с участниками школ С. Л. Рубинштейна и самого А. В. Брушлинского, а также с рядом российских философов, психологов и педагогов.




1. Методологические проблемы анализа эволюции научной школы С. Л. Рубинштейна и ее развития А. В. Брушлинским во взаимодействии с другими участниками

Важным направлением современного российского человекознания является основанная С. Л. Рубинштейном (1889–1960) и развиваемая его научной школой (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская, М. Г. Ярошевский и др.) субъектно-деятельностная общая и педагогическая психология. Знаменательно, что впервые субъектная психология была компактно обобщена в контексте педагогики академиком Российской академии образования (РАО) А. В. Брушлинским [22] именно в научном журнале «Известия Российской академии образования». Это фундаментально-прикладное направление восходит к выдвинутой сто лет назад в 1922 г. С. Л. Рубинштейном [34] эвристической идее о необходимости философско-психологического анализа «творческой самодеятельности» в контексте запросов педологии, педагогики [35] и к обоснованию им далее, в 1930-е гг., реальности деятельности как предмета материалистической марксистской психологии. Теоретико-экспериментальная реализация этого предмета началась в руководимых им в Ленинградском государственном педагогическом институте и далее, в 1940-е гг. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ), психолого-педагогических исследованиях (см.: [41; 42]) роли речи в онтогенезе высших психических функций. В результате анализа установленных закономерностей С. Л. Рубинштейн сформулировал — в своих учебниках по общей психологии в 1935 и 1940 гг. — процессуально-деятельностный подход (см.: [41]) к обобщению достижений и построению теоретических основ психологической науки. Их методологическая проработка в 1945 г. привела его к обоснованию принципа «единства сознания и деятельности» в качестве базового теоретического достижения системы советской психологии середины ХХ в. Эпистемологическая интерпретация им этого принципа в контексте экспликации логики развития философии рационализма Нового времени (в его докладе о 350-летнем юбилее Р. Декарта в Академии наук (АН) СССР в 1946 г.) и определения перспектив психологии познания в 1957 г. [36] инкорпорировала, как установлено [41], имплицитно содержащуюся в философско-психологических трудах С. Л. Рубинштейна второй половины 1950-х гг. стратегическую идею о необходимости разработки субъектнодеятельностного подхода [42] к изучению психических процессов и состояний личности. Эта имплицитность объясняется идеологической невозможностью номинативно (в названиях публикаций) манифестировать С. Л. Рубинштейном в послевоенной диалектико-материалистической науке (см. ее характеристику в [5; 24]) (например, параллельно с идеологизацией роли личности в истории классовой борьбы главным редактором журнала «Вопросы философии» членом-корреспондентом АН СССР М. Д. Каммари [29]) необходимость разработки проблемы субъективности для изучения психологии активности личности и творческости мышления. И все же исследования этих свойств личности и мышления С. Л. Рубинштейну с участниками его научной школы [42] (в том числе с будущими академиками РАО К. А. Абульхановой-Славской [4], Л. И. Анцыферовой, Д. Б. Богоявленской [33], А. В. Брушлинским [6; 7], А. М. Матюшкиным [33], М. Г. Ярошевским [44]) удалось начать на рубеже 1950–1960-х гг. в трудах основанного им сектора философских проблем психологии в Институте философии (ИФ) АН СССР, где он был заместителем директора по науке в 1945–1948 гг.

Имплицитно же намеченный С. Л. Рубинштейном для этого путь изучения субъектности деятельности был в оттепель отмечен в философии [5; 30 и др.] и лишь в 1973 г. [1] монографически подвергнут объективному анализу через 13 лет после его смерти преданной ученицей К. А. Абульхановой-Славской [4] и далее определен ею в качестве принципа психологического познания в результате эпистемологической рефлексии наследия учителя в контексте подготовки (совместно со своим верным другом А. В. Брушлинским) к его 100-летнему юбилею в 1989 г. К этому времени ряд учеников и последователей С. Л. Рубинштейна также стали учитывать реальность субъектности человека как при общепсихологическом изучении научного творчества (М. Г. Ярошевский) [44], развития деятельности (А. В. Брушлинский) [17], процессов сознания личности (К.А. Абульханова) [3; 4] и ее профессионального самоопределения (Л. И. Анцыферова), так и при психолого-педагогических исследованиях различных аспектов возрастного развития психики в образовании: познавательной активности (А. М. Матюшкин), надситуативной активности (В. А. Петровский), рефлексивности творческого мышления (И. Н. Семенов) [41; 47], мотивационной детерминации мышления (А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова) [14], межличностного общения и групповых взаимодействий (А. В. Брушлинский [27], В. А. Поликарпов) и др.

