Методические и психологические особенности педагогического взаимодействия преподавателей российского вуза с аспирантами из Китайской Народной Республики
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме педагогического взаимодействия с обучающимися из КНР. Раскрываются характеристики внешних и внутренних условий, определяющих специфику адаптации аспирантов из КНР к обучению в российском вузе. Описываются методические и психологические особенности взаимодействия преподавателей и аспирантов на занятиях по педагогической психологии в условиях межкультурной коммуникации и использования смешанного обучения. Показана необходимость подготовки преподавателей к учету в период адаптации к образовательной деятельности личностных особенностей обучающихся из КНР.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 266-276 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_266 |
На оси исторического времени многие из социально-психологических явлений в развитии общества отражают специфику перехода человека к новому состоянию [11], для которого характерной чертой является необходимость принимать решения и действовать в ситуации высокой неопределенности.
Отсутствие четкого объективного образа будущего выявляется на разных уровнях современного общества многообразно и в целом предопределяет сложнейшую картину разнонаправленности действительных действий современников во всем изменяющемся пространстве экономических, политических, межкультурных и многих других принципиально важных для устойчивости в развитии общества к будущему отношений [5].
В создающейся ситуации перехода в общем строе ведущихся в последние десятилетия современниками преобразований (межгосударственных, межнациональных, межобщественных, других по масштабу и по значимости социальной направленности) особую роль приобретает целенаправленная работа по формированию человеческого потенциала перспективно направленного развития [13]. В решении этой фундаментальной задачи социально важным условием является поиск принципиально новых способов оптимизации деятельности сложившихся к настоящему времени систем современного образования.
В наши дни в Российской Федерации большое внимание уделяется научно обоснованному поиску подходов к решению новых, ставящихся в эпоху транзита [12] меняющимся обществом задач. Наряду с этим особое значение придается апробации новых технологий образовательной деятельности субъектами образования (школой, средним специальным учебным заведением, вузом, другими субъектами, в том числе решающими организационные управленческие задачи). Показательно, что на всем фронте изменений образования (системы и особой в своей социальной роли деятельности) и его эшелонированных уровней научный поиск и прошедшие апробацию действительные достижения развертываются с учетом усиливающих влияние на производство и воспроизводство человеческого потенциала компьютеризированной деятельности, информационных компьютерных технологий, создаваемого современниками цифрового пространства [9; 10; 14].
В наши дни понятия «цифровизация», «онлайн-обучение», «интернет-ресурсы», «образовательные ресурсы Интернета», «цифровые платформы», «онлайн-школа», «web-технологии» и многие другие прочно вошли в практику меняющегося образования [9]. Перечисленные понятия, бесспорно, заключают в своем содержании новый опыт и новые грани социальных взаимодействий педагогов и обучающихся в стихийно и в то же время в целенаправленно выстраиваемом усилиями профессионального сообщества цифровом пространстве [2]. При этом в динамичной системе процессов педагогического взаимодействия все отчетливее обозначается противоречивое взаимовлияние двух более общих сфер действительного действия, взаимодействия современников — партисипации (культуры соучастия, включенности людей в некоторый общий процесс) и отчуждения (культуры автономизации, приверженность к которой способна стать условием агрессии, пассивной или открытой, активной) [21].