Дата публикации: 30.06.2023

Развитие психологии и педагогики одаренности в современном российском образовании (в связи с 65-летним юбилеем члена-корреспондента РАО А. И. Савенкова)

Аннотация

В статье на фоне краткого анализа российской психологии и педагогики одаренности и творчества впервые дифференцированы и охарактеризованы основные направления научно-организационной деятельности А. И. Савенкова. Показан инновационный вклад его достижений в психолого-педагогическую науку и образовательную практику. Его творчество представляет собой целостную систему фундаментально-прикладных уровней исследовательской деятельности, функционально присущих общей, возрастной, социальной и педагогической психологии в современных социокультурных условиях.




Типология системно-познавательных уровней и научно-организационных направлений психолого-педагогической деятельности А. И. Савенкова

С целью ориентировки в тенденциях развития педагогической психологии актуален науковедческий анализ (средствами субъектно-деятельностной [27] и институционально-персонологической методологии [26]) одного из перспективных подходов к проблемам одаренности и творчества, разрабатываемого директором Института педагогики и психологии образования (ИППО) Московского городского педагогического университета (МГПУ), членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) Александром Ильичом Савенковым, чем и определяется новизна настоящего исследования. 

Накопленный одним из авторов этой статьи (И. Н. Семеновым) [26] опыт науковедческого изучения и теоретического обобщения научно-организационной деятельности ряда выдающихся педагогических психологов творчества, академиков РАО (Д. Б. Богоявленская, А. А. Бодалев, П. Я. Гальперин, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, М. Г. Ярошевский и др.) позволил разработать системно-методологическую концепцию [27] структурно-уровневого строения научно-познавательной деятельности. Кратко охарактеризуем достижения профессора А. И. Савенкова [11; 14; 17; 18; 19; 22; 23; 24; 25] как субъекта научного творчества на каждом из этих уровней. Они характеризуют развитие положений двух его докторских диссертаций, защищенных по педагогике («Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей» (1997)) и психологии («Развитие детской одаренности в условиях образования» (2002)).

На аксиологическом уровне А. И. Савенковым рефлексируются социокультурный контекст и ценностно-мировоззренческие смыслы психологического изучения одаренности и педагогической поддержки ее развития в современном социуме [11; 12; 15 и др.].

Историко-научный уровень представлен анализом [10; 21 и др.] классических традиций, теоретических концепций, исследовательских методов и современных достижений психологии способностей, одаренности и творчества.

Список литературы

1. 16. Савенков, А. Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности / А. Савенков // Развитие личности. — 2007. — № 4. — С. 58–69. — EDN: NCYTLZ
2. 31. Шадриков, В. Д. Способности и одаренность человека / В. Д. Шадриков. — Москва : ИП РАН, 2019. — 188 с.
3. 30. Ушаков, Д. В. Культура и поддержка знания, интеллекта, одаренности / Д. В. Ушаков // Социальная психология знания. — Москва, 2016. — С. 89–112. — EDN: XCZGXF
4. 29. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами / А. И. Савенков, Ж. В. Афанасьева, П. В. С
5. 28. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник / А. И Савенков, Ю. А. Акимова, О. И. Ключко [и др.] ; под науч. ред. А. И. Савенкова. — Москва : Юрайт, 2020. — 339 с. — (Профессионал
6. 27. Семенов, И. Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 4. — С. 155–171
7. 26. Семенов, И. Н. Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. М. Матюшкина и изучение им мышления, творческой активности и одаренности / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 6. — С. 43–73.
8. 25. Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход : учебник и практикум : в 2 ч. / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — Ч. 1. — 232 с.; Ч. 2. — 187 с. — (Высшее образование). — EDN: PJFKYR
9. 24. Савенков, А. И. Психология обучения : учеб. пособие / А. И. Савенков. — Москва : Юрайт, 2020. — 252 с. — (Высшее образование). — EDN: UFEWAF
10. 23. Савенков, А. И. Психология воспитания : учеб. пособие для вузов / А. И. Савенков ; Московский городской педагогический университет (МГПУ). — Москва : Юрайт, 2020. — 152 с. — EDN: QKLDAF
11. 22. Савенков, А. И. Структура социального интеллекта / А. И. Савенков // Современная зарубежная психология. — 2018. — Т. 7, № 2. — С. 7–15. — DOI: 10.17759/ jmfp.2018070201 — EDN: OTTFLQ
12. 21. Савенков, А. И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца ХIХ — начала ХХ веков / А. И. Савенков, Т. Д. Савенкова // Одаренный ребенок. — 2016. — № 3. — С. 6–12. — EDN: VZXWSZ
13. 20. Савенков, А. И. Я — исследователь : Рабочая тетрадь для младших школьников / А. И. Савенков. — Москва : Дом Федорова, 2015. — 32 с. — EDN: TPYSBT
14. 19. Савенков, А. И. Психодидактика / А. И. Савенков.— Москва : Национальный книжный центр, 2012. — 360 с. — (Высшее профессиональное образование). — EDN: VRFARJ
15. 18. Савенков, А. И. Психология творчества / А. И. Савенков // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. — 2009. — № 2. — С. 46–63. — EDN: MLKDAD
16. 17. Савенков, А. И. Педагогическая психология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» : в 2 т. / А. И. Савенков. — Москва : Академия, 2009. — EDN: QXXPYX
17. 1. Геворкян, Е. Н. «Распределенное лидерство» как инструмент повышения эффективности деятельности учебного подразделения университета / Е. Н. Геворкян, А. И. Савенков // Педагогика. — 2020. — Т. 84, № 10. — С. 5–16. — EDN: YCSYQM
18. 15. Савенков, А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха / А. И. Савенков // Вестник практической психологии образования. — 2006. — № 1. — С. 30–38. — EDN: YGDYLV
19. 14. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе : Потенциал личности и программа развития / А. И. Савенков. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — 272 с. — (Психология детства : практикум). — EDN: VREXWH
20. 13. Савенков, А. И. Маленький исследователь : Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль : Академия развития информационного общества, 2002. — 160 с. — EDN: VUPWXD
21. 12. Савенков, А. И. У колыбели гения : учеб. пособие / А. И. Савенков ; Педагогическое общество России. — Москва : Пед. о-во России, 2000. — 224 с. — EDN: VRIKUD
22. 11. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. — Москва : Педагогическое общество России, 1999. — 220 с. — EDN: VRFBEV
23. 10. Савенков, А. И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 24–29. — EDN: PUGFYU
24. 9. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати лет / В. А. Аверин, Р. М. Грановская, А. И. Савенков [и др.]. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. — 149 с. — (Сер. Развитие личности ребенка).
25. 8. Психология одаренности и творчества : кол. монография / В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, Л. И. Ларионова, В. М. Поставнев, А. И. Савенков ; отв. ред. Л. И. Ларионова, А. И. Савенков. — Москва ; Санкт-Петербург : НесторИстория, 2011.
26. 7. Проблемы способностей в советской психологии : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии ; [редкол.: А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин (отв. ред.) и др.]. — Москва : НИИОПП, 1984. — 144 с.
27. 6. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — Москва : Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
28. 5. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. — Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2003. — 718 с. — (Психологи Отечества : избр. психол. тр. : в 70 т. / под ред. Д. И. Фельдштейна). — EDN:
29. 4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Л. Э. Абдуллина, О. В. Бережнова, Т. Н. Богуславская, А. И. Савенков [и др.] ; отв. ред. Л. Г. Петерсон. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2016.
30. 3. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников : учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — Москва : Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. — EDN: VJQGHF
31. 2. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. — Москва : НИИОПП, 1981. — 200 с.

Остальные статьи