Подготовка мастера — наставника по рабочей профессии на основе подходов профессионально-педагогического образования
Аннотация
При рассмотрении исторического аспекта профессионально-педагогического образования в контексте подготовки обучающихся по рабочей профессии прослеживается прямая взаимосвязь мастера (наставника) с системой производственного обучения. Изучение вопросов наставничества находит отражение в работах С. Я. Батышева, В. А. Скакуна, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткина, Н. М. Таланчука и др., где профессиональная подготовка исследуется с позиции методологических основ в условиях производства. В статье наибольшее внимание уделено рассмотрению вопросов, посвященных принципам организации производственного обучения в системе профессионально-педагогического образования, научно-методологически обоснованным в исследованиях Г. М. Романцева и его научной школы. Каждому принципу дано описание с позиции наставнической деятельности, что стало основой для разработки компонентов описательной модели подготовки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 108-116 |
УДК | [377.112:371.13]:[001.891.572:37.022] |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_108 |
2023 год — Год педагога и наставника в России.
Введение
Обеспечение успешной образовательной деятельности на современном этапе зависит от обновления профессионально-производственной среды, в которой осуществляется процесс профессиональной подготовки будущих педагогов и мастеров производственного обучения. В образовательной среде, отвечающей запросам современного общества, внедряются новые методики и технологии обучения, обучающиеся знакомятся с современными тенденциями в той отрасли, которую они выбрали для своей будущей профессии, а также повышают свою профессиональную компетентность. Согласно постановлению правительства в Год педагога и наставника планирует ся увеличение финансирования на 15 % для педагогов, кто по своему призванию является еще и наставником.
Педагог — центральная фигура, организующая процесс образовательной, воспитательной и развивающей деятельности обучающихся. Но далеко не все педагоги — мастера производственного обучения имеют представление о системной деятельности наставника. Быть наставником интуитивно возможно, обладая колоссальным опытом, но наставническую деятельность в системе профессиональной подготовки необходимо формировать целенаправленно.
В исследовании авторами поставлена цель — описать и методологически обосновать необходимость формирования целенаправленной деятельности наставника в образовательной среде профессионально-педагогического вуза, обновить модель подготовки мастера — наставника по рабочей профессии, уточнить понятие «мастер — наставник производственного обучения».