Дата публикации: 01.10.2023

Особенности реализации программ среднего профессионального образования на базе образовательных организаций высшего образования

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе российских вузов. Показаны преимущества интеграции и преемственности уровней высшего и среднего профессионального образования в современных условиях развития России.




Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) на базе организаций высшего образования — вопрос, решаемый в теории и практике профессионального образования в течение не одного десятилетия. И он сопряжен с проблемами преемственности уровней образования, непрерывности профессионального образования, развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, которые актуализировались в разные периоды истории российского профессионального образования и страны в целом.

В русле этого проблемного поля с начала XXI в. было проведено и описано немало научных исследований, среди авторов которых — М. В. Бывшева, Б. С. Карамурзов, Т. Ю. Ломакина, М. В. Никитин, А. К. Орешкина, А. В. Савченков и др. [2; 5; 8; 9; 14; 18].

Задача структурной и институциональной перестройки профессионального образования, отработки различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, обеспечения реальной многоуровневости высшего образования и создания университетских комплексов была поставлена в начале XXI в. Концепцией модернизации российского образования [12] и стала предметом научных исследований и обобщения образовательных практик с учетом региональной специфики. Университеты классического типа в регионах рассматривались как основа региональной системы образования, научно-методические и организационные центры [5].

Современные исследователи отмечают, что реформирование деятельности федеральных университетов должно быть ориентировано на многопрофильность и многоуровневость, понятия преемственности и непрерывности образования являются доминирующими [4].

Список литературы

1. 10. Профессионалитет и университет: вопрос «Зачем это вузам нужно?» уже не стоит : репортаж с VII Всероссийского форума ФУМО в системе СПО // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 1 (141). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/457" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/457</a> (дата обращения: 1
2. 18. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты / Т. Ю. Ломакина, А. В. Бычков, М. В. Никитин, М. А. Аксенова // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 2. — С. 5–10.
3. 17. СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы. Часть 2 // Аккредитация в образовании. — 2022. — № 8 (140). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/magazine-number/140" target="_blank">https://akvobr.ru/new/magazine-number/140</a> (дата обращения: 07.04.2023).
4. 16. СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы. Часть 1 // Аккредитация в образовании. — 2022. — № 7 (139). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/magazine-number/139" target="_blank">https://akvobr.ru/new/magazine-number/139</a> (дата обращения: 07.04.2023).
5. 15. Сергей Дмитриев: «Главной точкой опоры при трансформации вуза должно быть сотрудничество с промышленными партнерами» / Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 3 (143). — URL:
6. 14. Савченков, А. В. Преемственность ссуза и вуза как форма интеграции в образовании / А. В. Савченков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, № 3 (16). — С. 146–150. — URL: <a href="https://case.asu.ru/files/form_312-24442.pdf" target="_blank">https://case.asu.ru/files/form_312-24442.pdf</a> (да
7. 13. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 4 апреля 2023 года. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/" target="_blank">http://www.kremlin.ru/</a> acts/assignments/o
8. 12. Российская Федерация. Правительство. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393. — URL: <a href="https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/95d/8.pdf" target="_blank">https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/95d/8.pdf</a> (дата обращения: 12.05.2023).
9. 11. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции технологического развития до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р. — URL: <a href="http://government.ru/docs/48570" target="_blank">http://government.ru/docs/48570</a> (дата обращения: 08.06.2023).
10. 1. Беляков, С. А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития / С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина. — Москва : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 48 с. — (Научные доклады: образование).
11. 9. Орешкина, А. К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Орешкина Анна Константиновна. — Москва, 2009. — URL: <a href="https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696111." target="_blank">https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696111.</a> pdf (дата о
12. 8. Никитин, М. В. Ресурсная модель сетевого колледжа в системе непрерывного профессионального образования / М. В. Никитин // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 1, № 1 (46). — С. 117–123.
13. 7. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина ; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа
14. 6. Контрольные цифры приема и стипендии (СПО) Правительства Российской Федерации / Институт развития профессионального образования. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> kcpstip.firpo.ru/ (дата обращения: 08.06.2023).
15. 5. Карамурзов, Б. С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе. Проблемы и перспективы : матер. докл. на семинаре «Актуальные проблемы современной педагогики», Минобрнауки России, РАО, 4 апр. 2005 г. / Б. С. Карамурзов. — Нальчи
16. 4. Гудилина, С. И. Медиаобразовательная подготовка в системе непрерывного образования / С. И. Гудилина // Образование через всю жизнь : Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : матер. 15-й (юбил.) междунар. конф. / сост. Н. А. Лобанов, А
17. 3. Выступление министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова в эфире мультимедийной студии «В авангарде Знаний» в рамках Петербургского международного экономического форума. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/press/7165/" target="_blank">https://edu.gov.ru/press/7165/</a> sergey-kravcov-vozvraschenie-otr
18. 2. Бывшева, М. В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования / М. В. Бывшева // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С. 28–31.

Остальные статьи