Основные этапы становления иноязычного образования в университетах Египта
Аннотация
Целью статьи является выявление основных этапов развития иноязычного образования в университетах Египта. Автор представляет периодизацию истории становления обучения иностранным языкам в рассматриваемом арабском государстве. В основу разработанной периодизации положен принцип соотнесенности социокультурных условий с детерминантами развития иноязычного образования. Устанавливается, что интерес Египта к изучению гражданами страны определенных языков зачастую обусловливается социокультурными, экономическими, политическими факторами, оказывающими внешнее воздействие на стратегию развития иноязычного образования в высших образовательных организациях обозначенного государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 262-266 |
УДК | 37.013.74 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_262 |
Египет представляет собой страну, которая прошла многовековую историю становления и развития, в том числе и в сфере образования. Современное государство насчитывает немалое количество университетов, которые предлагают программы обучения, связанные с освоением иностранных языков.
Высшее иноязычное образование в Египте обнаруживает следующие основные этапы становления:
— начальный этап, связанный с периодом французского влияния (середина XIX в.) и британского владычества на территории Египта, когда впервые изучение французского и английского языков внедрилось в практику вузовского обучения; на этом этапе получили распространение нетеологические дисциплины, в частности, в Университете Аль-Азхар. В целом мощным толчком к развитию иноязычного образования в Египте стали реформы, касающиеся модернизации содержания обучения с учетом необходимости изучения студентами светских дисциплин;
— средний этап, наступивший после снятия арабским государством колониального статуса (с 1952 г.), что ознаменовало расширение международного сотрудничества. В практику университетского образования в данный период проникают русский, китайский языки, укрепляются позиции английского, французского и немецкого языков;
— современный этап, характеризующийся широкой практикой реализации международных образовательных проектов (в том числе и открытием филиалов различных европейских и азиатских университетов в Египте, созданием совместных программ обучения и т. д.), развитием системы экспорта иноязычного образования, созданием инновационных моделей преподавания иностранных языков, куда включаются одновременно арабские и зарубежные преподаватели, руководящие составы вузов.