Дата публикации: 01.10.2023

Ответственный выбор траектории ресоциализации, основанный на ценностных ориентациях личности осужденного

Аннотация

В статье представлен подход к обучению взрослых людей в пенитенциарной системе. Обоснована необходимость проведения обследований психологического состояния осужденных на основе передовых методик. В ходе результатов исследований в едином образовательном пространстве тюрьмы разработаны и апробированы персонифицированные траектории комплексной ресоциализации.




В настоящее время вопрос дифференциации подходов к образованию и воспитанию для осужденных является острой проблемой. Качество общего и профессионального образования в пенитенциарной системе Российской Федерации (РФ) значительно отстает от обычных школ и техникумов. Предполагается, что единые требования общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций должны распространяться и на взрослых людей, отбывающих наказание. В то же время нашей проектной командой на межведомственных совещаниях, на курсах повышения квалификации высказываются опасения о последствиях такого решения и о риске сокращения разнообразия траекторий ресоциализации.

В рамках статьи представлены результаты практической работы с осужденными, проведенной на базе исправительного учреждения. Понятие «перевоспитание заключенных» в режимных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) имеет сугубо профессиональное определение на протяжении всего исторического существования пенитенциарной системы. Идея, возникшая у авторов проекта в 2016 г., заключается в том, чтобы выстроить взаимодействие школы с сотрудниками уголовно-исправительной системы (далее — аттестованные сотрудники) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 22» г. Красноярска (ФКУ ИК — 22) с целью создания единого образовательного пространства пенитенциарной системы. Важной задачей ставилось вскрыть проблемы и противоречия в том числе сложившихся устоев понимания «тюремного» социума.

Единое образовательное пространство пенитенциарной системы — это многомерный полифункциональный конструкт с ярко выраженным социокультурным характером, влияющий на факторы исправления, перевоспитания, ресоциализации, реабилитации осужденных (см.: [7, с. 144]). Нужно понимать, что в системе ФСИН основные мероприятия по перевоспитанию осужденных возложены государством на аттестованных сотрудников системы исполнения наказания. Педагоги образовательных организаций, которые трудятся на территории исправительного учреждения, являются вольнонаемными людьми, а это значит, что, несмотря на опыт и профессионализм в своем деле, предложения этих людей по изменению методик взаимодействия с осужденными внутри системы для достижения эффективной ресоциализации не рассматриваются. Однако в управлении воспитательными процессами коммуникация и совместная координация действий являются одними из главных ресурсов для развития. Здесь нельзя не сказать о том, что базовым понятием для всех включенных в образовательное сотрудничество при ФКУ ИК — 22 является соблюдение прав человека как возможности, правомочий, потенций действий человека в определенной, указанной в законе сфере. К сожалению, на данный момент в Красноярском крае отсутствует консультативная и методическая поддержка пенитенциарных школ со стороны регионального министерства образования и институтов повышения квалификации, не учитывается специфика учреждений.

На первый взгляд может показаться, что работа нашей проектной команды основана так же, как и всегда, — на попытках перевоспитать осужденных людей для их же блага в будущем, хотя в пенитенциарной системе принято и понятно, что освободившиеся перевоспитаны после выхода из тюрьмы.

Новизна подхода, изложенного в рамках настоящей статьи, заключается в том, что члены проектной команды добиваются того, чтобы участники проекта научились эффективно работать друг с другом в рамках образовательной среды, а результатом этой работы становится обратная связь, то есть понимание и осознание осужденными того, зачем с ними работают в новом формате и для чего они осваивают компетенции. Неаттестованные сотрудники и преподаватели должны перевоспитывать этих людей, не озлобляя их и давая им возможность для осуществления последовательных, положительных действий. Сами осужденные, даже принимая во внимание существующую зачастую неблагоприятную жизненную ситуацию, учатся принимать осознанные и ответственные решения при содействии наставников.

Список литературы

1. 1. Антонян, Ю. М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов. — Москва : Юристъ, 1996. — 336 с.
2. Antonyan, Yu. M. Psixologiya prestupnika i rassledovaniya prestuplenij / Yu. M. Antonyan, M. I. Enikeev, V. E. E`minov. — Moskva : Yurist``, 1996. — 336 s.
3. 2. Блинов, В. И. Труд в его воспитательном значении и педагогическом понимании / В. И. Блинов, Л. Н. Куртеева // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2023. —Т. 2, № S2 (92). — С. 22–29.
4. Blinov, V. I. Trud v ego vospitatel`nom znachenii i pedagogicheskom ponimanii / V. I. Blinov, L. N. Kurteeva // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2023. —T. 2, № S2 (92). — S. 22–29.
5. 3. Бовин, В. Г. Механизмы психологической защиты осужденных с повторной преступностью / Б. Г. Бовин // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2018. — № 4. — С. 473–487.
6. Bovin, V. G. Mexanizmy` psixologicheskoj zashhity` osuzhdenny`x s povtornoj prestupnost`yu / B. G. Bovin // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby` narodov. — 2018. — № 4. — S. 473–487.
7. 4. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов ; отв. ред. С. Б. Крымский. — Киев : Наукова думка, 1989. — 200 с.
8. Burlachuk, L. F. Slovar`-spravochnik po psixologicheskoj diagnostike / L.F.Burlachuk, S. M. Morozov ; otv. red. S. B. Kry`mskij. — Kiev : Naukova dumka, 1989. — 200 s.
9. 5. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 352 с. — (Серия «Учебное пособие»).
10. Zmanovskaya, E. V. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy` : ucheb. posobie / E. V. Zmanovskaya, V. Yu. Ry`bnikov. — Sankt-Peterburg : Piter, 2010. — 352 s. — (Seriya «Uchebnoe posobie»).
11. 6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 ч. / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие. — 412 с.
12. Rogov, E. I. Nastol`naya kniga prakticheskogo psixologa : v 2 ch. / E. I. Rogov. — 4-e izd., pererab i dop. — Moskva : Yurajt, 2023. — Ch. 1. Sistema raboty` psixologa s det`mi raznogo vozrasta : prakticheskoe posobie. — 412 s.
13. 7. Щепкина, Н. К. Моделирование образовательного пространства исправительного учреждения / Н. К. Щепкина // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 4. — С. 144–146.
14. Shhepkina, N. K. Modelirovanie obrazovatel`nogo prostranstva ispravitel`nogo uchrezhdeniya / N. K. Shhepkina // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. — 2012. — № 4. — S. 144–146.
15. 8. Evaluating the Effectiveness of Correctional Education : A Meta-Analysis of Programs That Provide Education to Incarcerated Adults / L. M. Davis, R. Bozick, J. L. Steele [et al.]. — Santa Monica, CA : RAND Corporation, 2013. — URL: <a href="https://www.rand.org" target="_blank">https://www.rand.org</a>
16. 9. Flynn, N. Prison Education : Beyond Review and Evaluation / N. Flynn, R. Higdon // The Prison Journal. — 2022. — Vol. 102, № 2. — P. 196–216. — <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1177/00328855221079276

Остальные статьи