Значимые подходы к воспитанию современных школьников
Аннотация
Сегодня и всегда смыслом воспитания являются ориентация на личность ребенка как высшую ценность и смысл педагогической деятельности, признание и уважение его способности к самоопределению и саморазвитию. В статье раскрыты следующие подходы к процессу воспитания: гуманистический (создание условий для развития и саморазвития личности ребенка), деятельностный (для воспитания необходима не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, где участники могут проявить свои субъектные качества), со-бытийный (воспитание в со-бытийной детско-взрослой общности), герменевтический (переход от «знаниевой» установки педагога к «понимающей», когда педагог стремится понять смысл того или иного действия ребенка, постичь внутренний смысл), системный (логика исследований в воспитании).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 136-149 |
УДК | 37.011 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_136 |
Воспитание в настоящее время является актуальной проблемой и задачей, наблюдается большой интерес государства и общества к данному процессу, на него нацелены государственные документы. Цель статьи — рассмотреть процесс воспитания, воспитательную деятельность педагога с разных позиций, что позволит более четко выйти на понимание задач, которые стоят перед современным педагогом-воспитателем, увидеть содержательную сторону процесса воспитания.
Понятие «воспитание» рассматривается в рамках научной школы Л. И. Новиковой как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Воспитание, несомненно, основывается на гуманистических ценностях, этот процесс носит явный гуманистический характер, в связи с чем первый подход — это гуманистический подход в воспитании [15].
Гуманистический подход основан на идеях гуманистической психологии (Дж. Келли, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Франк и др.). Гуманистическая психология рассматривает личность как целостную многоуровневую структуру, которая ищет свое место в мире, реализуя потенциал, заложенный в ней от рождения. Важные понятия, которые вносит гуманистическая психология в педагогику, — это «самоактуализация», «саморазвитие», «самореализация», «личностный рост», «эмпатия» и пр. Поведение и взаимодействие личности определяются ее стремлением к самореализации, развитию своих интересов и способностей, поиском смысла своего жизненного пути.
К. Роджерс [10] пишет, что задача педагога — стимулировать личные усилия человека в решении своих проблем и стремлений, не решать за него и не предлагать готового решения, а актуализировать его внутренние способности и возможности в проявлении себя, поддерживать процесс самоактуализации. Отметим наиболее значимые позиции К. Роджерса для теории воспитания: воспитание должно затрагивать личные смыслы воспитанников; личность воспитанника всегда значительнее любой педагогической проблемы; в воспитании должна быть опора на позитив, лучшее в ребенке; педагогу важно понимать, что в каждом воспитаннике есть внутренний ресурс для конструктивного решения проблем, он должен осуществлять поиск соответствующих условий для реализации данного ресурса; источник личностного развития воспитанника в нем самом, значит, смысл воспитания — помощь воспитаннику в саморазвитии и самореализации, обретение им собственной свободы и ответственности за свою жизнь, а не формирование ребенка по заданным культурным образцам и формам.
В гуманистической психологии речь ведется о «помогающих отношениях» между педагогом и детьми, способствующих поддержке ребенка в принятии реалистичных целей и задач, принятии им самостоятельных решений в проблемных и сложных ситуациях, в поддержке развития у ребенка позитивной и целостной Я-концепции.