Реализация потенциального наследия ученых, определивших педагогическое мышление в XX веке
Аннотация
В статье анализируются значение потенциала наследия ученых, определивших педагогическое мышление в XX в., а также их взгляды на развитие приоритетных направлений педагогики в целом и проблематику, обусловленную вопросами и различными аспектами воспитания ребенка, в частности; сравниваются системы, формы и методы воспитания детей, классификации возрастных периодов, физиологические и психологические изменения, происходящие у детей на различных этапах их взросления; на основании проведенного историко-педагогического исследования делаются выводы о востребованности и реализуемости научного потенциала педагогического наследия в современных условиях развития педагогической науки и общества в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 61-70 |
УДК | 37.091 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_61 |
Ровно 35 лет назад, в 1988 г., решением ЮНЕСКО были названы четыре величайших педагога, определивших способ педагогического мышления в XX в. К их числу были отнесены представители США, Германии, Италии и Советского Союза, достаточно хорошо известные широкому кругу ученых во всем мире: американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952), немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854–1932), итальянский врач, педагог, философ Мария Монтессори (1870–1952) и советский педагог, писатель Антон Семенович Макаренко (1888–1939), родившийся позже всех перечисленных выше зарубежных ученых и проживший гораздо меньше остальных, но внесший при этом значительный и вполне сопоставимый с другими вклад в развитие педагогической науки в целом и педагогического мышления в частности.
В текущем году российское педагогическое сообщество отметило 135-летие со дня рождения прославленного соотечественника, недолгая педагогическая и творческая жизнь которого была весьма непростой, насыщенной и тернистой. В следующем году исполнится 170 лет со дня рождения Георга Кершенштейнера и 165 лет со дня рождения Джона Дьюи, прожившего самую долгую жизнь из всех перечисленных выше коллег.
Кто же они, эти ученые, какие общие идеи объединяли их педагогические взгляды, какое наследие оставили они своим потомкам и последователям, насколько востребован и каким образом сегодня реализуется потенциал этого педагогического наследия и почему именно их профессионализм в педагогической деятельности был удостоен особенного внимания и почтения со стороны специализированного учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры три с половиной десятилетия назад?
Приступая к написанию данной статьи, нами была определена главная задача — изучить жизненный путь перечисленных выше педагогов-мыслителей в аспекте их творческих научных изысканий и исследований, сделав особый акцент на тех научных работах и аспектах научных мыслей, которые оказали наиболее существенное влияние на становление и развитие педагогического мышления в XX в.
Историко-педагогические исследования, позволяющие выявить и глубже изучить преемственность научных традиций и инноваций, а также определить научный потенциал педагогического наследия, прогностическую и эвристическую функции, приобретают сегодня особое значение для педагогической науки [9].