Дата публикации: 01.10.2022

Рефлексия вызова неопределенности как психологическая проблема и необходимость

Аннотация

В статье обсуждается необходимость рефлексии вызова неопределенности в контексте роли искусства в жизни человека. Рассматривается значение искусства для понимания и принятия человеком самого себя, а также судьбоносных этапов своей жизни. Проведен сравнительный анализ драматургии А. Чехова и Б. Брехта, который обнаруживает две противоположные позиции в оценке поворотных исторических событий (рефлексивного понимания и категорического осуждения) и акцентирует значимость рефлексивной оценки происходящего и ценностного определения себя в нем.




Время, в котором мы живем, провозглашает конец определенности и утверждение индетерминизма [14]. В этой ситуации, по мнению В. П. Зинченко, перед психологами возникает необходимость рефлексии судьбоносных событий с позиций культурной нормы бытия, поскольку именно в культуре «живое время» выступает в качестве действующего лица [7]. При этом, как подчеркивает автор, особенно велика нагрузка на рефлексивные процессы при нечетком жизненном замысле или его отсутствии. Жизнь человека часто предстает не как линия устойчивого развития, а как череда грозовых событий, взлетов, падений, новых рождений, требующих углубленного внутреннего анализа, благодаря которому человек, наделенный волей и ответственностью, посильно выстраивает будущее, с которым ему предстоит встретиться, тем самым преодолевая страх перед неопределенностью и принимая ее вызов. Человек творит свою жизнь, определяя свою судьбу, только тогда, когда он готов принять вызов неопределенности и измениться сам в соответствии со своим собственным жизненным замыслом. «Жизнь, как и творчество, — это всегда риск с постоянным колебанием на острие меча между успехом и поражением, мыслью и действием, сознанием и деятельностью, опытом и его использованием, аффектом и интеллектом» [7, с. 524].

В этой связи встает вопрос о роли искусства в понимании и принятии человеком самого себя, а также судьбоносных этапов своей жизни. По словам Ю. М. Лотмана, «создавая человеку возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя собственное Я, искусство помогает человеку решить одну из существеннейших психологических задач — определения собственной сущности» [12, с. 83]. Зрелое отношение личности к своим противоречиям предполагает наличие способности использовать последние как творческий ресурс жизни. Способность удерживать противоречия, или амбивалентность, выступает основой для толерантности к неопределенности, которую называют одним из важнейших качеств, способствующих эмоционально благополучной жизни человека в современном мире. Особая роль в утверждении себя как автора жизненных событий, приведших к противоречию, в формировании исповедальной установки личности по отношению к себе принадлежит встрече человека с произведениями искусства.

В искусстве, как подчас и в жизни, неопределенность презентируется в виде противоречия. Это противоречие человеку необходимо удержать, отрефлексировать, восполнить, «разрешить» при помощи собственного переживания. Особая миссия искусства состоит в доведении противоречия или двойственности до зрителя или читателя, до всех слоев его сознания (бытийного, рефлексивного, духовного). Неоднозначность произведения искусства, соответствующая противоречивости жизненной правды, воссоздается в чувствах зрителя (читателя/слушателя) и составляет то, что называется глубиной произведения. Таким образом, постоянное «заглядывание вглубь строки» и художественного образа развивает опыт рефлексии не только сложных жизненных противоречий, но и исторических переломов, а также собственной позиции по отношению к ним. По словам В. П. Зинченко, сложности внешнего мира должна противостоять не просто сложность, а сверхсложность внутреннего мира, которая обеспечивается чуткой рефлексией и постоянной готовностью к самодетерминации (последовательным самоизменениям) [7]. Таким образом, на вызов сложности человек отвечает собственным усложнением, которое только и способно обеспечить его развитие в зрелости [10; 11].

Рефлексия вызова неопределенности определяет «готовность к событию». «Быть готовым к событию — значит быть в таком состоянии духа, в котором порядок мира, господствующие силы не обладают абсолютным контролем над возможностями» [1, с. 20–21]. Это означает, что осознание неизбежности неопределенности и необходимости собственных изменений определяет жизнестойкость человека. В этом человеку помогает вхождение в пространство культуры и искусства, где ситуация неопределенности как тайна, побуждающая чувство сопричастности изображенному, порождает задачу на смысл. Толерантность к неопределенности создает для человека возможность смыслопорождения. Порождение смысла может быть метафорически представлено как движение человека по горизонтали (в плане расширения связей с миром), по вертикали (в системе вечных ценностей) и в глубину (в плане понимания себя и своего предназначения). Это особенно остро ощущается во времена великих исторических переломов, когда неготовность осмыслить и принять неизбежные перемены грозит человеку потерей себя.

Считается, что значимость пройденного человеком жизненного пути определяется тем, как он продолжается после его ухода, его личностными вкладами в других людей. Однако справедливо и то, что уникальность, гармоничность, насыщенность жизни обусловлена культурным вкладом прошедших поколений во внутренний мир человека, формирующим, в частности, многообразие и глубину его эстетического и экзистенциального опыта. Эти духовные вклады образуют неразрывное внутреннее единство.

Список литературы

1. Бадью А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в философию Алена Бадью / А. Бадью, Ф. Тарби. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2013. — 192 с. Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х гг. / М. М. Бах
2. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Т. 5/1 / Б. Брехт. — М. : Искусство, 1965. — 527 с.
3. Васильев Е. М. Театральный диалог Бертольда Брехта и Юрия Любимова / Е. М. Васильев // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. — 2012. — Т. 71, № 5. — С. 57–65.
4. Дмитриева Н. А. Послание Чехова / Н. А. Дмитриева. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 368 с.
5. Зинченко В. П. Живое знание — путь к смыслу и разуму / В. П. Зинченко. Психология образования. — М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2018. — С. 159–165.
6. Zinchenko V. P. Tolerantnost’ k neopredelennosti: novost’ ili psikhologicheskaya traditsiya? / V. P. Zinchenko // Psikhologicheskoe nasledie. — Moskva ; Sankt-Peterburg : Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2019. — S. 511–535.
7. Картавцева И. В. Эффект отчуждения как центральный элемент языка театра в метапоэтике Б. Брехта / И. В. Картавцева // Альманах современной науки и образования. — 2013. — № 7 (74). — С. 73–77.
8. Картавцева И. В. Авторские словари как путь постижения языка (на материале метапоэтики Бертольта Брехта) / И. В. Картавцева // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2016. — № 1. — С. 221–226.
9. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. — 2013 — № 3. — С. 67–80.
10. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как условие человеческого существования / Д. А. Леонтьев // Психология выбора. — М. : Смысл, 2015. — С. 159–174.
11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М. : Искусство, 1970. — 384 с.
12. Потебня А. А. Слово и миф / А. А. Потебня. — М. : Правда, 1989. — 624 с. 14. Пригожин И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы / И. Р. Пригожин. — Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 208 с.
13. Роке К. А. Брейгель, или Мастерская сновидений / К. А. Роке. — М. : Молодая гвардия, 2018. — 301 с.

Остальные статьи