Дата публикации: 30.06.2023

Развитие психологии и педагогики одаренности в современном российском образовании (в связи с 65-летним юбилеем члена-корреспондента РАО А. И. Савенкова)

Аннотация

В статье на фоне краткого анализа российской психологии и педагогики одаренности и творчества впервые дифференцированы и охарактеризованы основные направления научно-организационной деятельности А. И. Савенкова. Показан инновационный вклад его достижений в психолого-педагогическую науку и образовательную практику. Его творчество представляет собой целостную систему фундаментально-прикладных уровней исследовательской деятельности, функционально присущих общей, возрастной, социальной и педагогической психологии в современных социокультурных условиях.




Типология системно-познавательных уровней и научно-организационных направлений психолого-педагогической деятельности А. И. Савенкова

С целью ориентировки в тенденциях развития педагогической психологии актуален науковедческий анализ (средствами субъектно-деятельностной [27] и институционально-персонологической методологии [26]) одного из перспективных подходов к проблемам одаренности и творчества, разрабатываемого директором Института педагогики и психологии образования (ИППО) Московского городского педагогического университета (МГПУ), членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) Александром Ильичом Савенковым, чем и определяется новизна настоящего исследования. 

Накопленный одним из авторов этой статьи (И. Н. Семеновым) [26] опыт науковедческого изучения и теоретического обобщения научно-организационной деятельности ряда выдающихся педагогических психологов творчества, академиков РАО (Д. Б. Богоявленская, А. А. Бодалев, П. Я. Гальперин, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, М. Г. Ярошевский и др.) позволил разработать системно-методологическую концепцию [27] структурно-уровневого строения научно-познавательной деятельности. Кратко охарактеризуем достижения профессора А. И. Савенкова [11; 14; 17; 18; 19; 22; 23; 24; 25] как субъекта научного творчества на каждом из этих уровней. Они характеризуют развитие положений двух его докторских диссертаций, защищенных по педагогике («Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей» (1997)) и психологии («Развитие детской одаренности в условиях образования» (2002)).

На аксиологическом уровне А. И. Савенковым рефлексируются социокультурный контекст и ценностно-мировоззренческие смыслы психологического изучения одаренности и педагогической поддержки ее развития в современном социуме [11; 12; 15 и др.].

Историко-научный уровень представлен анализом [10; 21 и др.] классических традиций, теоретических концепций, исследовательских методов и современных достижений психологии способностей, одаренности и творчества.

