У истоков отечественной педагогической традиции (часть 2)
Аннотация
Во второй части статьи интерпретируются старославянские термины православной педагогики Древнерусского государства, раскрываются характер и особенности педагогики Древней Руси как феномена «душевного строения».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 150-166 |
УДК | 371.01 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_150 |
Понятийно-терминологический аспект православной педагогики в зеркале старославянского языка
Стремление познать историю развития отечественного образования и педагогической мысли обращает нас к рассмотрению их истоков, тех точек роста, которые стали исходными в становлении и последующей эволюции российских педагогических традиций. Данные о дописьменной педагогической истории восточных славян и тем более их древнейших предков в связи с явным дефицитом источников являются более чем фрагментарными, хотя и позволяют гипотетически реконструировать эту историю в самых общих чертах (см.: [5, с. 23–27]).
На качественно новом уровне обращение к истокам отечественной педагогической культуры становится возможным благодаря появлению корпуса письменных источников. Их анализ, историко-педагогическая интерпретация возможны на основе различных методологических установок и исследовательских методик, которые в конечном счете дополняют и обогащают друг друга.
Одно из важных направлений историко-педагогических исследований связано с изучением становления понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогики. По справедливому замечанию О. Е. Кошелевой, сегодня рассмотрение понятий «в их исторической ретроспективе, или, иначе говоря, изучение того, откуда и как возникло понятие и как оно в дальнейшем изменилось, какую роль играло в формировании культурных и социальных практик, стало необходимым элементом научного исследования» [7, с. 44].