Дата публикации: 30.06.2023

Методические и психологические особенности педагогического взаимодействия преподавателей российского вуза с аспирантами из Китайской Народной Республики

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме педагогического взаимодействия с обучающимися из КНР. Раскрываются характеристики внешних и внутренних условий, определяющих специфику адаптации аспирантов из КНР к обучению в российском вузе. Описываются методические и психологические особенности взаимодействия преподавателей и аспирантов на занятиях по педагогической психологии в условиях межкультурной коммуникации и использования смешанного обучения. Показана необходимость подготовки преподавателей к учету в период адаптации к образовательной деятельности личностных особенностей обучающихся из КНР.




На оси исторического времени многие из социально-психологических явлений в развитии общества отражают специфику перехода человека к новому состоянию [11], для которого характерной чертой является необходимость принимать решения и действовать в ситуации высокой неопределенности.

Отсутствие четкого объективного образа будущего выявляется на разных уровнях современного общества многообразно и в целом предопределяет сложнейшую картину разнонаправленности действительных действий современников во всем изменяющемся пространстве экономических, политических, межкультурных и многих других принципиально важных для устойчивости в развитии общества к будущему отношений [5].

В создающейся ситуации перехода в общем строе ведущихся в последние десятилетия современниками преобразований (межгосударственных, межнациональных, межобщественных, других по масштабу и по значимости социальной направленности) особую роль приобретает целенаправленная работа по формированию человеческого потенциала перспективно направленного развития [13]. В решении этой фундаментальной задачи социально важным условием является поиск принципиально новых способов оптимизации деятельности сложившихся к настоящему времени систем современного образования.

В наши дни в Российской Федерации большое внимание уделяется научно обоснованному поиску подходов к решению новых, ставящихся в эпоху транзита [12] меняющимся обществом задач. Наряду с этим особое значение придается апробации новых технологий образовательной деятельности субъектами образования (школой, средним специальным учебным заведением, вузом, другими субъектами, в том числе решающими организационные управленческие задачи). Показательно, что на всем фронте изменений образования (системы и особой в своей социальной роли деятельности) и его эшелонированных уровней научный поиск и прошедшие апробацию действительные достижения развертываются с учетом усиливающих влияние на производство и воспроизводство человеческого потенциала компьютеризированной деятельности, информационных компьютерных технологий, создаваемого современниками цифрового пространства [9; 10; 14].

В наши дни понятия «цифровизация», «онлайн-обучение», «интернет-ресурсы», «образовательные ресурсы Интернета», «цифровые платформы», «онлайн-школа», «web-технологии» и многие другие прочно вошли в практику меняющегося образования [9]. Перечисленные понятия, бесспорно, заключают в своем содержании новый опыт и новые грани социальных взаимодействий педагогов и обучающихся в стихийно и в то же время в целенаправленно выстраиваемом усилиями профессионального сообщества цифровом пространстве [2]. При этом в динамичной системе процессов педагогического взаимодействия все отчетливее обозначается противоречивое взаимовлияние двух более общих сфер действительного действия, взаимодействия современников — партисипации (культуры соучастия, включенности людей в некоторый общий процесс) и отчуждения (культуры автономизации, приверженность к которой способна стать условием агрессии, пассивной или открытой, активной) [21].