Список литературы

1. 16. Савенков, А. Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности / А. Савенков // Развитие личности. — 2007. — № 4. — С. 58–69. — EDN: NCYTLZ
2. Savenkov, A. Vikarnoe nauchenie i podrazhanie kak faktory` razvitiya kreativnoj lichnosti / A. Savenkov // Razvitie lichnosti. — 2007. — № 4. — S. 58–69. — EDN: NCYTLZ
3. 17. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» : в 2 т. / А. И. Савенков. — Москва : Академия, 2009. — EDN: QXXPYX
4. Savenkov, A. I. Pedagogicheskaya psixologiya : ucheb. dlya stud. vy`ssh. ucheb. zavedenij, obuch. po specz. «Pedagogika i psixologiya» : v 2 t. / A. I. Savenkov. — Moskva : Akademiya, 2009. — EDN: QXXPYX
5. 18. Савенков, А. И. Психология творчества / А. И. Савенков // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. — 2009. — № 2. — С. 46–63. — EDN: MLKDAD
6. Savenkov, A. I. Psixologiya tvorchestva / A. I. Savenkov // Vestnik MGPU. Ser.: Pedagogika i psixologiya. — 2009. — № 2. — S. 46–63. — EDN: MLKDAD
7. 19. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков.— Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование). — EDN: VRFARJ
8. Savenkov, A. I. Psixodidaktika / A. I. Savenkov. — Moskva : Nacional`ny`j knizhny`j centr, 2012. — 360 s. — (Vy`sshee professional`noe obrazovanie). — EDN: VRFARJ
9. 20. Савенков, А. И. Я — исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников / А. И. Савенков. — Москва : Дом Федорова, 2015. — 32 с. — EDN: TPYSBT
10. Savenkov, A. I. Ya — issledovatel` : Rabochaya tetrad` dlya mladshix shkol`nikov / A. I. Savenkov. — Moskva : Dom Fedorova, 2015. — 32 s. — EDN: TPYSBT
11. 21. Савенков, А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца ХIХ — начала ХХ веков / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. — 2016. — № 3. — С. 6–12. — EDN: VZXWSZ
12. Savenkov, A. I. Psixologiya detskoj odarennosti v trudax russkix ucheny`x koncza XIX — nachala XX vekov / A. I. Savenkov, T. D. Savenkova // Odarenny`j rebenok. — 2016. — № 3. — S. 6–12. — EDN: VZXWSZ
13. 22. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 7–15. — DOI: 10.17759/ jmfp.2018070201 — EDN: OTTFLQ
14. Savenkov, A. I. Struktura social`nogo intellekta / A. I. Savenkov // Sovremennaya zarubezhnaya psixologiya. — 2018. — T. 7, № 2. — S. 7–15. — DOI: 10.17759/ jmfp.2018070201 — EDN: OTTFLQ
15. 23. Савенков, А. И. Психология воспитания : учеб. пособие для вузов / А. И. Савенков ; Московский городской педагогический университет (МГПУ). — Москва : Юрайт, 2020. — 152 с. — EDN: QKLDAF
16. Savenkov, A. I. Psixologiya vospitaniya : ucheb. posobie dlya vuzov / A. I. Savenkov ; Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet (MGPU). — Moskva : Yurajt, 2020. — 152 s. — EDN: QKLDAF
17. 24. Савенков, А. И. Психология обучения : учеб. пособие / А. И. Савенков. — Москва : Юрайт, 2020. — 252 с. — (Высшее образование). — EDN: UFEWAF
18. Savenkov, A. I. Psixologiya obucheniya : ucheb. posobie / A. I. Savenkov. — Moskva : Yurajt, 2020. — 252 s. — (Vy`sshee obrazovanie). — EDN: UFEWAF
19. 25. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : учебник и практикум : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — Ч. 1. — 232 с.; Ч. 2. — 187 с. — (Высшее образование). — EDN: PJFKYR
20. Savenkov, A. I. Pedagogika. Issledovatel`skij podxod : uchebnik i praktikum : v 2 ch. / A. I. Savenkov. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Yurajt, 2023. — Ch. 1. — 232 s.; Ch. 2. — 187 s. — (Vy`sshee obrazovanie). — EDN: PJFKYR
21. 26. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 6. — С. 43–73.
22. Semenov, I. N. Refleksivnaya personologiya zhiznedeyatel`nosti A. M. Matyushkina i izuchenie im my`shleniya, tvorcheskoj aktivnosti i odarennosti / I. N. Semenov // Psixologiya. Istoriko- kriticheskie obzory` i sovremenny`e issledovaniya. — 2014. — № 6. —
