Науковедческая рефлексия столетней эволюции субъектно-деятельностного направления в российской когнитивной и педагогической психологии (к 90-летнему юбилею соучредителя и академика Российской академии образования А. В. Брушлинского)
Аннотация
Анализируются логика и методология векового развития одного из крупнейших направлений общей и педагогической психологии, основанного в ХХ в. С. Л. Рубинштейном и руководимого на рубеже ХХ–ХХI вв. его учеником А. В. Брушлинским. С позиций институционально-персонологического подхода к научному творчеству и путем анализа полузабытых источников впервые дифференцируются ключевые этапы его жизнедеятельности, характеризуются достижения в разработке им проблем общей и педагогической психологии на основе субъектно-деятельностной парадигмы во взаимодействии с участниками школ С. Л. Рубинштейна и самого А. В. Брушлинского, а также с рядом российских философов, психологов и педагогов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 206-225 |
УДК | 159.019 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_206 |
1. Методологические проблемы анализа эволюции научной школы С. Л. Рубинштейна и ее развития А. В. Брушлинским во взаимодействии с другими участниками
Важным направлением современного российского человекознания является основанная С. Л. Рубинштейном (1889–1960) и развиваемая его научной школой (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская, М. Г. Ярошевский и др.) субъектно-деятельностная общая и педагогическая психология. Знаменательно, что впервые субъектная психология была компактно обобщена в контексте педагогики академиком Российской академии образования (РАО) А. В. Брушлинским [22] именно в научном журнале «Известия Российской академии образования». Это фундаментально-прикладное направление восходит к выдвинутой сто лет назад в 1922 г. С. Л. Рубинштейном [34] эвристической идее о необходимости философско-психологического анализа «творческой самодеятельности» в контексте запросов педологии, педагогики [35] и к обоснованию им далее, в 1930-е гг., реальности деятельности как предмета материалистической марксистской психологии. Теоретико-экспериментальная реализация этого предмета началась в руководимых им в Ленинградском государственном педагогическом институте и далее, в 1940-е гг. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (МГУ), психолого-педагогических исследованиях (см.: [41; 42]) роли речи в онтогенезе высших психических функций. В результате анализа установленных закономерностей С. Л. Рубинштейн сформулировал — в своих учебниках по общей психологии в 1935 и 1940 гг. — процессуально-деятельностный подход (см.: [41]) к обобщению достижений и построению теоретических основ психологической науки. Их методологическая проработка в 1945 г. привела его к обоснованию принципа «единства сознания и деятельности» в качестве базового теоретического достижения системы советской психологии середины ХХ в. Эпистемологическая интерпретация им этого принципа в контексте экспликации логики развития философии рационализма Нового времени (в его докладе о 350-летнем юбилее Р. Декарта в Академии наук (АН) СССР в 1946 г.) и определения перспектив психологии познания в 1957 г. [36] инкорпорировала, как установлено [41], имплицитно содержащуюся в философско-психологических трудах С. Л. Рубинштейна второй половины 1950-х гг. стратегическую идею о необходимости разработки субъектнодеятельностного подхода [42] к изучению психических процессов и состояний личности. Эта имплицитность объясняется идеологической невозможностью номинативно (в названиях публикаций) манифестировать С. Л. Рубинштейном в послевоенной диалектико-материалистической науке (см. ее характеристику в [5; 24]) (например, параллельно с идеологизацией роли личности в истории классовой борьбы главным редактором журнала «Вопросы философии» членом-корреспондентом АН СССР М. Д. Каммари [29]) необходимость разработки проблемы субъективности для изучения психологии активности личности и творческости мышления. И все же исследования этих свойств личности и мышления С. Л. Рубинштейну с участниками его научной школы [42] (в том числе с будущими академиками РАО К. А. Абульхановой-Славской [4], Л. И. Анцыферовой, Д. Б. Богоявленской [33], А. В. Брушлинским [6; 7], А. М. Матюшкиным [33], М. Г. Ярошевским [44]) удалось начать на рубеже 1950–1960-х гг. в трудах основанного им сектора философских проблем психологии в Институте философии (ИФ) АН СССР, где он был заместителем директора по науке в 1945–1948 гг.
