Дата публикации: 30.06.2023

Рефлексивные технологии в процессе формирования межкультурной компетенции у студентов педагогических программ обучения

Аннотация

В публикации рассматриваются возможности использования рефлексивных технологий, предназначенных для процесса формирования межкультурной компетенции у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям высшего образования. Анализируя логику, структуру и алгоритм реализации межкультурной компетенции в учебном процессе, авторы опираются на исторически сформировавшийся и собственный опыт разработки дидактических инструментов обеспечения последовательного применения технологий «погружения», информационно-компьютерного обучения, адаптации и творчески-проектной деятельности в практике преобразования личностных результатов студентов в процессе развития рефлексивного мышления.




Анализируя актуальные исследования в области педагогической психологии, можно наблюдать усиление внимания к применению рефлексивных технологий в процессе формирования компетенций, необходимых будущим педагогам в их профессиональной деятельности. Это очевидно на фоне развития интереса к изучению проблем рефлексии, определяемых особенностями мышления, способностью к коммуникации и саморазвитию личности, поскольку рефлексивные процессы описываются на основании метакогнитивных умений, возникающих в ходе сопоставительного анализа самонаправленного мыслительного опыта обучающегося и осознания результатов мышления других.

Ощутимо двойственный характер рефлексии предполагает, что человек желает быть понятым и принятым собственным окружением, равно как и стремится к пониманию действий тех, кто это окружение составляет. Следовательно, допуская, что интуитивно определяемый рефлексивный процесс коммуникации, само- и вовне направленной, обеспечивает возможность познания окружающего мира и принятия его ценностей наравне с индивидуальными, можно установить ряд технологий, использующих данную особенность мышления для выбора способов анализа и последующего моделирования решений в области саморегуляции, самообразования и саморазвития будущих педагогов в процессе учебной деятельности.

Учитывая, что формирование у будущих педагогов межкультурной компетенции, необходимой для полноценной жизни в условиях поликультурного Дальнего Востока России, обеспечивает квалификационно требуемые результаты получения высшего образования, авторы публикации предлагают рассматривать рефлексивные технологии обучения для развития межкультурной компетенции как концептуально обоснованные и полагают результативным для этого процесса последовательное использование интерактивных дидактических инструментов сетевого и традиционного характера.

В ранних публикациях, свидетельствующих об успешной апробации интерактивных дидактических инструментов, представленных для развития культурного интеллекта и межкультурной коммуникации с помощью интернет-технологий проекта «Интеграция» [5], авторы предлагали рассматривать рефлексивный анализ как инструмент развития способности студентов к саморегуляции и самомотивации к учебной деятельности в рамках управления проектами. Уточняя результаты исследования концептуальных оснований процесса формирования межкультурной коммуникации, авторы предложили и апробировали учебное пособие, созданное в жанре рабочей тетради. Результаты ее применения в учебном процессе позволили подтвердить формирование у студентов рефлексивной культуры мышления с помощью инструментов развития межкультурной коммуникации, что полагает тему данной публикации актуальной.

Степень изученности материалов, составивших основание данного исследования, достаточна, но требует уточнения, поскольку как сам процесс формирования межкультурной компетенции обновляется в силу изменений ситуации в поликультурной среде региона, так и анализ результатов используемых в учебном процессе технологий обеспечивает преобразование ранее полученных выводов.

Список литературы

1. 8. Солдатова, Г. У. Концепция культурного интеллекта и основные направления ее исследования / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова // От истоков к современности : 130 лет организации психологического общества при Московском университете : сб. матер. юбил. ко
2. 16. Van Dyne, L. Cultural Intelligence / L. Van Dyne, S. Ang, M. L. Tan. — Oxford, UK : Oxford University Press, 2017. — 23 p.
3. 15. Kelley, C. Cross-cultural adaptability inventory manual / C. Kelley, J. Meyers. — Arlington, VA : Vangent, 1995. — 81 p.
4. 14. Development and validation of a measure of intercultural adjustment potential in Japanese sojourners : The Intercultural Adjustment Potential Scale / D. Matsumoto, J. A. LeRoux, H. Tatani [et al.] // International Journal of Intercultural Relations. —
5. 13. Bennett, M. J. Basic concepts of intercultural communication : Selected readings / M. J. Bennett. — Maine : Intercultural Press, 1998. — 288 p.
6. 12. Щедровицкий, Г. П. Мышление — Понимание — Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — Москва : Наследие ММК, 2005. — 800 с.
7. 11. Чигарькова, С. В. Культурный интеллект как социально-психологический феномен : обзор концепции / С. В. Чигарькова, Г. У. Солдатова // Национальный психологический журнал. — 2018. — Т. 32, № 4. — С. 27–38.
8. 10. Чигарькова, С. В. Личностные черты как психологические предикторы успешности социального взаимодействия в мультикультурном обществе / С. В. Чигарькова // Социальная психология личности и акмеология : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. [19–20 окт.
9. 9. Солдатова, Г. У. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова // Психологические исследования. — 2015. — Т. 8, № 40. — URL: <a href="http://psystudy.ru" target="_blank">http://psystudy.ru</a> (дата обращения: 10.08.2023).
10. 1. Афанасьева, О. Ю. Рефлексия в обучении будущих учителей иностранного языка межкультурной коммуникации / О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, Ю. Г. Радюк // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2021. — № 6 (1
11. 7. Солдатова, Г. У. Тренинг повышения межкультурной компетентности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, А. В. Макарчук. — Москва : МГУ им М. В. Ломоносова, 2005. — 156 с.
12. 6. Семенов, И. Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики / И. Н. Семенов // Психология : журнал Высшей школы экономики. — 2007. — № 3. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/razvitieproblematiki-ref" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/razvitieproblematiki-ref</a>
13. Regional`ny`j setevoj centr «Integraciya». — URL: <a href="http://resource-center.tilda.ws/" target="_blank">http://resource-center.tilda.ws/</a> integration-list (data obrashheniya: 10.08.2023).
14. 5. Региональный сетевой центр «Интеграция». — URL: <a href="http://resource-center." target="_blank">http://resource-center.</a> tilda.ws/integration-list (дата обращения: 10.08.2023).
15. <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnoe-obuchenie-v-prepodavanii-psihologopedagogicheskih-distsiplin" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnoe-obuchenie-v-prepodavanii-psihologopedagogicheskih-distsiplin</a> (дата обращения: 12.08.2023).
16. 4. Кунаковская, Л. А. Рефлексивное обучение и преподавание психолого-педагогических дисциплин / Л. А. Кунаковская, Е. В. Кривотулова, М. Р. Арпентьева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2022. — № 3 (47). — URL:
17. 3. Кулеш, Е. В. Дидактические инструменты кластерного подхода к проектированию межкультурной компетентности обучающихся в цифровой образовательной среде / Е. В. Кулеш, Л. Г. Дьячкова // Проблемы современного педагогического образования : сб. науч. тр. — Я
18. 2. Кулеш, Е. В. Дидактический потенциал проектирования учебного сетевого контента в процессе обучения будущих педагогов (на примере реализации проекта «Русская культура в объективе гражданского мира многонациональной молодежи Хабаровского края») / Е. В. К

Остальные статьи