Ответственный выбор траектории ресоциализации, основанный на ценностных ориентациях личности осужденного
Аннотация
В статье представлен подход к обучению взрослых людей в пенитенциарной системе. Обоснована необходимость проведения обследований психологического состояния осужденных на основе передовых методик. В ходе результатов исследований в едином образовательном пространстве тюрьмы разработаны и апробированы персонифицированные траектории комплексной ресоциализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 85-95 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_85 |
В настоящее время вопрос дифференциации подходов к образованию и воспитанию для осужденных является острой проблемой. Качество общего и профессионального образования в пенитенциарной системе Российской Федерации (РФ) значительно отстает от обычных школ и техникумов. Предполагается, что единые требования общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций должны распространяться и на взрослых людей, отбывающих наказание. В то же время нашей проектной командой на межведомственных совещаниях, на курсах повышения квалификации высказываются опасения о последствиях такого решения и о риске сокращения разнообразия траекторий ресоциализации.
В рамках статьи представлены результаты практической работы с осужденными, проведенной на базе исправительного учреждения. Понятие «перевоспитание заключенных» в режимных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) имеет сугубо профессиональное определение на протяжении всего исторического существования пенитенциарной системы. Идея, возникшая у авторов проекта в 2016 г., заключается в том, чтобы выстроить взаимодействие школы с сотрудниками уголовно-исправительной системы (далее — аттестованные сотрудники) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 22» г. Красноярска (ФКУ ИК — 22) с целью создания единого образовательного пространства пенитенциарной системы. Важной задачей ставилось вскрыть проблемы и противоречия в том числе сложившихся устоев понимания «тюремного» социума.
Единое образовательное пространство пенитенциарной системы — это многомерный полифункциональный конструкт с ярко выраженным социокультурным характером, влияющий на факторы исправления, перевоспитания, ресоциализации, реабилитации осужденных (см.: [7, с. 144]). Нужно понимать, что в системе ФСИН основные мероприятия по перевоспитанию осужденных возложены государством на аттестованных сотрудников системы исполнения наказания. Педагоги образовательных организаций, которые трудятся на территории исправительного учреждения, являются вольнонаемными людьми, а это значит, что, несмотря на опыт и профессионализм в своем деле, предложения этих людей по изменению методик взаимодействия с осужденными внутри системы для достижения эффективной ресоциализации не рассматриваются. Однако в управлении воспитательными процессами коммуникация и совместная координация действий являются одними из главных ресурсов для развития. Здесь нельзя не сказать о том, что базовым понятием для всех включенных в образовательное сотрудничество при ФКУ ИК — 22 является соблюдение прав человека как возможности, правомочий, потенций действий человека в определенной, указанной в законе сфере. К сожалению, на данный момент в Красноярском крае отсутствует консультативная и методическая поддержка пенитенциарных школ со стороны регионального министерства образования и институтов повышения квалификации, не учитывается специфика учреждений.
На первый взгляд может показаться, что работа нашей проектной команды основана так же, как и всегда, — на попытках перевоспитать осужденных людей для их же блага в будущем, хотя в пенитенциарной системе принято и понятно, что освободившиеся перевоспитаны после выхода из тюрьмы.
Новизна подхода, изложенного в рамках настоящей статьи, заключается в том, что члены проектной команды добиваются того, чтобы участники проекта научились эффективно работать друг с другом в рамках образовательной среды, а результатом этой работы становится обратная связь, то есть понимание и осознание осужденными того, зачем с ними работают в новом формате и для чего они осваивают компетенции. Неаттестованные сотрудники и преподаватели должны перевоспитывать этих людей, не озлобляя их и давая им возможность для осуществления последовательных, положительных действий. Сами осужденные, даже принимая во внимание существующую зачастую неблагоприятную жизненную ситуацию, учатся принимать осознанные и ответственные решения при содействии наставников.