Однако именно непосредственный ученик С. Л. Рубинштейна, заместитель (1981–1988) главного редактора «Вопросов психологии» и главный редактор (1988–2002) «Психологического журнала» А. В. Брушлинский, избранный в 1989 г. директором Института психологии АН СССР (ныне Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН)), при выборе в нем стратегии академических исследований обосновал курс на фундаментально-прикладное изучение субъектности психических процессов. Взяв за исходную базу для этого разработанный С. Л. Рубинштейном процессуально-деятельностный подход (см.: [42]), А. В. Брушлинский обобщил его в субъектно-деятельностную концепцию [18; 23], теоретико-экспериментальная реализация которой привела к ее трансформации им фактически в субъектно-деятельностную парадигму. Впервые она была сформулирована А. В. Брушлинским в 1995 г. в его докладе «Субъектно-деятельностная парадигма в психологии» в руководимом им ИП РАН. При этом он включил изучение субъектности в актуальный социокультурный контекст гуманизации [25] психологии и педагогики в целях научного обеспечения управления [2] и образования для формирования в нем социальных и знаниевых компетенций [43] как ресурсных компонентов, говоря современным языком, человеческого капитала [41]. Впервые «субъектно-деятельностная» категория была номинативно рубрицирована А. В. Брушлинским в названии его специальной статьи [23] лишь в 1999 г. и далее методологически трансформирована им в парадигму [24; 25; 26; 27] современной психологии.

Разработанная А. В. Брушлинским субъектно-деятельностная парадигма [17; 18] в начале ХХI в. во многом определяет инновационный массив многих современных исследований в таких основных областях психологии, как общая (К. А. Абульханова-Славская [4], К. В. Бардин, А. В. Брушлинский, А. В. Карпов, О. К. Конопкин, Я. А. Пономарев, Э. В. Сайко, И. Н. Семенов, А. Н. Славская), инженерная (В. А. Бодров, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, В. Е. Лепский, И. Н. Семенов, Г. Л. Смолян), возрастная (Л. И. Анцыферова, Д. Б. Богоявленская, В. И. Моросанова, А. И. Савенков, Е. А. Сергиенко), педагогическая (А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, И. Н. Семенов, Л. В. Темнова, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская), социальная (М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Э. В. Сайко, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский [44]), организационная (К. А. Абульханова, В. С. Агапов, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, И. Н Семенов), экзистенциальная (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, М. И. Воловикова, В. В. Знаков, И. Н. Семенов, Е. Б. Старовойтенко, И. И. Чеснокова и др.).

