Дата публикации: 01.10.2023

Реализация потенциального наследия ученых, определивших педагогическое мышление в XX веке

Аннотация

В статье анализируются значение потенциала наследия ученых, определивших педагогическое мышление в XX в., а также их взгляды на развитие приоритетных направлений педагогики в целом и проблематику, обусловленную вопросами и различными аспектами воспитания ребенка, в частности; сравниваются системы, формы и методы воспитания детей, классификации возрастных периодов, физиологические и психологические изменения, происходящие у детей на различных этапах их взросления; на основании проведенного историко-педагогического исследования делаются выводы о востребованности и реализуемости научного потенциала педагогического наследия в современных условиях развития педагогической науки и общества в целом.




Ровно 35 лет назад, в 1988 г., решением ЮНЕСКО были названы четыре величайших педагога, определивших способ педагогического мышления в XX в. К их числу были отнесены представители США, Германии, Италии и Советского Союза, достаточно хорошо известные широкому кругу ученых во всем мире: американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952), немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854–1932), итальянский врач, педагог, философ Мария Монтессори (1870–1952) и советский педагог, писатель Антон Семенович Макаренко (1888–1939), родившийся позже всех перечисленных выше зарубежных ученых и проживший гораздо меньше остальных, но внесший при этом значительный и вполне сопоставимый с другими вклад в развитие педагогической науки в целом и педагогического мышления в частности.

В текущем году российское педагогическое сообщество отметило 135-летие со дня рождения прославленного соотечественника, недолгая педагогическая и творческая жизнь которого была весьма непростой, насыщенной и тернистой. В следующем году исполнится 170 лет со дня рождения Георга Кершенштейнера и 165 лет со дня рождения Джона Дьюи, прожившего самую долгую жизнь из всех перечисленных выше коллег.

Кто же они, эти ученые, какие общие идеи объединяли их педагогические взгляды, какое наследие оставили они своим потомкам и последователям, насколько востребован и каким образом сегодня реализуется потенциал этого педагогического наследия и почему именно их профессионализм в педагогической деятельности был удостоен особенного внимания и почтения со стороны специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры три с половиной десятилетия назад?

Приступая к написанию данной статьи, нами была определена главная задача — изучить жизненный путь перечисленных выше педагогов-мыслителей в аспекте их творческих научных изысканий и исследований, сделав особый акцент на тех научных работах и аспектах научных мыслей, которые оказали наиболее существенное влияние на становление и развитие педагогического мышления в XX в.

Историко-педагогические исследования, позволяющие выявить и глубже изучить преемственность научных традиций и инноваций, а также определить научный потенциал педагогического наследия, прогностическую и эвристическую функции, приобретают сегодня особое значение для педагогической науки [9].

Список литературы

1. 1. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи ; пер. с англ. Г. А. Лучинского. — Москва : Государственное изд-во, 1924. — 174 с.
2. 2. Дьюи, Дж. От ребенка — к миру, от мира — к ребенку : [пед. статьи] / Дж. Дьюи. — Москва : Карапуз, 2009. — 348 с.
3. 3. Кершенштейнер, Г. Трудовая школа / Г. Кершенштейнер ; пер. с нем. М. И. Дрей, с предисл. и под ред. Н. В. Сперанского. — Москва : Задруга, 1913. — 64 с.
4. 4. Коробова, А. Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпретация в отечественной педагогической теории и практике : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Коробова Анна Эдуардовна. — Саратов, 2000. — 25 с.
5. 5. Левицкая, М. Единая школа : (Доклад Кершенштейнера на съезде общегерманского учительского союза) / М. Левицкая // Вестник воспитания. — 1915. — № 4. — С. 213–229.
6. 6. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — Москва : Педагогика, 1988. — 300 с.
7. 7. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори ; [пер. с англ. на рус. яз. К. В. Алексеев]. — Санкт-Петербург : Волонтеры, 2009. — 319 c.
8. 8. Морозов, А. В. Значение идей А. С. Макаренко в развитии современной образовательной культуры в русле гуманистической традиции / А. В. Морозов // Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды : сб. матер. междунар. нау
9. 9. Томина, Е. Ф. Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность / Е. Ф. Томина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2011. — № 2 (121). — С. 360–366.
10. 10. Dewey, J. My Pedagogic CREED / J. Dewey // Selected Educational writings white an introduction and commentary by G. W. Garforth ; Lecturer in education university of hull. Heiremenn. — London, 1966. — P. 44–59.
11. 11. Filonov, G. N. Anton Makarenko (1888–1939), in Prospects : the quarterly review of comparative education UNESCO / G. N. Filonov // International Bureau of Education. — 1994. — Vol. XXIV, № 1/2. — Р. 77–91.
12. 12. Marshall, C. Montessori education : a review of the evidence base, Science of Learning (Nature) / C. Marshall. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/publication/320673870_" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/320673870_</a> Montessori_education_a_review_of_the_evidence_base (date of the application: 10.0
13. 13. Montessori, M. From Childhood to Adolescence / M. Montessori. — Oxford, England : ABC-Clio, 1994. — 100 p.

Остальные статьи