Потенциал интеграции театральной и спортивной биомеханики в развитии индивидуальности учителя как просветителя
Аннотация
Проблема повышения эффективности просветительской деятельности учителя во многом связана с тем, насколько актуализирована и развита его профессиональная и личностная индивидуальность. В этой связи педагогическую технику и биомеханику зачастую недооценивают. Напротив, элементы педагогической техники считаются следствием проявления индивидуальности учителя. В данной статье ставится задача выявить потенциал театральной и спортивной биомеханики в развитии индивидуальности учителя в целях осуществления им эффективной просветительской деятельности. В результате исследования были определены биомеханические показатели просветителя, позволяющие оценить вероятностные характеристики успешности его просветительской деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 04/2023 |
Страницы | 18-29 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_4_18 |
Современная система высшего образования находится в непрерывном поиске технологий и методов улучшения качества образовательного процесса. Совершенствуется нормативно-правовая база, включающая ведущие документы об организации и порядке реализации образовательных программ по физической культуре; актуализируется система диагностики образовательных результатов; внедряются принципиально новые формы обучения и воспитания будущих педагогов-тренеров, реализующиеся в условиях связей с общественностью. Публичный характер педагогической деятельности спортивного тренера определяется постоянным действием участников тренировочного и образовательного процесса на глазах у других субъектов и продуктивным общением. Одним из видов педагогической деятельности тренера является просветительская деятельность, которая имеет уникальный комплекс целей: мотивационную, ориентационную, обучающую, информационную, рефлексивную, интригующую. Для достижения каждой из них необходимы особый отбор педагогических средств и создание педагогических условий для практического овладения этими средствами педагогами-просветителями в сфере спорта и физической культуры.
В настоящее время в сфере профессионального воспитания педагога большое внимание уделяется формированию гражданско-профессионального мировоззрения будущих педагогов, развитию их культуры взаимодействия, а также освоению профессиональных компетенций. Однако в условиях жесткой регламентации образовательного процесса все меньше внимания уделяется развитию индивидуальности, таланта и способностей студентов, что снижает удельный вес их подготовки к реализации творчески-деятельностного компонента их профессиональной деятельности, в особенности в отношении просветительской направленности.
Ряд исследователей отмечают существенное повышение требований к системной интеграции деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (см.: [9, c. 12]). Особое внимание ученых было обращено на новые виды деятельности современного педагога-тренера:
— публичные выступления просветительского и мотивационного характера в условиях образовательного пространства физической культуры и спорта по основным критериям, представляющим собой сценическое действо;
— презентацию собственных достижений и собственной индивидуальности (продвижение образа) в цифровой среде;