Дата публикации: 30.06.2023

Методические и психологические особенности педагогического взаимодействия преподавателей российского вуза с аспирантами из Китайской Народной Республики

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме педагогического взаимодействия с обучающимися из КНР. Раскрываются характеристики внешних и внутренних условий, определяющих специфику адаптации аспирантов из КНР к обучению в российском вузе. Описываются методические и психологические особенности взаимодействия преподавателей и аспирантов на занятиях по педагогической психологии в условиях межкультурной коммуникации и использования смешанного обучения. Показана необходимость подготовки преподавателей к учету в период адаптации к образовательной деятельности личностных особенностей обучающихся из КНР.




На оси исторического времени многие из социально-психологических явлений в развитии общества отражают специфику перехода человека к новому состоянию [11], для которого характерной чертой является необходимость принимать решения и действовать в ситуации высокой неопределенности.

Отсутствие четкого объективного образа будущего выявляется на разных уровнях современного общества многообразно и в целом предопределяет сложнейшую картину разнонаправленности действительных действий современников во всем изменяющемся пространстве экономических, политических, межкультурных и многих других принципиально важных для устойчивости в развитии общества к будущему отношений [5].

В создающейся ситуации перехода в общем строе ведущихся в последние десятилетия современниками преобразований (межгосударственных, межнациональных, межобщественных, других по масштабу и по значимости социальной направленности) особую роль приобретает целенаправленная работа по формированию человеческого потенциала перспективно направленного развития [13]. В решении этой фундаментальной задачи социально важным условием является поиск принципиально новых способов оптимизации деятельности сложившихся к настоящему времени систем современного образования.

В наши дни в Российской Федерации большое внимание уделяется научно обоснованному поиску подходов к решению новых, ставящихся в эпоху транзита [12] меняющимся обществом задач. Наряду с этим особое значение придается апробации новых технологий образовательной деятельности субъектами образования (школой, средним специальным учебным заведением, вузом, другими субъектами, в том числе решающими организационные управленческие задачи). Показательно, что на всем фронте изменений образования (системы и особой в своей социальной роли деятельности) и его эшелонированных уровней научный поиск и прошедшие апробацию действительные достижения развертываются с учетом усиливающих влияние на производство и воспроизводство человеческого потенциала компьютеризированной деятельности, информационных компьютерных технологий, создаваемого современниками цифрового пространства [9; 10; 14].

В наши дни понятия «цифровизация», «онлайн-обучение», «интернет-ресурсы», «образовательные ресурсы Интернета», «цифровые платформы», «онлайн-школа», «web-технологии» и многие другие прочно вошли в практику меняющегося образования [9]. Перечисленные понятия, бесспорно, заключают в своем содержании новый опыт и новые грани социальных взаимодействий педагогов и обучающихся в стихийно и в то же время в целенаправленно выстраиваемом усилиями профессионального сообщества цифровом пространстве [2]. При этом в динамичной системе процессов педагогического взаимодействия все отчетливее обозначается противоречивое взаимовлияние двух более общих сфер действительного действия, взаимодействия современников — партисипации (культуры соучастия, включенности людей в некоторый общий процесс) и отчуждения (культуры автономизации, приверженность к которой способна стать условием агрессии, пассивной или открытой, активной) [21].

