Дата публикации: 01.10.2023

Изучение и своеобразие социальности (материал к курсам преподавания социальных наук)

Аннотация

В статье представлен материал, который может использоваться как дидактическое и методологическое пособие к курсам преподавания социологии и других социальных наук. Обсуждаются отношения, связывающие социологию и социальные науки: первая рассматривает социальность в антропологическом ключе, как взаимоотношения людей, в социальных науках анализируются условия, обусловливающие эти взаимоотношения. Представлены шесть основных характеристик социальности: изучение массового поведения людей и социального порядка, характеристика правильности социальности, оценка социальности и задание типа социального действия, культурно-историческое понимание социальности, популятивный характер социальности, сингулярный план эволюции европейской социальности. Различаются и вводятся три типа социальности (1.0, 2.0, 3.0). В конце статьи автор присоединяется к мнению З. Баумана, который призывает социологов не только более осторожно формулировать закономерности социальности, признавая гуманитарную природу социологического исследования, но и признать по отношению к социальности ограниченность своих познавательных возможностей.




Не секрет, что ряд известных современных социологов отрицают существование общества, в том числе в качестве предельной онтологии социологии и социальных наук. «Общество, — пишет известный российский социолог А. Б. Гофман, — в социологических теориях и метатеориях все чаще трактуется как эпифеномен. От редукционистского тезиса, согласно которому общество— это только имя, “лейбл”, для обозначения некоторого множества индивидов, до утверждения о том, что общество вообще не существует и, следовательно, нужно отбросить соответствующее понятие, — лишь один шаг. И этот шаг действительно либо уже сделан, либо делается в некоторых теоретических и метатеоретических построениях» [5, с. 18].

«Пока, — категорично заявляет Б. Латур, — мы ищем за коллективом тень общества, а за обществом — тень Левиафана, никакая наука о социальном не может продвинуться вперед. Говоря более резко, или общество — или социология» [9, с. 229].

Вместо общества ряд социологов, к которым присоединяет и автор, все чаще для обозначения предельной социологической онтологии используют понятие «социальность», но не в традиционном его понимании (как «субъективный подход к процессу социализации»), а в новом. Для меня понятие социальности — своего рода эквивалент понятия социальной природы. Под социальностью я понимаю «совместную жизнедеятельность людей» в культуре, ставшую предметом работы по улучшению качества этой жизнедеятельности. Если иметь в виду теоретический план, то есть социальность как «идеальное построение» (как онтологию, задающую принципы конструирования идеальных объектов в социологии), то это, с одной стороны, искусственное образование, артефакт, который создают люди, с другой — образование естественное, складывающееся под влиянием не только «социального строительства» (социального действия), но и природы социальных явлений. На мой взгляд, похожее по смыслу и функциональному назначению понятие — «общение» (естественно, для своего уровня развития познания) вводил в «Политике» Аристотель.

«Поскольку, как мы видим, — пишет Стагирит, — всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся (stokhadzontai) к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. <…> Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо» [1, с. 376, 379].

Здесь общение и то, что создает человек (Аристотель говорит: «организует»), и то, что происходит «по природе». Другая роль общения у Аристотеля — быть «предельной онтологией», еще это способ построения других идеальных объектов (государство, семья, управление (властвование), искусство домохозяйствования).

Список литературы

1. 1. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. — Москва, 1983. — Т. 4. — 830 с.
2. 2. Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. — Москва : Аспект-Пресс, 1996. — 255 с.
3. 3. Бауман, З. Актуальность холокоста / З. Бауман. — Москва : Европа, 2010. — 316 с.
4. 4. Валлерстайн, И. Миросистемный анализ. Введение / И. Валлерстайн ; пер. с англ. Н. Тюкиной. — Москва : Территория будущего, 2006. — 248 с.
5. 5. Гофман, А. Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности / А. Б. Гофман // Социологические исследования. — 2005. — № 1. — С. 18–25.
6. 6. Клочков, И. С. Духовная культура Вавилонии : человек, судьба, время : очерки / И. С. Клочков. — Москва : Наука, 1983. — 207 с.
7. 7. Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения / С. А. Кравченко. — Москва : Экзамен, 2002. — 315 с.
8. 8. Кревельд, М. Расцвет и упадок государства / М. Кревельд. — Москва : ИРИСЭН, 2006. — 544 с.
9. 9. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Б. Латур ; пер. с англ. И. Полонской. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 384 с.
10. 10. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. — 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 688 с.
11. 11. Розин, В. М. Становление и развитие европейской социальности : Этюды-исследования / В. М. Розин. — Москва : URSS, 2019. — Книга первая. Древний мир и Средние века. —182 с.
12. 12. Розин, В. М. Генезис европейской социальности : Этюды-исследования / В. М. Розин. — Москва : Новый хронограф, 2020. — Книга вторая. Новое время. — 400 с.
13. 13. Розин, В. М. Становление, развитие и завершение новоевропейской социальности (продумывая книгу В. Федотовой, В. Колпакова, Н. Федотовой «Глобальный капитализм: три великие трансформации») / В. М. Розин // Культура и искусство. — 2020. — № 4. — С. 29–4

Остальные статьи