Дата публикации: 01.10.2023

Теоретическое обоснование использования средств интернет-сервисов в формировании патриотических ценностей у студентов

Аннотация

В статье описывается важная роль интернет-сервисов в образовательном процессе, направленном на сохранение истории и традиций России. Автор представляет интернет-сервисы как уникальную возможность для хранения и передачи информации, формирования потребительской ценности и обеспечения двусторонней связи с пользователями. Внедрение интернет-сервисов в процесс обучения способствует повышению качества образования и формированию у студентов патриотических ценностей.




Современное образование сталкивается с разнообразными сложностями и задачами, вызванными глобализацией и влиянием западной культуры. В связи с этим возникает необходимость сохранить историю и традиции России, защитить военно-политические интересы на международной арене, а также воспитать патриотов, придающих большое значение духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям. Система патриотического воспитания играет существенную роль в решении задач, способствующих сохранению и укреплению традиционных ценностей, необходимых для формирования гармонично развитой личности гражданина Российской Федерации. Усиление роли цифровизации в образовании определяет приоритетную значимость использования современных информационно-коммуникационных средств для формирования важных личностных и профессиональных качеств выпускников, способствующих ценностному становлению патриотичности и гражданственности.

В соответствии с федеральным проектом Министерства просвещения «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021–2024 гг., Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Приказом министра обороны РФ от 22.07.2019 № 404 «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» реализуется программа патриотического воспитания, и на основе этого проводятся различные мероприятия гражданско-патриотической направленности.

Стоит рассмотреть перспективные направления современного патриотического образования в рамках цифровизации. Информационные технологии играют важную роль в образовательном пространстве, их развитие и применение все более актуальны. Дистанционное обучение становится новой формой обучения, отличающейся интерактивностью и возможностью взаимодействия субъектов образовательного процесса. Множество исследователей, таких как М. М. Абдуразаков, А. А. Андреев, Е. С. Полат и др. [1; 4; 14], обратили внимание на необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. В организации сетевого сотрудничества в процессе обучения важное значение имеют интернет-сервисы, их изучением в современной науке занимается М. И. Беляев [8], который показал, что использование таких сервисов положительно влияет на эффективность работы педагога, если оно обосновано педагогически.

Исследования Н. В. Александровой, Н. П. Безруковой, Г. А. Бордовского [3; 7; 10] направлены на изучение электронных образовательных ресурсов как неотъемлемой части современного обучения и воспитания. Различные аспекты использования интернет-сервисов в образовании как в России, так и в мире были освещены в работах В. И. Байденко, Е. Г. Беляковой, А. И. Березенцевой, Э. В. Загвязинской и др. [6; 9].

А. Г. Абросимов, С. Л. Атанасян [2; 5] посвятили свои исследования созданию цифровой среды учебной организации и формулированию требований к ней. Теоретические аспекты использования интернет-сервисов в профессиональном образовании были изучены в диссертационных работах Е. А. Буденковой, Т. Г. Везирова, Ф. Э. Садыковой [11; 12; 16], которые доказали приоритетность внедрения в образовательный процесс интернет-сервисов по различным специальностям и дисциплинам.

Список литературы

1. 10. Бордовский, Г. А. Педагогическое образование на современном этапе / Г. А. Бордовский // Вестник Герценовского университета. — 2010. — № 10 (84). — С. 23–31.
2. 19. Pakhomova, E. P. Theoretical Approaches and Legal Framework for the Formation of the Concepts of “Service” and “Internet Service” / E. P. Pakhomova // Contemporary Problems of Social Work. — 2016. — Vol. 2, № 1 (5). — P. 143–149. — DOI: 10.17922/24125
3. 18. Grigorieva, A. Patriotic education of senior preschool children by means of literature in multicultural region / A. Grigorieva, N. Tulasynova, S. Yakovleva // 5th international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM-2
4. 17. Фетисов, А. С. Проблемы формирования здоровьесбережения в цифровом образовании / А. С. Фетисов, И. В. Аристова // Перспективы науки. — 2019. — № 2 (113). — С. 231–234.
5. 16. Садыкова, Ф. Э. Формирование компетенций в области программирования у обучающихся профессиональных образовательных организаций средствами интернет-сервисов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 5.8.7 / Садыкова Фирая Эсхатовна. — Чебоксары, 2022. — 23
6. 15. Ревенко, Н. Л. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: содержание и роль, методика / Н. Л. Ревенко // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». — 2022. — № 5. — С. 57–68.
7. 14. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2010. — 364 с.
8. 13. Горбунова, Н. В. Интернет-сервисы в технологии формирования профессиональной компетентности будущих юристов / Н. В. Горбунова, А. С. Фетисов // Гуманитарные науки. — Ялта, 2022. — № 1 (57). — С. 52–57.
9. 12. Везиров, Т. Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Везиров Тимур Гаджиевич. — Ставрополь, 2001. — 39 с.
10. 11. Буденкова, Е. А. Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Буденкова Евгения Александровна. — Белгород, 2017. — 26 с.
11. 1. Абдуразаков, М. М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования : дис ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Абдуразаков Магомед Мусаевич. — Москва, 2007. — 355 с.
12. 9. Белякова, Е. Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е. Г. Белякова, Э. В. Загвязинская, А. И. Березенцева // Образование и наука. — 2017. — Т. 19, № 8. — С. 147–162. — DOI: 10.17853/1994-56392017-8-147-162
13. 8. Беляев, М. И. Теория и практика информационно-педагогического обеспечения создания электронных учебно-методических комплексов / М. И. Беляев, Д. В. Рыженков. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2014. — 21 с.
14. 7. Безрукова, Н. П. Теория и практика модернизации обучения аналитической химии в педагогическом вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Безрукова Наталья Петровна. — Красноярск, 2006. — 50 с.
15. 6. Байденко, В. И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса : (Подход, ориентированный на цели) / В. И. Байденко, Джерри ван Зантворт. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с.
16. 5. Атанасян, С. Л. Методология разработки и использования информационной образовательной среды при подготовке студентов педагогического вуза : монография / С. Л. Атанасян. — Воронеж : Научая книга, 2009. — 151 с.
17. 4. Андреев, А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Андреев Александр Александрович. — Москва, 1999. — 41 с.
18. 3. Александрова, Н. В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Александрова Надежда Владимировна. — Екатеринбург, 2008. — 24 с.
19. 2. Абросимов, А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / Абросимов Александр Григорьевич. — Москва, 2005. — 261 с.

Остальные статьи