23. 27. Семенов, И. Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 4. — С. 155–171
24. Semenov, I. N. Generaciya i socializaciya sub``ektov nauchno-tvorcheskoj deyatel`nosti posredstvom refleksivno-psixologicheskogo izucheniya razvitiya chelovecheskogo kapitala / I. N. Semenov // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2021. — № 4. —
25. 28. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник / А. И Савенков, Ю. А. Акимова, О. И. Ключко [и др.] ; под науч. ред. А. И. Савенкова. — Москва : Юрайт, 2020. — 339 с. — (Профессионал
26. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy` organizacii igrovoj deyatel`nosti detej rannego i doshkol`nogo vozrasta : uchebnik / A. I Savenkov, Yu. A. Akimova, O. I. Klyuchko [i dr.] ; pod nauch. red. A. I. Savenkova. — Moskva : Yurajt, 2020. — 339 s. — (Profe
27. 29. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами / А. И. Савенков, Ж. В. Афанасьева, П. В. С
28. T`yutorskoe soprovozhdenie issledovatel`skoj i proektnoj deyatel`nosti mladshix shkol`nikov v usloviyax refleksivno-deyatel`nostnogo podxoda k obrazovaniyu s ispol`zovaniem resursov organizacii zanyatij so studentami / A. I. Savenkov, Zh. V. Afanas`eva, P
29. 30. Ушаков, Д. В. Культура и поддержка знания, интеллекта, одаренности / Д. В. Ушаков // Социальная психология знания. — Москва, 2016. — С. 89–112. — EDN: XCZGXF
30. Ushakov, D. V. Kul`tura i podderzhka znaniya, intellekta, odarennosti / D. V. Ushakov // Social`naya psixologiya znaniya. — Moskva, 2016. — S. 89–112. — EDN: XCZGXF
31. 31. Шадриков, В. Д. Способности и одаренность человека / В. Д. Шадриков. — Москва : ИП РАН, 2019. — 188 с.
32. Shadrikov, V. D. Sposobnosti i odarennost` cheloveka / V. D. Shadrikov. — Moskva : IP RAN, 2019. — 188 s.
33. 1. Геворкян, Е. Н. «Распределенное лидерство» как инструмент повышения эффективности деятельности учебного подразделения университета / Е. Н. Геворкян, А. И. Савенков // Педагогика. — 2020. — Т. 84, № 10. — С. 5–16. — EDN: YCSYQM
34. instrument povy`sheniya e`ffektivnosti deyatel`nosti uchebnogo podrazdeleniya universiteta / E. N. Gevorkyan, A. I. Savenkov // Pedagogika. — 2020. — T. 84, № 10. — S. 5–16. — EDN: YCSYQM
35. 2. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. — Москва: НИИОПП, 1981. — 200 с.
36. Kalmy`kova, Z. I. Produktivnoe my`shlenie kak osnova obuchaemosti / Z. I. Kalmy`kova. — Moskva : NIIOPP, 1981. — 200 s.
37. 3. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников : учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — Москва : Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. — EDN: VJQGHF
38. Komarova, T. S. Kollektivnoe tvorchestvo doshkol`nikov : ucheb. posobie k Programme vospitaniya i obucheniya v detskom sadu / T. S. Komarova, A. I. Savenkov. — Moskva : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2005. — 128 s. — EDN: VJQGHF
39. 4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Л. Э. Абдуллина, О. В. Бережнова, Т. Н. Богуславская, А. И. Савенков [и др.] ; отв. ред. Л. Г. Петерсон. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2016.
40. Kompleksnaya obrazovatel`naya programma doshkol`nogo obrazovaniya «Mir otkry`tij» / L. E` . Abdullina, O. V. Berezhnova, T. N. Boguslavskaya, A. I. Savenkov [i dr.] ; otv. red. L. G. Peterson. — 4-e izd., pererab. i dop. — Moskva, 2016.
41. 5. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 718 с. — (Психологи Отечества : избр. психол. тр. : в 70 т. / под ред. Д. И. Фельдштейна). — EDN:
42. Matyushkin, A. M. My`shlenie, obuchenie, tvorchestvo / A. M. Matyushkin.— Moskva : Izd-vo Moskovskogo psixologo-social`nogo instituta ; Voronezh : MODE`K, 2003. — 718 s. — (Psixologi Otechestva : izbr. psixol. tr. : v 70 t./ pod red. D. I. Fel`dshtejna).
