Дата публикации: 01.10.2023

Подготовка мастера — наставника по рабочей профессии на основе подходов профессионально-педагогического образования

Аннотация

При рассмотрении исторического аспекта профессионально-педагогического образования в контексте подготовки обучающихся по рабочей профессии прослеживается прямая взаимосвязь мастера (наставника) с системой производственного обучения. Изучение вопросов наставничества находит отражение в работах С. Я. Батышева, В. А. Скакуна, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткина, Н. М. Таланчука и др., где профессиональная подготовка исследуется с позиции методологических основ в условиях производства. В статье наибольшее внимание уделено рассмотрению вопросов, посвященных принципам организации производственного обучения в системе профессионально-педагогического образования, научно-методологически обоснованным в исследованиях Г. М. Романцева и его научной школы. Каждому принципу дано описание с позиции наставнической деятельности, что стало основой для разработки компонентов описательной модели подготовки.




2023 год — Год педагога и наставника в России. 

Введение

Обеспечение успешной образовательной деятельности на современном этапе зависит от обновления профессионально-производственной среды, в которой осуществляется процесс профессиональной подготовки будущих педагогов и мастеров производственного обучения. В образовательной среде, отвечающей запросам современного общества, внедряются новые методики и технологии обучения, обучающиеся знакомятся с современными тенденциями в той отрасли, которую они выбрали для своей будущей профессии, а также повышают свою профессиональную компетентность. Согласно постановлению правительства в Год педагога и наставника планирует ся увеличение финансирования на 15 % для педагогов, кто по своему призванию является еще и наставником.

Педагог — центральная фигура, организующая процесс образовательной, воспитательной и развивающей деятельности обучающихся. Но далеко не все педагоги — мастера производственного обучения имеют представление о системной деятельности наставника. Быть наставником интуитивно возможно, обладая колоссальным опытом, но наставническую деятельность в системе профессиональной подготовки необходимо формировать целенаправленно.

В исследовании авторами поставлена цель — описать и методологически обосновать необходимость формирования целенаправленной деятельности наставника в образовательной среде профессионально-педагогического вуза, обновить модель подготовки мастера — наставника по рабочей профессии, уточнить понятие «мастер — наставник производственного обучения».

Список литературы

1. 1. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие / В. И. Андреев. — Казань : Центр инновационных технологий, 2013. — 500 с.
2. 2. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика : учеб. для студ., обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С. Я. Батышев, Г. М. Романцев ; под ред. С. Я. Батышева. — Москва : Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
3. 3. Беляева, А. П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании / А. П. Беляева. — Москва : Высшая школа, 1978. — 159 с.
4. 4. Опережающая профподготовка: формирование системообразующих компонентов / В. Блинов, А. Сатдыков, С. Осадчева, Н. Красовский // Образовательная политика. — 2020. — № 4 (84). — С. 84–95.
5. 5. Осипова, И. В. Особенности подготовки транспрофессионала в условиях прохождения педагогической практики / И. В. Осипова, Н. Н. Ильина, О. Н. Шульц // Среднее профессиональное образование. — 2021. — № 4 (308). — С. 12–17.
6. 6. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект / В. А. Федоров, П. Ф. Кубрушко, В. В. Дубицкий, А. В. Феоктистов // Образование и наука. — 2022. — Т. 24, № 7. — С. 11–44. — DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7
7. 7. Романцев, Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г. М. Романцев. — Екатеринбург : Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. — 333 с.
8. 8. Романцев, Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России / Г. М. Романцев // Образование и наука. — 2001. — № 6. — С. 19–28.
9. 9. Романцев, Г. М. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса / Г. М. Романцев, Н. В. Ронжина // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высше
10. 10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко ; Проф. пед. б-ка. — Москва : Народное образование, 1998. — 255 с.
11. 11. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения : учеб. пособие / В. А. Скакун. — Москва : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. — 335 с.
12. 12. Совершенствование модели подготовки по рабочей профессии к конкурсу WorldSkills в условиях профессионально-педагогического вуза / Н. Н. Ильина, И. В. Осипова, Н. И. Ульяшин, А. В. Феоктистов // Высшее образование сегодня. — 2021. — № 6. — С. 38–44.
13. 13. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности / Э. Ф. Зеер, В. С. Третьякова, Д. П. Заводчиков [и др.] ; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. — Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогичес
14. 14. Ульяшин, Н. И. Особенности организации конкурса WorldSkills в вопросах подготовки транспрофессионала в профессионально-педагогическом вузе (метод «Скиллскейс») / Н. И. Ульяшин, Н. Н. Ильина // Научно-педагогическое обозрение. — 2021. — № 5 (39). — С.
15. 15. Improving the training of personnel based on the model of interaction between educational organizations and centers for assessing qualifications / L. V. Semenova, N. A. Zaitseva, N. P. Rodinova [et al.] // Modern Journal of Language Teaching Methods.

Остальные статьи