Дата публикации: 01.10.2023

Значимые подходы к воспитанию современных школьников

Аннотация

Сегодня и всегда смыслом воспитания являются ориентация на личность ребенка как высшую ценность и смысл педагогической деятельности, признание и уважение его способности к самоопределению и саморазвитию. В статье раскрыты следующие подходы к процессу воспитания: гуманистический (создание условий для развития и саморазвития личности ребенка), деятельностный (для воспитания необходима не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, где участники могут проявить свои субъектные качества), со-бытийный (воспитание в со-бытийной детско-взрослой общности), герменевтический (переход от «знаниевой» установки педагога к «понимающей», когда педагог стремится понять смысл того или иного действия ребенка, постичь внутренний смысл), системный (логика исследований в воспитании).




Воспитание в настоящее время является актуальной проблемой и задачей, наблюдается большой интерес государства и общества к данному процессу, на него нацелены государственные документы. Цель статьи — рассмотреть процесс воспитания, воспитательную деятельность педагога с разных позиций, что позволит более четко выйти на понимание задач, которые стоят перед современным педагогом-воспитателем, увидеть содержательную сторону процесса воспитания.

Понятие «воспитание» рассматривается в рамках научной школы Л. И. Новиковой как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Воспитание, несомненно, основывается на гуманистических ценностях, этот процесс носит явный гуманистический характер, в связи с чем первый подход — это гуманистический подход в воспитании [15].

Гуманистический подход основан на идеях гуманистической психологии (Дж. Келли, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Франк и др.). Гуманистическая психология рассматривает личность как целостную многоуровневую структуру, которая ищет свое место в мире, реализуя потенциал, заложенный в ней от рождения. Важные понятия, которые вносит гуманистическая психология в педагогику, — это «самоактуализация», «саморазвитие», «самореализация», «личностный рост», «эмпатия» и пр. Поведение и взаимодействие личности определяются ее стремлением к самореализации, развитию своих интересов и способностей, поиском смысла своего жизненного пути.

К. Роджерс [10] пишет, что задача педагога — стимулировать личные усилия человека в решении своих проблем и стремлений, не решать за него и не предлагать готового решения, а актуализировать его внутренние способности и возможности в проявлении себя, поддерживать процесс самоактуализации. Отметим наиболее значимые позиции К. Роджерса для теории воспитания: воспитание должно затрагивать личные смыслы воспитанников; личность воспитанника всегда значительнее любой педагогической проблемы; в воспитании должна быть опора на позитив, лучшее в ребенке; педагогу важно понимать, что в каждом воспитаннике есть внутренний ресурс для конструктивного решения проблем, он должен осуществлять поиск соответствующих условий для реализации данного ресурса; источник личностного развития воспитанника в нем самом, значит, смысл воспитания — помощь воспитаннику в саморазвитии и самореализации, обретение им собственной свободы и ответственности за свою жизнь, а не формирование ребенка по заданным культурным образцам и формам.

В гуманистической психологии речь ведется о «помогающих отношениях» между педагогом и детьми, способствующих поддержке ребенка в принятии реалистичных целей и задач, принятии им самостоятельных решений в проблемных и сложных ситуациях, в поддержке развития у ребенка позитивной и целостной Я-концепции.

Список литературы

1. 1. Алексеев, Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Алексеев Никита Глебович. — Москва, 2002. — 41 с.
2. 2. Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : ежегодник : 1984–1985. — Москва, 1986. — С. 80–160.
3. 3. Газман, О. С. Неклассическое воспитание : От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. — Москва : МИРОС, 2002. — 296 с.
4. 4. Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие / Д. В. Григорьев // Вопросы воспитания. — 2007. — № 1. — С. 90–97.
5. 5. Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. — Москва : Новый учебник, 2003. — 256 с.
6. 6. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. — Москва : Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
7. 7. Караковский, В. А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. — Москва : НИИ школьных технологий, 2008. — 240 с.
8. 8. Новикова, Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления / Л. И. Новикова, А. Т. Куракин. — Москва : Просвещение, 1982. — 96 с.
9. 9. Новикова, Л. И. Педагогика воспитания : избр. пед. тр. / Л. И. Новикова ; под ред. Н.Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. — Москва : ПЕР СЭ, 2010. — 336 с.
10. 10. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер. с англ. / К. Р. Роджерс. — Москва : Прогресс : Универс, 1994. — 480 с.
11. 11. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Москва : Просвещение, 1976. — 417 с.
12. 12. Селиванова, Н. Л. Школьное воспитание: новые возможности и потенциальные риски : [доклад для обсуждения на заседании бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (22 сентября 2020 г.)] / Н. Л. Селиванова. — 2020. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
13. 13. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования / В. И. Слободчиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. — 272 с.
14. 14. Шустова, И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников / И.Ю.Шустова // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 438. — С. 186–193.
15. 15. Selivanova, N. L. Novikova`s research school: main ideas and prospects for development / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov, M. V. Shakurova // Russian Education and Society. — 2016. — Vol. 58, № 1. — P. 3–11.

Остальные статьи