Список литературы

1. 12. Попов, В. В. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве / В. В. Попов, В. А. Тимофеенко // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2, ч. 25. — С. 5743–5747. — URL: <a href="https://fundamental-research.ru/ru/article/" target="_blank">https://fundamental-research.ru/ru/article/</a> view?id=38502
2. 21. The psychology of resistance to change : The antidotal effect of organizational justice, support and leader-member exchange / N. Rehman, A. Mahmood, M. Ibtasam [et al.] // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 12. — Article 678952. — URL: <a href="https://ww" target="_blank">https://ww</a>
3. 20. OECD Future of Education and Skills 2030 : OECD learning compass 2030 : A series of concept notes. — OECD, 2019. — 146 p. — URL: <a href="https://www.oecd.org/" target="_blank">https://www.oecd.org/</a> (date of the application: 14.06.2023).
4. 19. Kirschner, P. A. Why minimal guidance during instruction does not work : An analysis of the failure of constructivist, discovery, problem-based, experiential, and inquiry-based teaching / P. A. Kirschner, J. Sweller, R. E. Clark // Educational Psychol
5. 18. Huang, H. M. Toward constructivism for adult learners in online learning environments / H. M. Huang // British Journal of Educational Technology. — 2002. — Vol. 33, № 1. — P. 27–37. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/publication/249379622_Toward_" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/249379622_Toward_</a> con
6. the application: 02.07.2023).
7. _Learning_Experiences_at_a_New_Zealand_University (date of
8. 17. Campbell, J. Asian students’ voices : An empirical study of Asian students’ learning experiences at a New Zealand University / J. Campbell, M. Li // Journal of Studies in International Education. — 2008. — Vol. 12, № 4. — P. 375–396. — URL: <a href="https://ww" target="_blank">https://ww</a>
9. 16. Шевелева, С. И. Психологический портрет студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона / С. И. Шевелева // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в росси
10. 15. Цзинь, Синьсинь. Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов / Синьсинь Цзинь // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 96. — С. 345–349
11. 14. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 4. — С. 16–26. — DOI: 10.26170/po20-04-02
12. 13. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_</a> doc_LAW_216363/ (да
13. 1. Гребенникова, И. А. Особенности адаптации иностранных студентов в системе высшего образования России / И. А. Гребенникова, Л. В. Блинов // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации : матер. междунар. науч.-практ. конф., 15–16 марта 20
14. 11. Неклесса, А. И. Социокультурные и политические трансформации антропологических систем: аттрактор, проект, конкуренция / А. И. Неклесса // ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия. — 2023. — Приложение к спец. выпуску. — С. 1–8.
15. 10. Маркеева, А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России / А. В. Маркеева // Креативная экономика. — 2014. — № 9. — С. 139–150. — URL: <a href="https://creativeconomy.ru/lib/5175" target="_blank">https://creativeconomy.ru/lib/5175</a> (дата обращения: 19.07.2023).
16. 9. Леньков, С. Л. Субъективное восприятие педагогами проблем цифровизации образования / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова, Г. И. Ефремова // Ярославский педагогический вестник. — 2022. — № 2 (125). — С. 126–139. — <a href="http://dx.doi.org./10.20323/1813145X-2022-2-12" target="_blank">http://dx.doi.org./10.20323/1813145X-2022-2-12</a>
17. 8. Кошелева, Е. Ю. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов / Е. Ю. Кошелева, И. Я. Пак, Э. Чернобыльски // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — URL: <a href="http://science-education.ru/ru/article/" target="_blank">http://science-education.ru/ru/article/</a> view?id=8695 (да
18. 7. Колыхматов, В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования : учеб-метод. пособие / В. И. Колыхматов. — Санкт-Петербург : ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. — 135 с.
19. 6. Касюк, Н. С. Национально-культурные особенности учебно-познавательной деятельности китайских студентов и их учет в обучении / Н. С. Касюк // Евразия: межкультурное взаимодействие в экономическом и образовательном пространстве : матер. междунар. науч.-п
20. 5. Кадеева, О. Е. Цифровизация современного образования / О. Е. Кадеева, А. А. Донцова // Вопросы педагогики. — 2022. — № 1. — С. 106–108.
21. 4. Иванова, М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Иванова Маргарита Александровна. — Санкт-Петербург, 2001. — 40 с.
22. 3. Зверкова, А. Ю. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки / А. Ю. Зверкова, Е. А. Омельченко // Концепт. — 2021. — № 7. — С. 45–62. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11050
23. <a href="https://www.mgpu.ru//wp-content/uploads/2017/07/Vestnik-Informatika-2-2017." target="_blank">https://www.mgpu.ru//wp-content/uploads/2017/07/Vestnik-Informatika-2-2017.</a> pdf?ysclid=llc5mbwrdm151397041 (дата обращения: 19.06.2023).
24. 2. Гриншкун, В. В. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании / В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова, А. Нухулы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и инфо

Остальные статьи