Изучение и своеобразие социальности (материал к курсам преподавания социальных наук)
Аннотация
В статье представлен материал, который может использоваться как дидактическое и методологическое пособие к курсам преподавания социологии и других социальных наук. Обсуждаются отношения, связывающие социологию и социальные науки: первая рассматривает социальность в антропологическом ключе, как взаимоотношения людей, в социальных науках анализируются условия, обусловливающие эти взаимоотношения. Представлены шесть основных характеристик социальности: изучение массового поведения людей и социального порядка, характеристика правильности социальности, оценка социальности и задание типа социального действия, культурно-историческое понимание социальности, популятивный характер социальности, сингулярный план эволюции европейской социальности. Различаются и вводятся три типа социальности (1.0, 2.0, 3.0). В конце статьи автор присоединяется к мнению З. Баумана, который призывает социологов не только более осторожно формулировать закономерности социальности, признавая гуманитарную природу социологического исследования, но и признать по отношению к социальности ограниченность своих познавательных возможностей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 71-84 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_71 |
Не секрет, что ряд известных современных социологов отрицают существование общества, в том числе в качестве предельной онтологии социологии и социальных наук. «Общество, — пишет известный российский социолог А. Б. Гофман, — в социологических теориях и метатеориях все чаще трактуется как эпифеномен. От редукционистского тезиса, согласно которому общество— это только имя, “лейбл”, для обозначения некоторого множества индивидов, до утверждения о том, что общество вообще не существует и, следовательно, нужно отбросить соответствующее понятие, — лишь один шаг. И этот шаг действительно либо уже сделан, либо делается в некоторых теоретических и метатеоретических построениях» [5, с. 18].
«Пока, — категорично заявляет Б. Латур, — мы ищем за коллективом тень общества, а за обществом — тень Левиафана, никакая наука о социальном не может продвинуться вперед. Говоря более резко, или общество — или социология» [9, с. 229].
Вместо общества ряд социологов, к которым присоединяет и автор, все чаще для обозначения предельной социологической онтологии используют понятие «социальность», но не в традиционном его понимании (как «субъективный подход к процессу социализации»), а в новом. Для меня понятие социальности — своего рода эквивалент понятия социальной природы. Под социальностью я понимаю «совместную жизнедеятельность людей» в культуре, ставшую предметом работы по улучшению качества этой жизнедеятельности. Если иметь в виду теоретический план, то есть социальность как «идеальное построение» (как онтологию, задающую принципы конструирования идеальных объектов в социологии), то это, с одной стороны, искусственное образование, артефакт, который создают люди, с другой — образование естественное, складывающееся под влиянием не только «социального строительства» (социального действия), но и природы социальных явлений. На мой взгляд, похожее по смыслу и функциональному назначению понятие — «общение» (естественно, для своего уровня развития познания) вводил в «Политике» Аристотель.
«Поскольку, как мы видим, — пишет Стагирит, — всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся (stokhadzontai) к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. <…> Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо» [1, с. 376, 379].
Здесь общение и то, что создает человек (Аристотель говорит: «организует»), и то, что происходит «по природе». Другая роль общения у Аристотеля — быть «предельной онтологией», еще это способ построения других идеальных объектов (государство, семья, управление (властвование), искусство домохозяйствования).