Дата публикации: 01.10.2023

Особенности реализации программ среднего профессионального образования на базе образовательных организаций высшего образования

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей реализации образовательных программ среднего профессионального образования на базе российских вузов. Показаны преимущества интеграции и преемственности уровней высшего и среднего профессионального образования в современных условиях развития России.




Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) на базе организаций высшего образования — вопрос, решаемый в теории и практике профессионального образования в течение не одного десятилетия. И он сопряжен с проблемами преемственности уровней образования, непрерывности профессионального образования, развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, которые актуализировались в разные периоды истории российского профессионального образования и страны в целом.

В русле этого проблемного поля с начала XXI в. было проведено и описано немало научных исследований, среди авторов которых — М. В. Бывшева, Б. С. Карамурзов, Т. Ю. Ломакина, М. В. Никитин, А. К. Орешкина, А. В. Савченков и др. [2; 5; 8; 9; 14; 18].

Задача структурной и институциональной перестройки профессионального образования, отработки различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования, обеспечения реальной многоуровневости высшего образования и создания университетских комплексов была поставлена в начале XXI в. Концепцией модернизации российского образования [12] и стала предметом научных исследований и обобщения образовательных практик с учетом региональной специфики. Университеты классического типа в регионах рассматривались как основа региональной системы образования, научно-методические и организационные центры [5].

Современные исследователи отмечают, что реформирование деятельности федеральных университетов должно быть ориентировано на многопрофильность и многоуровневость, понятия преемственности и непрерывности образования являются доминирующими [4].

