Дата публикации: 01.10.2023

Организационные условия реверсивного наставничества в учреждениях образования

Аннотация

Повышение эффективности образовательного процесса в условиях реализации национального проекта «Образование» в эпоху внедрения в процесс обучения информационных технологий и электронных средств обучения становится все более актуальной задачей как для педагогов и руководителей образовательных организаций, так и для органов управления образованием. Авторы статьи полагают, что одним из инструментов, способным решить такую задачу, является реализация в образовательных организациях модели реверсивного наставничества как одной из современных и актуальных. Соблюдение ряда организационных условий, которые описываются в данной статье, позволит сделать этот процесс наиболее технологичным.




В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства являются развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Современная образовательная организация нуждается в пополнении новыми кадрами, соответствующими требованиям профессиональных стандартов «Педагог», «Учитель», «Воспитатель».

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [17] определил внедрение наставничества наряду со многими другими мерами в качестве нового принципа кадровой политики. Цель наставничества — повышение качества подготовки и квалификации персонала на всех уровнях государственного управления. Внедрение наставничества в систему государственного управления позволяет обеспечить передачу опыта и знаний от опытных руководителей к молодым специалистам, что способствует повышению качества подготовки и квалификации персонала. Это также способствует формированию профессиональных связей и сетей, что может быть полезным для дальнейшего карьерного роста и развития сотрудников в государственном управлении. Достаточно длительное время наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение (см.: [19, с. 50]). Если рассматривать вопрос применения модели наставничества в образовательной организации, то в первую очередь стоит упомянуть о документе, который появился в 2019 г. под названием «Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях» [16]. Этот документ был разработан в целях реализации федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» [8].

В «Методических рекомендациях» представлено следующее определение: «Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Целевая модель наставничества позволит скоординировать развитие практик наставничества с внедрением новой квалификационной категории “педагог-наставник”» [16, с. 3].

В марте 2023 г. Министерством просвещения РФ был предложен новый порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность1 .

Список литературы

1. 13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/407284408/ (дата
2. 25. The Institute of Leadership and Management : [Website]. — URL: <a href="https://leadership." target="_blank">https://leadership.</a> global/resourceLibrary/is-there-really-inter-generational-conflict-in-the-workplace. html?roistat_visit=481350 (date of the application 29.07.2023).
3. 24. Harvard Business Review Home : [Website]. — URL: <a href="https://hbr.org/2017/01/theneuroscience-of-trust" target="_blank">https://hbr.org/2017/01/theneuroscience-of-trust</a> (date of the application: 29.07.2023).
4. 23. Hanging out, messing around, and geeking out : Kids living and learning with new media / I. Mizuko, S. Baumer, M. Bittanti, D. Boyd. — Massachusetts Institute of Technology, 2010. — 441 p.
5. 22. Чернявская, А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя / А. П. Чернявская, Л. Н. Данилова // Ярославский педагогический вестник. — 2019. — № 4 (109). — С. 62–70.
6. 21. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
7. 20. Трансформация модели наставничества в общеобразовательной школе в условиях цифровизации образования / В. К. Игнатович, Д. В. Веселова, О. В. Горбачева, О. И. Дубовая // Педагогика: история, перспективы. — 2023. — Т. 6, № 1/2. — С. 192–208.
8. 19. Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества : сб. метод. реком. / сост. Н. А. Криволапова, В. Д. Ячменев, О. Т. Кулешова. — Курган, 2019. — 56 с.
9. 18. Российским пенсионерам предложили стать школьными наставниками // Всероссийская Лига педагогов : [cайт]. — URL: <a href="https://ligaedu.ru/novosti/rossijskimpensioneram-predlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/" target="_blank">https://ligaedu.ru/novosti/rossijskimpensioneram-predlozhili-stat-shkolnyimi-nastavnikami/</a> (дата обращения: 29.07.2023).
10. 17. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления : Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. — URL: <a href="https://base.garant.ru/70170942" target="_blank">https://base.garant.ru/70170942</a> (дата обращения: 20.07.2023).
11. 16. Российская Федерация. Правительство. О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях») : Письмо
12. 15. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 371. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf" target="_blank">https://base.garant.ru/407384432/?ysclid=lp575cf</a> 8sn631744478 (д
13. 14. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370. — URL: <a href="https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56" target="_blank">https://base.garant.ru/407388976/?ysclid=lp56</a> zk9tex433365584 (
14. 1. Базарнова, Н. Д. Менторинг, коучинг и тьюторинг как инновационные формы педагогического наставничества / Н. Д. Базарнова, Т. К. Беляева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2021. — № 1 (12). — С. 123–126. — URL: <a href="https://cyb" target="_blank">https://cyb</a>
15. 12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 25 нояб. 2022 г. № 1028. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/</a> doc/405942493/ (дата об
16. 11. Развитие инновационных форм наставничества в современной педагогической деятельности / С. Ю. Бакулина, Н. Н. Кислова, С. А. Леонов [и др.] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические
17. 10. Поздеева, С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С. И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. — 2017. — № 2. — С. 87–91.
18. 9. Осипов, П. Н. Наставничество как объект научных исследований / П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 109–115.
19. 8. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/nationalproject/" target="_blank">https://edu.gov.ru/nationalproject/</a> (дата обращения: 27.07.2023).
20. 7. Мачехина, О. Н. Реверсивное наставничество как проблема и перспективная образовательная технология / О. Н. Мачехина, Е. П. Морозова // Известия Российской академии образования. — 2023. — № 1 (61). — С. 208–222. — DOI: 10.51944/20738498_2023_1_208
21. 6. Красило, Д. А. Наставник в контексте социальной ситуации развития молодежи / Д. А. Красило // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы : сб. тез. участников VI Всерос. науч.-практ. конф. по псих
22. 5. Ирисметова, И. И. Модель и концептуальные подходы к формированию готовности наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности / И. И. Ирисметова, А. Р. Масалимова // Вестник Московского городского педагогического университета.
23. 4. Глухов, А. П. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации / А. П. Глухов, Ю. М. Стаховская // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 59. — С. 148–155. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoyrazryv-v-fokuse-mez" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoyrazryv-v-fokuse-mez</a>
24. 3. Вахитова, Г. Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования / Г. Х. Вахитова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5 (170). — С. 64–66.
25. 2. Балагурова, С. Я. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов / С. Я. Балагурова // Инновационные педагогические технологии : матер. VII Междунар. науч. конф. — Казань, 2017. — С. 38–40.

Остальные статьи