Дата публикации: 01.10.2023

Потенциал интеграции театральной и спортивной биомеханики в развитии индивидуальности учителя как просветителя

Аннотация

Проблема повышения эффективности просветительской деятельности учителя во многом связана с тем, насколько актуализирована и развита его профессиональная и личностная индивидуальность. В этой связи педагогическую технику и биомеханику зачастую недооценивают. Напротив, элементы педагогической техники считаются следствием проявления индивидуальности учителя. В данной статье ставится задача выявить потенциал театральной и спортивной биомеханики в развитии индивидуальности учителя в целях осуществления им эффективной просветительской деятельности. В результате исследования были определены биомеханические показатели просветителя, позволяющие оценить вероятностные характеристики успешности его просветительской деятельности.




Современная система высшего образования находится в непрерывном поиске технологий и методов улучшения качества образовательного процесса. Совершенствуется нормативно-правовая база, включающая ведущие документы об организации и порядке реализации образовательных программ по физической культуре; актуализируется система диагностики образовательных результатов; внедряются принципиально новые формы обучения и воспитания будущих педагогов-тренеров, реализующиеся в условиях связей с общественностью. Публичный характер педагогической деятельности спортивного тренера определяется постоянным действием участников тренировочного и образовательного процесса на глазах у других субъектов и продуктивным общением. Одним из видов педагогической деятельности тренера является просветительская деятельность, которая имеет уникальный комплекс целей: мотивационную, ориентационную, обучающую, информационную, рефлексивную, интригующую. Для достижения каждой из них необходимы особый отбор педагогических средств и создание педагогических условий для практического овладения этими средствами педагогами-просветителями в сфере спорта и физической культуры.

В настоящее время в сфере профессионального воспитания педагога большое внимание уделяется формированию гражданско-профессионального мировоззрения будущих педагогов, развитию их культуры взаимодействия, а также освоению профессиональных компетенций. Однако в условиях жесткой регламентации образовательного процесса все меньше внимания уделяется развитию индивидуальности, таланта и способностей студентов, что снижает удельный вес их подготовки к реализации творчески-деятельностного компонента их профессиональной деятельности, в особенности в отношении просветительской направленности.

Ряд исследователей отмечают существенное повышение требований к системной интеграции деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (см.: [9, c. 12]). Особое внимание ученых было обращено на новые виды деятельности современного педагога-тренера:

— публичные выступления просветительского и мотивационного характера в условиях образовательного пространства физической культуры и спорта по основным критериям, представляющим собой сценическое действо;

— презентацию собственных достижений и собственной индивидуальности (продвижение образа) в цифровой среде;

Список литературы

1. Sechenov, I. M. Refleksy` golovnogo mozga / I. M. Sechenov. — Moskva : Izd-vo Akademii medicinskix nauk, 1952. — 230 s.
2. 11. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — Москва : Изд-во Академии медицинских наук, 1952. — 230 с.
3. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii professional`nogo standarta «Trener-prepodavatel`» : Prikaz Mintruda Rossii ot 24.12.2020 № 952n. — Dostup iz SPS «Konsul`tant Plyus».
4. 10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» : Приказ Минтруда России от 24.12.2020 № 952н. — Доступ из СПС «Консультант Плюс».
5. Poryadok realizacii disciplin po fizicheskoj kul`ture i sportu v kontekste analiza izmenenij FGOS VO na sovremennom e`tape / A. V. Ageevecz, V. Yu. Efimov-Komarov, L. B. Efimova-Komarova [i dr.] // Ucheny`e zapiski Universiteta imeni P. F. Lesgafta. — 201
6. 9. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту в контексте анализа изменений ФГОС ВО на современном этапе / А. В. Агеевец, В. Ю. Ефимов-Комаров, Л. Б. Ефимова-Комарова [и др.] // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. —
7. Popov, G. I. Biomexanika : ucheb. dlya stud. vy`ssh. ucheb. zavedenij / G. I. Popov. — Moskva : Akademiya, 2005. — 256 s.
8. 8. Попов, Г. И. Биомеханика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. И. Попов. — Москва : Академия, 2005. — 256 с.
9. N`yuton, I. Matematicheskie nachala natural`noj filosofii / I. N`yuton ; per. s lat. i primech. A. N. Kry`lova. — Moskva : Nauka, 1989. — 688 s.
10. 7. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон ; пер. с лат. и примеч. А. Н. Крылова. — Москва : Наука, 1989. — 688 с.
11. Mit`kina, V. V. Podgotovka rechevogo apparata pedagoga sredstvami teatral`noj pedagogiki kak znachimogo komponenta ego pedagogicheskoj texniki / V. V. Mit`kina, S. V. Kuzneczova // Nauchnoe tvorchestvo molodezhi kak resurs razvitiya sovremennogo obshhestv
12. 6. Митькина, В. В. Подготовка речевого аппарата педагога средствами театральной педагогики как значимого компонента его педагогической техники / В. В. Митькина, С. В. Кузнецова // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества : сб.
13. Mejerxol`d: k istorii tvorcheskogo metoda : Publikacii. Stat`i / M-vo kul`tury` RF, Rossijskaya akademiya nauk. Rossijskij institut istorii iskusstv ; redkol.: N. V. Pesochinskij (red.-sost.), E. A. Kuxta (otv. red.). — Sankt-Peterburg : Kul`tInformPress,
14. 5. Мейерхольд: к истории творческого метода : Публикации. Статьи / М-во культуры РФ, Российская академия наук. Российский институт истории искусств ; редкол.: Н. В. Песочинский (ред.-сост.), Е. А. Кухта (отв. ред.). — Санкт-Петербург : Культ ИнформПресс,
15. Leonardo da Vinchi. Izbranny`e proizvedeniya : v 2 t. / Leonardo da Vinchi ; [per. A. A. Gubera i dr.]. — Moskva : Izd-vo Studii Artemiya Lebedeva, 2010. — T. 1. — 444 s.
16. 4. Леонардо да Винчи. Избранные произведения : в 2 т. / Леонардо да Винчи ; [пер. А. А. Губера и др.]. — Москва : Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2010. — Т. 1. — 444 с.
17. Kodzhaspirova, G. M. Slovar` po pedagogike / G. M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. — Moskva ; Rostov-na-Donu : MarT, 2005. — 448 s.
18. 3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. — 448 с.
19. Bernshtejn, N. A. Izbranny`e trudy` po biomexanike i kibernetike : ucheb. posobie dlya stud. vy`ssh. i sred. specz. ucheb. zavedenij / N. A. Bernshtejn ; [red.-sost. M. P. Shestakov]. — Moskva : SportAkademPress, 2001. — 295 s.
20. 2. Бернштейн, Н. А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике : учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / Н. А. Бернштейн ; [ред.-сост. М. П. Шестаков]. — Москва : СпортАкадемПресс, 2001. — 295 с.
21. Aristotel` . Metafizika / Aristotel` ; per. A. V. Kubiczkij. — Moskva : Yurajt, 2023. — 241 s.
22. 1. Аристотель. Метафизика / Аристотель ; пер. А. В. Кубицкий. — Москва : Юрайт, 2023. — 241 с.

Остальные статьи