Современный вуз как пространство реализации потенциала личности (по результатам фокус-групповых интервью в Москве и Подмосковье)
Аннотация
В данной работе анализируются результаты проведенного социологического исследования мнений, предпочтений и отношений студентов, старшеклассников, абитуриентов, их родителей и учителей по итогам фокус-групповых интервью о роли вузов Москвы и Московской области как образовательной площадки для раскрытия способностей и реализации личностного потенциала молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. Были зафиксированы регионально-территориальные различия в будущих профессиональных ожиданиях, предпочтениях и в представляемом образе интересной студенческой жизни.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 129-136 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_129 |
В современном мире «высоких» технологий остро стоят вопросы формирования личности как субъекта общественных отношений. Для этого необходимо создавать социальное пространство, способствующее реализации потенциала такой личности. Особенно это касается личности молодых людей, определяющих будущее страны, и студенчества вузов как авангарда молодежи, будущей управленческой и интеллектуальной элиты страны. Одной из площадок реализации потенциала личности являются вузы.
Наличие актуального проблемного поля исследования и важность работы с эмпирическими данными предопределили цель нашей работы — выявить запросы и ожидания старшеклассников, их родителей и учителей от обучения в вузе как месте реализации личности и раскрытия ее способностей. Материал для анализа был получен в ходе исследовательского проекта, реализованного по тематическому плану Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Организация и проведение комплексных социологических исследований молодежи (в возрасте 14–35 лет)» по теме «Молодежь: современные вызовы и новые возможности», исполнителем которой в 2022 г. являлся Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова при непосредственном участии авторов данной статьи (некоторые результаты данного проекта см.: [1; 2]). В ряду мероприятий данного проекта предусматривалось исследование таких целевых аудиторий, как старшеклассники, обучающиеся в десятых классах школ Москвы и Московской области, их родители и учителя школ. Полевой этап исследования был реализован с 17.05.2022 по 08.06.2022. Качественным методом зондирования были выбраны фокус-группы (N = 70).
По результатам фокус-групп образ интересной студенческой жизни старшеклассники зачастую связывают не с учебной деятельностью, а с возможностями расширения сети межличностных коммуникаций и с участием во внеучебных мероприятиях. Готовность к обучению в вузе рефлексируется как серьезный труд единицами, но даже и у них труд не представляется в качестве интересной, увлекательной и судьбоносной деятельности. Интересны развлечения, а не чистая учеба. («Посмотрел бы я, какая интересная студенческая жизнь у студентов военных вузов или у медиков на младших курсах»).
Результаты опроса отражают закономерные итоги планомерной тридцатилетней работы в нашей стране по воспитанию «умелого потребителя», не способного к упорному созидательному труду, с очевидным приоритетом поиска любой развлекательности и удовольствий. У молодого потребителя девальвированы ценность учебной деятельности вообще и готовность к учебному труду как деятельности по преодолению себя, собственной лени и небрежения. Соответственно, в результате учебы формируется не Личность (рефлексирующая, активная), которая так необходима свободной стране (см. речь Президента РФ В. В. Путина на Параде Победы 9 мая 2022 г.), а нетребовательный потребитель малокачественных товаров и услуг, пригодных для страны третьего мира или колонии.
Зафиксированы регионально-территориальные различия в представляемом образе интересной студенческой жизни. Так, для учащихся Москвы интересная студенческая жизнь — это прежде всего возможности расширения сети межличностных коммуникаций («друзья по интересам», «новые знакомства», «возможность найти новых друзей», «сплоченность», «важно найти друзей, списать»). Мероприятия для них менее важны. Учащимся Подмосковья, напротив, важнее именно мероприятия, и перечень этих мероприятий включает в себя не только развлекательные (КВН, универсиады), но и научные мероприятия («конференции с докторами наук, профессорами»), мероприятия патриотического характера.