Список литературы

1. 10. Профессионалитет и университет: вопрос «Зачем это вузам нужно?» уже не стоит : репортаж с VII Всероссийского форума ФУМО в системе СПО // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 1 (141). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/457" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/457</a> (дата обращения: 1
2. Professionalitet i universitet: vopros «Zachem e`to vuzam nuzhno?» uzhe ne stoit : reportazh s VII Vserossijskogo foruma FUMO v sisteme SPO // Akkreditaciya v obrazovanii. — 2023. — № 1 (141). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/publications/457" target="_blank">https://akvobr.ru/new/publications/457</a> (data obrashheni
3. 11. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции технологического развития до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р. — URL: <a href="http://government.ru/docs/48570" target="_blank">http://government.ru/docs/48570</a> (дата обращения: 08.06.2023).
4. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii Koncepcii texnologicheskogo razvitiya do 2030 goda : Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 20 maya 2023 g. № 1315-r. — URL: <a href="http://government.ru/docs/48570" target="_blank">http://government.ru/docs/48570</a> (data obrashheniya: 08.06.2023).
5. 12. Российская Федерация. Правительство. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года : Приказ Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393. — URL: <a href="https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/95d/8.pdf" target="_blank">https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/95d/8.pdf</a> (дата обращения: 12.05.2023).
6. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. O Koncepcii modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda : Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 11.02.2002 g. № 393. — URL: <a href="https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/95d/8.pdf" target="_blank">https://rostov-gorod.ru/upload/iblock/95d/8.pdf</a> (data obrashheniya: 12.05.2023).
7. 13. Российская Федерация. Президент (2018; В. В. Путин). Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 4 апреля 2023 года. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/" target="_blank">http://www.kremlin.ru/</a> acts/assignments/orde
8. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2018; V. V. Putin). Perechen` poruchenij Prezidenta Rossijskoj Federacii po itogam zasedaniya Prezidiuma Gosudarstvennogo Soveta Rossijskoj Federacii 4 aprelya 2023 goda. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/acts/assignments/" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts/assignments/</a> or
9. 14. Савченков, А. В. Преемственность ссуза и вуза как форма интеграции в образовании / А. В. Савченков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, № 3 (16). — С. 146–150. — URL: <a href="https://case.asu.ru/files/form_312-24442.pdf" target="_blank">https://case.asu.ru/files/form_312-24442.pdf</a> (да
10. Savchenkov, A. V. Preemstvennost` ssuza i vuza kak forma integracii v obrazovanii / A. V. Savchenkov // Azimut nauchny`x issledovanij: pedagogika i psixologiya. — 2016. — T. 5, № 3 (16). — S. 146–150. — URL: <a href="https://case.asu.ru/files/form_312-24442.pdf" target="_blank">https://case.asu.ru/files/form_312-24442.pdf</a> (d
11. 15. Сергей Дмитриев: «Главной точкой опоры при трансформации вуза должно быть сотрудничество с промышленными партнерами» / Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 3 (143). — URL:
12. Sergej Dmitriev: «Glavnoj tochkoj opory` pri transformacii vuza dolzhno by`t` sotrudnichestvo s promy`shlenny`mi partnerami» / Nizhegorodskij gosudarstvenny`j texnicheskij universitet im. R. E. Alekseeva // Akkreditaciya v obrazovanii. — 2023. — № 3 (143)
13. 16. СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы. Часть 1 // Аккредитация в образовании. — 2022. — № 7 (139). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/magazine-number/139" target="_blank">https://akvobr.ru/new/magazine-number/139</a> (дата обращения: 07.04.2023).
14. SPO v strukture vuza: problemy` i perspektivy` . Chast` 1 // Akkreditaciya v obrazovanii. — 2022. — № 7 (139). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/magazine-number/139" target="_blank">https://akvobr.ru/new/magazine-number/139</a> (data obrashheniya: 07.04.2023).
15. 17. СПО в структуре вуза: проблемы и перспективы. Часть 2 // Аккредитация в образовании. — 2022. — № 8 (140). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/magazine-number/140" target="_blank">https://akvobr.ru/new/magazine-number/140</a> (дата обращения: 07.04.2023).
16. SPO v strukture vuza: problemy` i perspektivy` . Chast` 2 // Akkreditaciya v obrazovanii. — 2022. — № 8 (140). — URL: <a href="https://akvobr.ru/new/magazine-number/140" target="_blank">https://akvobr.ru/new/magazine-number/140</a> (data obrashheniya: 07.04.2023).
17. 18. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты / Т. Ю. Ломакина, А. В. Бычков, М. В. Никитин, М. А. Аксенова // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 2. — С. 5–10.
18. Stanovlenie personificirovannogo neprery`vnogo professional`nogo obrazovaniya: podxody`, mexanizmy`, rezul`taty` / T. Yu. Lomakina, A. V. By`chkov, M. V. Nikitin, M. A. Aksenova // Srednee professional`noe obrazovanie. — 2019. — № 2. — S. 5–10.
19. 1. Беляков, С. А. Среднее профессиональное образование: состояние и прогноз развития / С. А. Беляков, Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина. — Москва : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 48 с. — (Научные доклады: образование).
20. Belyakov, S. A. Srednee professional`noe obrazovanie: sostoyanie i prognoz razvitiya / S. A. Belyakov, T. L. Klyachko, E. A. Polushkina. — Moskva : Izd. dom «Delo» RANXiGS, 2018. — 48 s. — (Nauchny`e doklady`: obrazovanie).
21. 2. Бывшева, М. В. Проблема преемственности в контексте непрерывности системы образования / М. В. Бывшева // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С. 28–31.
22. By`vsheva, M. V. Problema preemstvennosti v kontekste neprery`vnosti sistemy` obrazovaniya / M. V. By`vsheva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2012. — № 3. — S. 28–31
23. 3. Выступление министра просвещения Российской Федерации С. С. Крав-цова в эфире мультимедийной студии «В авангарде Знаний» в рамках Петербургско-го международного экономического форума. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/press/7165/sergey-kravcov-vozvraschenie-ot" target="_blank">https://edu.gov.ru/press/7165/sergey-kravcov-vozvraschenie-ot</a>
24. Vy`stuplenie ministra prosveshheniya Rossijskoj Federacii S. S. Kravczova v e`fire mul`timedijnoj studii «V avangarde Znanij» v ramkax Peterburgskogo mezhdunarodnogo e`konomicheskogo foruma. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/press/7165/sergey-kravcov-vozvrascheni" target="_blank">https://edu.gov.ru/press/7165/sergey-kravcov-vozvrascheni</a>
25. 4. Гудилина, С. И. Медиаобразовательная подготовка в системе непрерывного об-разования / С. И. Гудилина // Образование через всю жизнь : Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : матер. 15-й (юбил.) междунар. конф. / сост. Н. А. Ло-банов,
26. Gudilina, S. I. Mediaobrazovatel`naya podgotovka v sisteme neprery`vnogo obrazovaniya / S. I. Gudilina // Obrazovanie cherez vsyu zhizn` : Neprery`vnoe obrazovanie v interesax ustojchivogo razvitiya : mater. 15-j (yubil.) mezhdunar. konf. / sost. N. A. Lo
27. 5. Карамурзов, Б. С. Непрерывное профессиональное образование в универси-тетском комплексе. Проблемы и перспективы : матер. докл. на семинаре «Актуаль-ные проблемы современной педагогики», Минобрнауки России, РАО, 4 апр. 2005 г. / Б. С. Карамурзов. — Наль
28. Karamurzov, B. S. Neprery`vnoe professional`noe obrazovanie v universitetskom komplekse. Problemy` i perspektivy` : mater. dokl. na seminare «Aktual`ny`e problemy` sovremennoj pedagogiki», Minobrnauki Rossii, RAO, 4 apr. 2005 g. / B. S. Karamurzov. — Nal`
29. 6. Контрольные цифры приема и стипендии (СПО) Правительства Российской Федерации / Институт развития профессионального образования. — URL: <a href="https://kcpstip.firpo.ru/" target="_blank">https://kcpstip.firpo.ru/</a> (дата обращения: 08.06.2023).
30. Kontrol`ny`e cifry` priema i stipendii (SPO) Pravitel`stva Rossijskoj Federacii / Institut razvitiya professional`nogo obrazovaniya. — URL: <a href="https://kcpstip.firpo.ru/" target="_blank">https://kcpstip.firpo.ru/</a> (data obrashheniya: 08.06.2023).
31. 7. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абан-кина ; под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа
32. Molody`e professionaly` dlya novoj e`konomiki: srednee professional`noe obrazovanie v Rossii / F. F. Dudy`rev, O. A. Romanova, A. I. Shabalin, I. V. Abankina ; pod red. F. F. Dudy`reva, I. D. Frumina ; Nacional`ny`j issledovatel`skij universitet «Vy`sshay
33. 8. Никитин, М. В. Ресурсная модель сетевого колледжа в системе непрерывного профессионального образования / М. В. Никитин // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 1, № 1 (46). — С. 117–123
34. Nikitin, M. V. Resursnaya model` setevogo kolledzha v sisteme neprery`vnogo professional`nogo obrazovaniya / M. V. Nikitin // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2018. — T. 1, № 1 (46). — S. 117–123.
35. 9. Орешкина, А. К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Орешкина Анна Константиновна. — Москва, 2009. — URL: <a href="https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696111." target="_blank">https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696111.</a> pdf (дата о
36. Oreshkina, A. K. Preemstvennost` obrazovatel`nogo processa v sisteme neprery`vnogo obrazovaniya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.01 / Oreshkina Anna Konstantinovna. — Moskva, 2009. — URL: <a href="https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696111.pdf" target="_blank">https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004696111.pdf</a> (data o

Остальные статьи