Дата публикации: 01.10.2023

История развития педагогики в Египте

Аннотация

Статья посвящена вопросам, связанным со становлением и современным состоянием педагогики в Египте. В работе решается ряд задач, включающих в себя: выявление истоков появления педагогики в арабском государстве; представление краткого очерка историографии египетской педагогики; описание периодизации развития педагогических идей; освещение содержания основных педагогических трудов египтян. В результате исследования определяются эволюция педагогической мысли Египта, основные векторы образовательного процесса, под воздействием которых педагогическая система сегодняшнего арабского государства обрела свою уникальность и самобытность.




Обращение к развитию педагогической мысли восточных государств, в частности Египта, обусловлено тем фактом, что данные территории формировали цивилизацию в целом посредством оформления письменности (что позволило накапливать социальный и когнитивный опыт) (см.: [10, с. 211]), философии, научных воззрений, правовых норм и т. д.

Исследователи находят первые свидетельства о реализации процесса обучения в Древнем Египте еще в III тыс. до н. э. (см.: [6, с. 76]). Тогда основным пространством для обучения являлась семья, а межличностные отношения в ней служили образцом для формирования поведенческой манеры детей. Основу для воспитания и обучения составляли религиозные воззрения, которые диктовали внимательное и бережное отношение к детству, развитию ребенка, поскольку образ земной жизни, по верованиям египтян, определял их существование в загробной жизни, а дети воспринимались как возможность снова прийти в этот мир после смерти (см.: [9, с. 165]).

Таким образом, именно становление письменности повлияло на обретение людьми статуса учителя и ученика. По замечанию М. А. Коростовцева, отношения между ними не были предельно дистанцированными, скорее наоборот, педагоги зачастую называли обучающегося «сыном» (по тождеству с духовным сыном, не являющимся близким по крови, но вхожим в его дом для получения знаний). В дальнейшем в Древнем Египте школы стали появляться при религиозных учреждениях, а также во дворцах жрецов, где обучали детей. Однако исследователи не могут в полной мере описать методики работы в самый ранний период оформления педагогического процесса, поскольку точных сведений (зафиксированных письменно) историкам обнаружить не удалось (см.: [5, с. 38]).

Тексты периода Древнего Царства не могут претендовать на педагогические труды, однако имеют большое количество рекомендаций, адресованных конкретным лицам, о праведной жизни. Примерами таких текстов служат «Поучение Птаххотепа» и «Книга Екклезиаста», где в центре внимания авторов находятся вопросы этики (см.: [1, с. 57]). Однако эти рекомендации, мудрость, заключенная в них, могут рассматриваться как послание всему египетскому обществу. Так, Птаххотеп в своем писании упоминает поучение визиря своему сыну Кагемни, где повествуется о том, как чиновник собрал своих детей для чтения книги. Ученики хором повторяли то, что произносил учитель. В целом для времени Древнего Царства и последующих периодов заучивание и переписывание текстов являлось одним из основных методов обучения чтению и письму.

Обучение письму в эпоху Среднего Царства происходило в школах писцов, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней источники (см.: [5, с. 41]). К данному периоду относятся, например, древние папирусы Лейден I, Анастаси III, Анастаси V, Риланд IX, сказки о сыне Сатни-Хемуаса, об одаренном мальчике Са-Осирисе и многое другое, где фиксируется лексема «школа» и факт того, что детей отдавали туда на обучение. Это оказывается свидетельством существования школ, где обучали письму. Фрагментарные сведения о педагогических методах работы с учениками позволяют заключить, что в школах опирались на постоянную тренировку рук, беспрерывные занятия чистописанием, причем с применением некоторого давления на учеников («Они (родители) оставили меня (в покое лишь после того), как стала моя рука искусной» (папирус Анастаси V), в том числе и посредством физической силы («[Школьный писец ответил ей: “Когда я еще был мальчиком, мой учитель приучал меня к письму], после того как он бичом избивал меня. Тогда я стал писать…”» (сказка о Са-Осирисе) [там же, с. 43–45].

Список литературы

1. 1. Акимов, В. В. Божественная воля в изменчивой жизни человека : «Поучение Птаххотепа» и Книга Екклезиаста / В. В. Акимов // Религия и текст: от практики к теории : матер. междунар. науч.-практ. конф., Минск (17–18 марта 2011 г.) / под. ред. С. Г. Карасев
2. 2. Бадиев, М. М. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане / М. М. Бадиев // Science and Education. — 2021. — Т. 2, № 12. — С. 840–846.
3. 3. Бруй, Н. С. Процессы межкультурной интеграции и национальной регионализации в образовании эллинистического Египта и современной Беларуси : опыт сравнительного анализа / Н. С. Бруй // Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорус
4. 4. Ерохин, А. К. Влияние ислама на становление образования в Африке / А. К. Ерохин // Карельский научный журнал. — 2020. — Т. 9, № 3 (32). — С. 31–35. — DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0008
5. 5. Коростовцев, М. А. Писцы Древнего Египта / М. А. Коростовцев ; под общ. ред. А. С. Четверухина. — Санкт-Петербург : Нева : Летний сад, 2001. — 368 с.
6. 6. Меретукова, З. К. Статус ученика в образовательном процессе в истории педагогики и воспитательных систем / З. К. Меретукова, А. Р. Чиназирова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2017. — № 4 (208). —
7. 7. Пончаева, Х. Д. Развитие системы образования в Египте в XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.03 / Пончаева Хавва Джафяровна. — Санкт-Петербург, 2004. — 28 с.
8. 8. Салимова, Кадрия-Улькер Исмаил кызы. Запад. Восток. Диалоги о воспитании : учеб. пособие / К. Салимова. — Москва : Изд. центр ИЭТ, 2013. — 255 с.
9. 9. Сухов, А. О. Становление принципов этнопедагогики на основных этапах ее формирования : краткий исторический обзор / А. О. Сухов // Научно-педагогическое обозрение. — 2021. — № 6 (40). — С. 162–177. — DOI: 10.23951/2307-6127-2021-6-162-177
10. 10. Чимаров, С. Ю. Особенности формирования системы воспитательной работы в Древнем Египте: история педагогики / С. Ю. Чимаров // Вопросы педагогики. — 2021. — № 2/1. — С. 211–214.

Остальные статьи