Имплицитно же намеченный С. Л. Рубинштейном для этого путь изучения субъектности деятельности был в оттепель отмечен в философии [5; 30 и др.] и лишь в 1973 г. [1] монографически подвергнут объективному анализу через 13 лет после его смерти преданной ученицей К. А. Абульхановой-Славской [4] и далее определен ею в качестве принципа психологического познания в результате эпистемологической рефлексии наследия учителя в контексте подготовки (совместно со своим верным другом А. В. Брушлинским) к его 100-летнему юбилею в 1989 г. К этому времени ряд учеников и последователей С. Л. Рубинштейна также стали учитывать реальность субъектности человека как при общепсихологическом изучении научного творчества (М. Г. Ярошевский) [44], развития деятельности (А. В. Брушлинский) [17], процессов сознания личности (К.А. Абульханова) [3; 4] и ее профессионального самоопределения (Л. И. Анцыферова), так и при психолого-педагогических исследованиях различных аспектов возрастного развития психики в образовании: познавательной активности (А. М. Матюшкин), надситуативной активности (В. А. Петровский), рефлексивности творческого мышления (И. Н. Семенов) [41; 47], мотивационной детерминации мышления (А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова) [14], межличностного общения и групповых взаимодействий (А. В. Брушлинский [27], В. А. Поликарпов) и др.
Однако именно непосредственный ученик С. Л. Рубинштейна, заместитель (1981–1988) главного редактора «Вопросов психологии» и главный редактор (1988–2002) «Психологического журнала» А. В. Брушлинский, избранный в 1989 г. директором Института психологии АН СССР (ныне Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН)), при выборе в нем стратегии академических исследований обосновал курс на фундаментально-прикладное изучение субъектности психических процессов. Взяв за исходную базу для этого разработанный С. Л. Рубинштейном процессуально-деятельностный подход (см.: [42]), А. В. Брушлинский обобщил его в субъектно-деятельностную концепцию [18; 23], теоретико-экспериментальная реализация которой привела к ее трансформации им фактически в субъектно-деятельностную парадигму. Впервые она была сформулирована А. В. Брушлинским в 1995 г. в его докладе «Субъектно-деятельностная парадигма в психологии» в руководимом им ИП РАН. При этом он включил изучение субъектности в актуальный социокультурный контекст гуманизации [25] психологии и педагогики в целях научного обеспечения управления [2] и образования для формирования в нем социальных и знаниевых компетенций [43] как ресурсных компонентов, говоря современным языком, человеческого капитала [41]. Впервые «субъектно-деятельностная» категория была номинативно рубрицирована А. В. Брушлинским в названии его специальной статьи [23] лишь в 1999 г. и далее методологически трансформирована им в парадигму [24; 25; 26; 27] современной психологии.
Разработанная А. В. Брушлинским субъектно-деятельностная парадигма [17; 18] в начале ХХI в. во многом определяет инновационный массив многих современных исследований в таких основных областях психологии, как общая (К. А. Абульханова-Славская [4], К. В. Бардин, А. В. Брушлинский, А. В. Карпов, О. К. Конопкин, Я. А. Пономарев, Э. В. Сайко, И. Н. Семенов, А. Н. Славская), инженерная (В. А. Бодров, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, В. Е. Лепский, И. Н. Семенов, Г. Л. Смолян), возрастная (Л. И. Анцыферова, Д. Б. Богоявленская, В. И. Моросанова, А. И. Савенков, Е. А. Сергиенко), педагогическая (А. М. Матюшкин, А. И. Савенков, И. Н. Семенов, Л. В. Темнова, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская), социальная (М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Э. В. Сайко, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский [44]), организационная (К. А. Абульханова, В. С. Агапов, А. Л. Журавлев, А. В. Карпов, И. Н Семенов), экзистенциальная (К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, М. И. Воловикова, В. В. Знаков, И. Н. Семенов, Е. Б. Старовойтенко, И. И. Чеснокова и др.).