Список литературы

1. 10. Маркеева, А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России / А. В. Маркеева // Креативная экономика. — 2014. — № 9. — С. 139–150. — URL: <a href="https://creativeconomy.ru/lib/5175" target="_blank">https://creativeconomy.ru/lib/5175</a> (дата обращения: 19.07.2023).
2. Markeeva, A. V. Otkry`ty`e obrazovatel`ny`e resursy` kak innovacionnaya obrazovatel`naya praktika v Rossii / A. V. Markeeva // Kreativnaya e`konomika. — 2014. — № 9. — S. 139–150. — URL: <a href="https://creativeconomy.ru/lib/5175" target="_blank">https://creativeconomy.ru/lib/5175</a> (data obrashheniya: 19.07.2023).
3. 11. Неклесса, А. И. Социокультурные и политические трансформации антропологических систем: аттрактор, проект, конкуренция / А. И. Неклесса // ИНТЕЛРОС — Интеллектуальная Россия. — 2023. — Приложение к спец. выпуску. — С. 1–8.
4. Neklessa, A. I. Sociokul`turny`e i politicheskie transformacii antropologicheskix sistem: attraktor, proekt, konkurenciya / A. I. Neklessa // INTELROS — Intellektual`naya Rossiya. — 2023. — Prilozhenie k specz. vy`pusku. — S. 1–8.
5. 12. Попов, В. В. Методологические особенности периода транзита в догоняющем государстве / В. В. Попов, В. А. Тимофеенко // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2, ч. 25. — С. 5743–5747. — URL: <a href="https://fundamental-research.ru/ru/article/" target="_blank">https://fundamental-research.ru/ru/article/</a> view?id=38502
6. Popov, V. V. Metodologicheskie osobennosti perioda tranzita v dogonyayushhem gosudarstve / V. V. Popov, V. A. Timofeenko // Fundamental`ny`e issledovaniya. — 2015. — № 2, ch. 25. — S. 5743–5747. — URL: <a href="https://fundamental-research.ru/ru/article/" target="_blank">https://fundamental-research.ru/ru/article/</a> view?id=3
7. 13. Российская Федерация. Президент (2012 – ; В. В. Путин). О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_</a> doc_LAW_216363/ (да
8. Rossijskaya Federaciya. Prezident (2012 – ; V. V. Putin). O Strategii razvitiya informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017–2030 gody` : Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. — URL: <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/" target="_blank">http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/</a> (d
9. 14. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 4. — С. 16–26. — DOI: 10.26170/po20-04-02
10. Starichenko, B. E. Cifrovizaciya obrazovaniya: realii i problemy` / B. E. Starichenko // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2020. — № 4. — S. 16–26. — DOI: 10.26170/ po20-04-02
11. 15. Цзинь, Синьсинь. Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов / Синьсинь Цзинь // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 96. — С. 345–349
12. Czzin`, Sin`sin` . Gumanitarny`e cennosti konfucianstva v formirovanii duxovno-nravstvenny`x kachestv kitajskix studentov / Sin`sin` Czzin` // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. — 2009. — № 96. — S. 345
13. 16. Шевелева, С. И. Психологический портрет студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона / С. И. Шевелева // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в росси
14. Sheveleva, S. I. Psixologicheskij portret studentov iz stran Aziatsko-Tixookeanskogo regiona / S. I. Sheveleva // Metodologiya obucheniya i povy`sheniya e`ffektivnosti akademicheskoj, social`no-kul`turnoj i psixologicheskoj adaptacii inostranny`x studento
15. 17. Campbell, J. Asian students’ voices : An empirical study of Asian students’ learning experiences at a New Zealand University / J. Campbell, M. Li // Journal of Studies in International Education. — 2008. Vol. 12, № 4. — P. 375–396. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a>
16. 18. Huang, H. M. Toward constructivism for adult learners in online learning environments / H. M. Huang // British Journal of Educational Technology. — 2002. — Vol. 33, № 1. — P. 27–37. — URL: <a href="https://www.researchgate.net/publication/249379622_Toward_" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/249379622_Toward_</a> con
17. 19. Kirschner, P. A. Why minimal guidance during instruction does not work : An analysis of the failure of constructivist, discovery, problem-based, experiential, and inquiry-based teaching / P. A. Kirschner, J. Sweller, R. E. Clark // Educational Psychol
18. 20. OECD Future of Education and Skills 2030 : OECD learning compass 2030 : A series of concept notes. — OECD, 2019. — 146 p. — URL: <a href="https://www.oecd.org/" target="_blank">https://www.oecd.org/</a> (date of the application: 14.06.2023).
19. 21. The psychology of resistance to change : The antidotal effect of organizational justice, support and leader-member exchange / N. Rehman, A. Mahmood, M. Ibtasam [et al.] // Frontiers in Psychology. — 2021. — Vol. 12. — Article 678952. — URL: <a href="https://ww" target="_blank">https://ww</a>
