Дата публикации: 01.10.2023

У истоков отечественной педагогической традиции (часть 2)

Аннотация

Во второй части статьи интерпретируются старославянские термины православной педагогики Древнерусского государства, раскрываются характер и особенности педагогики Древней Руси как феномена «душевного строения».




Понятийно-терминологический аспект православной педагогики в зеркале старославянского языка

Стремление познать историю развития отечественного образования и педагогической мысли обращает нас к рассмотрению их истоков, тех точек роста, которые стали исходными в становлении и последующей эволюции российских педагогических традиций. Данные о дописьменной педагогической истории восточных славян и тем более их древнейших предков в связи с явным дефицитом источников являются более чем фрагментарными, хотя и позволяют гипотетически реконструировать эту историю в самых общих чертах (см.: [5, с. 23–27]).

На качественно новом уровне обращение к истокам отечественной педагогической культуры становится возможным благодаря появлению корпуса письменных источников. Их анализ, историко-педагогическая интерпретация возможны на основе различных методологических установок и исследовательских методик, которые в конечном счете дополняют и обогащают друг друга.

Одно из важных направлений историко-педагогических исследований связано с изучением становления понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогики. По справедливому замечанию О. Е. Кошелевой, сегодня рассмотрение понятий «в их исторической ретроспективе, или, иначе говоря, изучение того, откуда и как возникло понятие и как оно в дальнейшем изменилось, какую роль играло в формировании культурных и социальных практик, стало необходимым элементом научного исследования» [7, с. 44].

Список литературы

1. 1. Вендина, Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка / Т. И. Вендина. — Москва : Индрик, 2002. — 334 с.
2. 2. Дионисий Ареопаг. О божественных именах. Гл. 4. Об именах «Добро», «Свет», «Красота», «Любовь», «Экстаз», «Рвение», о том, что зла не существует, что оно не от Сущего и не в числе сущих. — URL: <a href="http://hesychasm.ru/library/dar/tname." target="_blank">http://hesychasm.ru/library/dar/tname.</a> htm#gl4 (дата обращ
3. 3. Древнерусское государство IX–XVII вв. / под ред. В. В. Гуляевой. — Москва : Академический проект, 2006. — 571 с.
4. 4. Киселева, М. С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности / М. С. Киселева. — Москва : Индрик, 2000. — 253 с.
5. 5. Корнетов, Г. Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция / Г. Б. Корнетов. — Москва : Международная педагогическая академия, 1993. — 91 с.
6. 6. Котляр, Н. Ф. К вопросу о зарождении феодальных отношений в восточнославянском обществе / Н. Ф. Котляр // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2014. — № 1 (55). — С. 14–24.
7. 7. Кошелева, О. Е. История педагогики как лекарство от тоски по прошлому / О. Е. Кошелева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2013. — № 1 (10). — С. 41–47.
8. 8. Рыжов, А. Н. Из истории становления основных педагогических понятий в России (XI–XVII вв.) / А. Н. Рыжов // Вопросы образования. — 2008. — № 4. — С. 217–237.
9. 9. Рыжов, А. Н. Генезис педагогических понятий в России в XI–ХХ веках / А. Н. Рыжов. — Москва : Прометей, 2012. — 298 с.
10. 10. Рыжов, А. Н. Генезис педагогических терминов в России : XI — начало ХXI вв. : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Рыжов Алексей Николаевич. — Москва, 2013. — 42 с.
11. 11. Старославянский словарь (по рукописям X–XI веков) / под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки, Э. Благовой. — Москва : Русский язык, 1994. — 842 с.

Остальные статьи