Дата публикации: 01.10.2023

Потенциал интеграции театральной и спортивной биомеханики в развитии индивидуальности учителя как просветителя

Аннотация

Проблема повышения эффективности просветительской деятельности учителя во многом связана с тем, насколько актуализирована и развита его профессиональная и личностная индивидуальность. В этой связи педагогическую технику и биомеханику зачастую недооценивают. Напротив, элементы педагогической техники считаются следствием проявления индивидуальности учителя. В данной статье ставится задача выявить потенциал театральной и спортивной биомеханики в развитии индивидуальности учителя в целях осуществления им эффективной просветительской деятельности. В результате исследования были определены биомеханические показатели просветителя, позволяющие оценить вероятностные характеристики успешности его просветительской деятельности.




Современная система высшего образования находится в непрерывном поиске технологий и методов улучшения качества образовательного процесса. Совершенствуется нормативно-правовая база, включающая ведущие документы об организации и порядке реализации образовательных программ по физической культуре; актуализируется система диагностики образовательных результатов; внедряются принципиально новые формы обучения и воспитания будущих педагогов-тренеров, реализующиеся в условиях связей с общественностью. Публичный характер педагогической деятельности спортивного тренера определяется постоянным действием участников тренировочного и образовательного процесса на глазах у других субъектов и продуктивным общением. Одним из видов педагогической деятельности тренера является просветительская деятельность, которая имеет уникальный комплекс целей: мотивационную, ориентационную, обучающую, информационную, рефлексивную, интригующую. Для достижения каждой из них необходимы особый отбор педагогических средств и создание педагогических условий для практического овладения этими средствами педагогами-просветителями в сфере спорта и физической культуры.

В настоящее время в сфере профессионального воспитания педагога большое внимание уделяется формированию гражданско-профессионального мировоззрения будущих педагогов, развитию их культуры взаимодействия, а также освоению профессиональных компетенций. Однако в условиях жесткой регламентации образовательного процесса все меньше внимания уделяется развитию индивидуальности, таланта и способностей студентов, что снижает удельный вес их подготовки к реализации творчески-деятельностного компонента их профессиональной деятельности, в особенности в отношении просветительской направленности.

Ряд исследователей отмечают существенное повышение требований к системной интеграции деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (см.: [9, c. 12]). Особое внимание ученых было обращено на новые виды деятельности современного педагога-тренера:

— публичные выступления просветительского и мотивационного характера в условиях образовательного пространства физической культуры и спорта по основным критериям, представляющим собой сценическое действо;

— презентацию собственных достижений и собственной индивидуальности (продвижение образа) в цифровой среде;

Список литературы

1. 1. Аристотель. Метафизика / Аристотель ; пер. А. В. Кубицкий. — Москва : Юрайт, 2023. — 241 с.
2. 2. Бернштейн, Н. А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике : учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / Н. А. Бернштейн ; [ред.-сост. М. П. Шестаков]. — Москва : СпортАкадемПресс, 2001. — 295 с.
3. 3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. — 448 с.
4. 4. Леонардо да Винчи. Избранные произведения : в 2 т. / Леонардо да Винчи ; [пер. А. А. Губера и др.]. — Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010. — Т. 1. — 444 с.
5. 5. Мейерхольд: к истории творческого метода : Публикации. Статьи / М-во культуры РФ, Российская академия наук. Российский институт истории искусств ; редкол.: Н. В. Песочинский (ред.-сост.), Е. А. Кухта (отв. ред.). — Санкт-Петербург : Культ ИнформПресс,
6. 6. Митькина, В. В. Подготовка речевого аппарата педагога средствами театральной педагогики как значимого компонента его педагогической техники / В. В. Митькина, С. В. Кузнецова // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества : сб.
7. 7. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон ; пер. с лат. и примеч. А. Н. Крылова. — Москва : Наука, 1989. — 688 с.
8. 8. Попов, Г. И. Биомеханика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Попов. — Москва : Академия, 2005. — 256 с.
9. 9. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС ВО на современном этапе / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-Комаров, Л. Б. Ефимова-Комарова [и др.] // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. —
10. 10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» : Приказ Минтруда России от 24.12.2020 № 952н. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».
11. 11. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — Москва : Изд-во Академии медицинских наук, 1952. — 230 с.

Остальные статьи