20. 1. Гребенникова, И. А. Особенности адаптации иностранных студентов в системе высшего образования России / И. А. Гребенникова, Л. В. Блинов // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации : матер. междунар. науч.-практ. конф., 15–16 марта 20
21. Grebennikova, I. A. Osobennosti adaptacii inostranny`x studentov v sisteme vy`sshego obrazovaniya Rossii / I. A. Grebennikova, L. V. Blinov // Aktual`ny`e problemy` obrazovaniya v usloviyax ego modernizacii : mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 15–16 m
22. 2. Гриншкун, В. В. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании / В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова, А. Нухулы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и инфо
23. <a href="https://www.mgpu.ru//wp-content/uploads/2017/07/Vestnik-Informatika-2-2017." target="_blank">https://www.mgpu.ru//wp-content/uploads/2017/07/Vestnik-Informatika-2-2017.</a> pdf?ysclid=llc5mbwrdm151397041 (дата обращения: 19.06.2023).
24. Grinshkun, V. V. Osobennosti ispol`zovaniya otkry`ty`x e`lektronny`x resursov i massovy`x uchebny`x kursov v vy`sshem obrazovanii / V. V. Grinshkun, G. A. Krasnova, A. Nuxuly` // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Inform
25. 3. Зверкова, А. Ю. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки / А. Ю. Зверкова, Е. А. Омельченко // Концепт. — 2021. — № 7. — С. 45–62. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11050
26. Zverkova, A. Yu. Otnoshenie studentov vuza k processam cifrovizacii professional`noj podgotovki / A. Yu. Zverkova, E. A. Omel`chenko // Koncept. — 2021. — № 7. — S. 45–62. — DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11050
27. 4. Иванова, М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Иванова Маргарита Александровна. — Санкт-Петербург, 2001. — 40 с.
28. Ivanova, M. I. Social`no-psixologicheskaya adaptaciya inostranny`x studentov k vy`sshej shkole Rossii : avtoref. dis. ... d-ra psixol. nauk : 19.00.05 / Ivanova Margarita Aleksandrovna. — Sankt-Peterburg, 2001. — 40 s.
29. 5. Кадеева, О. Е. Цифровизация современного образования / О. Е. Кадеева, А. А. Донцова // Вопросы педагогики. — 2022. — № 1. — С. 106–108.
30. Kadeeva, O. E. Cifrovizaciya sovremennogo obrazovaniya / O. E. Kadeeva, A. A. Donczova // Voprosy` pedagogiki. — 2022. — № 1. — S. 106–108.
31. 6. Касюк, Н. С. Национально-культурные особенности учебно-познавательной деятельности китайских студентов и их учет в обучении / Н. С. Касюк // Евразия: межкультурное взаимодействие в экономическом и образовательном пространстве : матер. междунар. науч.-п
32. Kasyuk, N. S. Nacional`no-kul`turny`e osobennosti uchebno-poznavatel`noj deyatel`nosti kitajskix studentov i ix uchet v obuchenii / N. S. Kasyuk // Evraziya: mezhkul`turnoe vzaimodejstvie v e`konomicheskom i obrazovatel`nom prostranstve : mater. mezhdunar
33. 7. Колыхматов, В. И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод. пособие / В. И. Колыхматов. — Санкт-Петербург : ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. — 135 с.
34. Koly`xmatov, V. I. Professional`noe razvitie pedagoga v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya : ucheb-metod. posobie / V. I. Koly`xmatov. — Sankt-Peterburg : GAOU DPO «LOIRO», 2020. — 135 s.
35. 8. Кошелева, Е. Ю. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов / Е. Ю. Кошелева, И. Я. Пак, Э. Чернобыльски // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — URL: <a href="http://science-education.ru/ru/article/" target="_blank">http://science-education.ru/ru/article/</a> view?id=8695 (да
36. Kosheleva, E. Yu. E`tnopsixologicheskie osobennosti modeli obucheniya kitajskix studentov / E. Yu. Kosheleva, I. Ya. Pak, E` . Chernoby`l`ski // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. — 2013. — № 2. — URL: <a href="http://science-education.ru/ru/article/view" target="_blank">http://science-education.ru/ru/article/view</a>
37. 9. Леньков, С. Л. Субъективное восприятие педагогами проблем цифровизации образования / С. Л. Леньков, Н. Е. Рубцова, Г. И. Ефремова // Ярославский педагогический вестник. — 2022. — № 2 (125). — С. 126–139. — <a href="http://dx.doi.org./10.20323/1813145X-2022-2-12" target="_blank">http://dx.doi.org./10.20323/1813145X-2022-2-12</a>
38. Len`kov, S. L. Sub``ektivnoe vospriyatie pedagogami problem cifrovizacii obrazovaniya / S. L. Len`kov, N. E. Rubczova, G. I. Efremova // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. — 2022. — № 2 (125). — S. 126–139. — <a href="http://dx.doi.org./10.20323/1813145X-2022-2" target="_blank">http://dx.doi.org./10.20323/1813145X-2022-2</a>

Остальные статьи