Список литературы

1. 36. Рубинштейн, С. Л. Принципиальные вопросы психологии познания : доклад на Совещании по вопросам психологии познания, 20–22 мая 1957 г. / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. — 1957. — № 3. — С. 184–190.
2. 25. Брушлинский, А. В. Гуманистичность психологической науки / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21, № 3. — С. 43–48.
3. 26. Брушлинский, А. В. Прямая речь рефлексии / А. В. Брушлинский, Д. Реут, В. А. Лефевр // Кентавр : методологический и игротехнический альманах. — 2001. — № 25. — С. 64–67.
4. 27. Брушлинский, А. В. К психологии индивидуального и группового субъекта в условиях реформирования России / А. В. Брушлинский // Психология индивидуального и группового субъекта / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — Москва, 2002. — С. 34–50.
5. 28. Брушлинский, А. В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта / А. В. Брушлинский // Современная психология: состояние и перспективы исследований / отв. ред. К. А. Абульханова [и др.]. — Москва, 2002. — С. 28–33.
6. 29. Каммари, М. Д. Марксизм-ленинизм о роли личности в истории / М. Д. Каммари. — Москва : ИФ АН СССР : Госполитиздат, 1952. — 405 с.; 2-е изд. — Москва : Госполитиздат, 1953. — 408 с.
7. 30. Лекторский, В. А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии / В. А. Лекторский. — Москва : Высшая школа, 1965. — 122 с.
8. 31. Пономарев, Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Москва : Наука, 1990. — 222 с.
9. 32. Психология XXI века : учеб. для вузов / [И. О. Александров, Ю. И. Александров, А. В. Брушлинский и др.] ; под ред. В. Н. Дружинина. — Москва : Per Se, 2003. — 863 с.
10. 33. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин [и др.] / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. — Москва : Магистр, 1998. — 66 с.; 2-е изд., расш. и перераб. — Москва : ФЦП «Одаренные дети», 2003. — 88 с
11. 34. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Ученые записки Высшей школы Одессы. — 1922. — Т. 2. — С. 148–154.
12. 35. Рубинштейн, С. Л. [Предисловие редактора перевода] / С. Л. Рубинштейн // Методы измерения умственной одаренности / А. Бине, Т. Симон ; пер. Е. Эльштейн под ред. С. Л. Рубинштейна. — Харьков, 19232 .
13. 24. Брушлинский, А. В. Андеграунд диамата / А. В. Брушлинский // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский [и др.]. — Москва, 2000. — С. 7–13.
14. 37. Семенов, И. Н. Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений : (рецензия на книгу В. Маттеуса) / И. Н. Семенов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, № 6. — С. 160–162.
15. 38. Семенов, И. Н. Методологические средства субъектной психологии мышления А. В. Брушлинского и их использование в изучении рефлексии / И. Н. Семенов // Человек, субъект, личность в современной психологии : в 3 ч. / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергие
16. 39. Cеменов, И. Н. Рефлексивный подход в формировании и развитии личностно-профессионального самосознания студентов как фактор модернизации высшего образования / И. Н. Cеменов. — Москва : ФИРО, 2013. — 80 с.
17. 40. Семенов, И. Н. К 130-летию Московского психологического общества : Развитие секции «Психология творчества» (К 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева) / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — №
18. 41. Семенов, И. Н. Науковедческая рефлексия развития академической социальной психологии (к 50-летнему юбилею ИП РАН и 100-летию со дня рождения Е. В.Шороховой) / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Социальная психология и общество. — 2022. — Т. 13, № 3. —
19. 42. Семенов, И. Н. Субъектно-деятельностный подход / И. Н. Семенов // Научные подходы в современной отечественной психологии : кол. монография / отв. ред. А. Л. Журавлев [и др.] ; ИП РАН. — Москва, 2023. — С. 84–211.
20. 43. Субъект и социальная компетентность личности / под ред. А. В. Брушлинского. — Москва : ИП РАН, 1995. — 167 с.
21. 44. Ярошевский, М. Г. О генезисе субъекта научного познания / М. Г. Ярошевский // Вопросы философии. — 1979. — № 6. — С. 68–80.
22. 45. Abulkhanova, K. A. Theory in soviet psychology: major dynamics / K. A. Abulkhanova, A. V. Brushlinsky // Post-soviet Perspectives on Russian Psychology / ed. bу Vera А. Koltsova [et al.]. — Westport [et al.], 1996. — P. 187–206.
23. 46. Matthäus, W. von. Sowjetische Denkpsychologie / Wolfhart von Matthäus. — Göttingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.
24. 47. Semenov, I. N. The psychology of reflexion in the scientific work of S. L. Rubinshtein / I. N. Semenov // The Psychology Journal. — 1989. — № 4. — P. 67–74.
25. 13. Брушлинский, А. В. О формировании психического / А. В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. И. Анцыферова. — Москва, 1981. — С. 106–126.
26. 2. Абульханова, К. А. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии : кол. монография / К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова. — Москва : ИП РАН, 2000. — 100 с.
27. 3. Абульханова, К. А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С. Л. Рубинштейна / К. А. Абульханова // Вопросы философии. — 2021. — № 9. — С. 75–84.
28. 4. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта управления / К. А. Абульханова-Славская, И. Н. Семенов // Эффективный менеджмент: психолого-акмеологические аспекты : пособие по работе с персоналом. — Москва, 1998. — С. 6–16.
29. 5. Алексеев, Н. Г. Проблемы диалектического материализма в работах советских философов / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин // Вопросы философии. — 1964. — № 12. — С. 149–162.
30. 6. Брушлинский, А. В. Роль анализа предметных отношений и силлогизма в процессе мышления / А. В. Брушлинский // Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. — Москва, 1959. — Вып. 3, ч. 1. — С. 59–61.
31. 7. Брушлинский, А. В. Роль анализа и абстракции в познании количественных отношений / А. В. Брушлинский // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования / под ред. С. Л. Рубинштейна. — Москва, 1960. — С. 73
32. 8. Брушлинский, А. В. Творческий процесс как предмет исследования / А.В.Брушлинский // Вопросы философии. — 1965. — № 7. — С. 72–73.
33. 9. Брушлинский, А. В. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы / А. В. Брушлинский // Коммунист. — 1967. — № 5. — С. 54–56.
34. 10. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. — Москва : Высшая школа, 1968. — 118 с.1; изд. 2-е, доп. — Москва : URSS, 2009. — 116 с.
35. 11. Брушлинский, А. В. Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1969. — № 5. — С. 130–136.
36. 12. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский. — Москва : Мысль, 1979. — 228 с.
37. 1. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности : методологические проблемы психологии / К. А. Абульханова. — Москва : Наука, 1973. — 288 с.
38. 14. Брушлинский, А. В. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления / А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред. Д. Ковач [и др.].
39. 15. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. — Москва : Знание, 1983. — 96 с.
40. 16. Брушлинский, А. В. Интегральный потенциал личности и решение нравственных задач / А. В. Брушлинский, Л. В. Темнова // Психология личности в условиях социальных изменений / отв. ред. К. А. Абульханова, М. И. Воловикова. — Москва, 1993. — С. 45–56.
41. 17. Брушлинский, А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 3. — С. 17–27.
42. 18. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. — Москва : ИП РАН, 1994. — 108 с.
43. 19. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 392 с.
44. 20. Брушлинский, А. В. О субъекте мышления и творчества / А. В. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — Москва, 1997. — С. 39–56.
45. 21. Брушлинский, А. В. О развитии В. В. Давыдовым своей теории психического развития / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1998. — № 5. — С. 29–36.
46. 22. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский // Известия Российской академии образования. — 1999. — № 1. — С. 30–41.
47. 23. Брушлинский, А. В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. — 1999. — № 5. — С. 110–121.

Остальные статьи