Дата публикации: 30.06.2023

Основные этапы становления иноязычного образования в университетах Египта

Аннотация

Целью статьи является выявление основных этапов развития иноязычного образования в университетах Египта. Автор представляет периодизацию истории становления обучения иностранным языкам в рассматриваемом арабском государстве. В основу разработанной периодизации положен принцип соотнесенности социокультурных условий с детерминантами развития иноязычного образования. Устанавливается, что интерес Египта к изучению гражданами страны определенных языков зачастую обусловливается социокультурными, экономическими, политическими факторами, оказывающими внешнее воздействие на стратегию развития иноязычного образования в высших образовательных организациях обозначенного государства.




Египет представляет собой страну, которая прошла многовековую историю становления и развития, в том числе и в сфере образования. Современное государство насчитывает немалое количество университетов, которые предлагают программы обучения, связанные с освоением иностранных языков.

Высшее иноязычное образование в Египте обнаруживает следующие основные этапы становления:

— начальный этап, связанный с периодом французского влияния (середина XIX в.) и британского владычества на территории Египта, когда впервые изучение французского и английского языков внедрилось в практику вузовского обучения; на этом этапе получили распространение нетеологические дисциплины, в частности, в Университете Аль-Азхар. В целом мощным толчком к развитию иноязычного образования в Египте стали реформы, касающиеся модернизации содержания обучения с учетом необходимости изучения студентами светских дисциплин;

— средний этап, наступивший после снятия арабским государством колониального статуса (с 1952 г.), что ознаменовало расширение международного сотрудничества. В практику университетского образования в данный период проникают русский, китайский языки, укрепляются позиции английского, французского и немецкого языков;

— современный этап, характеризующийся широкой практикой реализации международных образовательных проектов (в том числе и открытием филиалов различных европейских и азиатских университетов в Египте, созданием совместных программ обучения и т. д.), развитием системы экспорта иноязычного образования, созданием инновационных моделей преподавания иностранных языков, куда включаются одновременно арабские и зарубежные преподаватели, руководящие составы вузов.

Список литературы

1. 1. Амирасланова, И. А. К вопросу истории обучения иностранным языкам : (аналитический обзор) / И. А. Амирасланова // Bakı Universitetinin Xəbərləri : Humanitar elmlər seriyası. — 2007. — № 1. — С. 182–187.
2. Amiraslanova, I. A. K voprosu istorii obucheniya inostranny`m yazy`kam : (analiticheskij obzor) / I. A. Amiraslanova // Bakı Universitetinin Xəbərləri : Humanitar elmlər seriyası. — 2007. — № 1. — S. 182–187.
3. 2. Боголюбская, В. С. Становление иноязычного образования как социальной ценности: историко-педагогический аспект / В. С. Боголюбская // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. — 2018. — № 5 (110). — С. 11–15.
4. Bogolyubskaya, V. S. Stanovlenie inoyazy`chnogo obrazovaniya kak social`noj cennosti: istoriko-pedagogicheskij aspekt / V. S. Bogolyubskaya // Izvestiya Gomel`skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny` . — 2018. — № 5 (110). — S. 11–15.
5. 3. Москалец, О. В. Основные этапы реформирования университета Ал-Азхар (ХIХ — нач. XX в.) / О. В. Москалец // Ислам в современном мире. — 2017. — № 13 (3). — С. 67–82. — DOI: 10.22311/2074-1529-2017-13-3-67-82
6. Moskalecz, O. V. Osnovny`e e`tapy` reformirovaniya universiteta Al-Azxar (XIX — nach. XX v.) / O. V. Moskalecz // Islam v sovremennom mire. — 2017. — № 13 (3). — S. 67–82. — DOI: 10.22311/2074-1529-2017-13-3-67-82
7. 4. Москалец, О. В. Образование как важный социокультурный фактор развития общества (на примере Египта) / О. В. Москалец // Историческая психология и социология истории. — 2021. — № 2. — С. 90–101. — DOI: 10.30884/ipsi/2021.02.07
8. Moskalecz, O. V. Obrazovanie kak vazhny`j sociokul`turny`j faktor razvitiya obshhestva (na primere Egipta) / O. V. Moskalecz // Istoricheskaya psixologiya i sociologiya istorii. — 2021. — № 2. — S. 90–101. — DOI: 10.30884/ipsi/2021.02.07
9. 5. Успенская, Н. А. Высшее образование в арабских странах: прошлое и настоящее / Н. А. Успенская // Вестник МГИМО-Университета. — 2014. — № 2 (35). — С. 307–312.
10. Uspenskaya, N. A. Vy`sshee obrazovanie v arabskix stranax: proshloe i nastoyashhee / N. A. Uspenskaya // Vestnik MGIMO-Universiteta. — 2014. — № 2 (35). — S. 307–312.
11. 6. Цыганкова, С. П. Образование и культура — главные ресурсы политики «мягкой силы» Китая / С. П. Цыганкова, В. Я. Нежданов // Уральское востоковедение : междунар. альманах. — Екатеринбург, 2013. — Вып. 5. — С. 56–90.
12. Cygankova, S. P. Obrazovanie i kul`tura — glavny`e resursy` politiki «myagkoj sily`» Kitaya / S. P. Cygankova, V. Ya. Nezhdanov // Ural`skoe vostokovedenie : mezhdunar. al`manax. — Ekaterinburg, 2013. — Vy`p. 5. — S. 56–90.
13. 7. Liu, J. Особенности преподавания китайской литературы и китайского языка для египетских студентов (анализ опроса преподавателей) / J. Liu, M. B. Elshennawi // Litera. — 2020. — № 1. — С. 9–19. — DOI: 10.25136/2409-8698.2020.1.31942
14. 8. Reem, B. Arabic Sociolinguistics / B. Reem. — Edinburg : Edinburgh University Press, 2009. — 311 p.

Остальные статьи