Отражение русской ментальности в восприятии образа мира
Аннотация
В статье мировосприятие в культурно-историческом контексте описывается как некоторый образ мира, полученный при перекодировке воспринимаемых сигналов и вторичных (семиотичных) данных. По этим основаниям проведено исследование образа мира моноэтнической группы русских респондентов. Установлено, что в характеристиках образа мира отражаются основные способы мировосприятия и типичные черты русской ментальности, а выбор базовых для нее ценностей сопрягается с принятием моноэтнической группой родной (русской) культуры.
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 04/2022 |
Страницы | 20-29 |
УДК | 159.9 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_4_20 |
Сегодня проблема исследования ментальных проявлений мировосприятия различных этносов вновь становится актуальной для культурно-исторической психологии, что во многом обусловлено масштабом осуществляемых в стране реформ и национальных проектов. В связи с этим очевидно, что такие проявления мировосприятия должны составлять предмет психологического исследования. Сложность их изучения объясняется тем, что, захватывая бессознательное, ментальные проявления мировосприятия включают национальные стереотипы, жизнен ные установки людей, их ценностные ориентации, культурные традиции, когнитивные схемы реальности, рациональные и эмоциональные предпочтения, поведенческие нормы и приоритеты и пр. [16]. Для результативности исследовательского поиска структурно-содержательная масштабность такого многообразия преодолевается путем выделения в ментальной феноменологии ключевой категории — образа мира, обозначающего психологическую реальность, которая образуется при взаимодействии человека с миром. Это согласуется с распространенными в науке трактовками ментальности и ментальных проявлений (Дюби Ж., Мацумото Д. и др.).
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований Е. Ю. Артемьевой, Б. М. Величковского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова и других, посвященных изучению образа мира, проблема его специфичности у отдельного индивида или группы людей не утрачивает своей актуальности и субъективно-объективной значимости. Качественно иное, новое звучание эта проблематика получает в связи со стремительным научно-техническим прогрессом, когда тематика мировосприятия расширяется и обогащается за счет переплетений реального и виртуального мира, то есть образ мира неотделим от культурно-исторической специфики человеческого существования.
Цель исследования: исследование образа мира и выявление его специфических характеристик в моноэтнической группе русских респондентов.
Образ мира и родственные ему понятия (картина мира, модель мира и т. д.) имеют в контексте различных психологических теорий неодинаковое содержание, однако, в целях упрощения обсуждения, далее будем трактовать и употреблять их как эквивалентные понятия, полагая, как и С. Д. Смирнов, что «образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира» [13, с. 21]. По Е. Ю. Артемьевой, системная модель мира включает три иерархически выстроенных уровня, состоящих из «перцептивного мира», его «картины» и его «образа», где понятие образа мира является обобщающим, результирующим итогом мировосприятия.
Гипотеза строится на предположении о том, что устойчивые вербальные конструкции и графические изображения отражают в характеристиках образа мира основные способы мировосприятия и типичные черты русской ментальности, а выбор базовых для нее ценностей сопрягается с принятием моноэтнической группой родной (русской) культуры.