43. 6. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — Москва : Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
44. Osnovny`e sovremenny`e koncepcii tvorchestva i odarennosti / pod red. D. B. Bogoyavlenskoj. — Moskva: Molodaya gvardiya, 1997. — 416 s.
45. 7. Проблемы способностей в советской психологии : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии ; [редкол.: А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин (отв. ред.) и др.]. — Москва : НИИОПП, 1984. — 144 с.
46. Problemy` sposobnostej v sovetskoj psixologii : sb. nauch. tr. / APN SSSR, NII obshhej i pedagogicheskoj psixologii ; [redkol.: A. A. Bodalev, A. M. Matyushkin (otv. red.) i dr.]. — Moskva : NIIOPP, 1984. — 144 s.
47. 8. Психология одаренности и творчества : кол. монография / В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Ларионова, В. М. Поставнев, А. И. Савенков ; отв. ред. Л. И. Ларионова, А. И. Савенков. — Москва ; Санкт-Петербург : НесторИстория, 2011.
48. Psixologiya odarennosti i tvorchestva : kol. monografiya / V. N. Druzhinin, D. B. Bogoyavlenskaya, L. I. Larionova, V. M. Postavnev, A. I. Savenkov ; otv. red. L. I. Larionova, A. I. Savenkov. — Moskva ; Sankt-Peterburg : Nestor-Istoriya, 2011.
49. 9. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати лет / В. А. Аверин, Р. М. Грановская, А. И. Савенков [и др.]. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. — 149 с. — (Сер. Развитие личности ребенка).
50. Razvitie lichnosti rebenka ot odinnadczati do shestnadczati let / V. A. Averin, R. M. Granovskaya, A. I. Savenkov [i dr.]. — Ekaterinburg : Rama Pablishing, 2017. — 149 s. — (Ser. Razvitie lichnosti rebenka).
51. 10. Савенков, А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 24–29. — EDN: PUGFYU
52. Savenkov, A. I. Osnovny`e podxody` k razrabotke koncepcii odarennosti / A. I. Savenkov // Pedagogika. — 1998. — № 3. — S. 24–29. — EDN: PUGFYU
53. 11. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. — Москва : Педагогическое общество России, 1999. — 220 с. — EDN: VRFBEV
54. Savenkov, A. I. Detskaya odarennost`: razvitie sredstvami iskusstva / A. I. Savenkov. — Moskva : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 1999. — 220 s. — EDN: VRFBEV
55. 12. Савенков, А. И. У колыбели гения : учеб. пособие / А. И. Савенков ; Педагогическое общество России. — Москва : Пед. о-во России, 2000. — 224 с. — EDN: VRIKUD
56. Savenkov, A. I. U koly`beli geniya : ucheb. posobie / A. I. Savenkov ; Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii. — Moskva : Ped. o-vo Rossii, 2000. — 224 s. — EDN: VRIKUD
57. 13. Савенков, А. И. Маленький исследователь : Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль : Академия развития информационного общества, 2002. — 160 с. — EDN: VUPWXD
58. Savenkov, A. I. Malen`kij issledovatel` : Kak nauchit` doshkol`nika priobretat` znaniya / A. I. Savenkov. — Yaroslavl` : Akademiya razvitiya informacionnogo obshhestva, 2002. — 160 s. — EDN: VUPWXD
59. 14. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе : Потенциал личности и программа развития / А. И. Савенков. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — 272 с. — (Психология детства : практикум). — EDN: VREXWH
60. Savenkov, A. I. Odarenny`j rebenok doma i v shkole : Potencial lichnosti i programma razvitiya / A. I. Savenkov. — Ekaterinburg : U-Faktoriya, 2004. — 272 s. — (Psixologiya detstva : praktikum). — EDN: VREXWH
61. 15. Савенков, А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А. И. Савенков // Вестник практической психологии образования. — 2006. — № 1. — С. 30–38. — EDN: YGDYLV
62. Savenkov, A. I. E`mocional`ny`j i social`ny`j intellekt kak prediktory` zhiznennogo uspexa / A. I. Savenkov // Vestnik prakticheskoj psixologii obrazovaniya. — 2006. — № 1. — S. 30–38. — EDN: YGDYLV

Остальные статьи