Рефлексивные технологии в процессе формирования межкультурной компетенции у студентов педагогических программ обучения
Аннотация
В публикации рассматриваются возможности использования рефлексивных технологий, предназначенных для процесса формирования межкультурной компетенции у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям высшего образования. Анализируя логику, структуру и алгоритм реализации межкультурной компетенции в учебном процессе, авторы опираются на исторически сформировавшийся и собственный опыт разработки дидактических инструментов обеспечения последовательного применения технологий «погружения», информационно-компьютерного обучения, адаптации и творчески-проектной деятельности в практике преобразования личностных результатов студентов в процессе развития рефлексивного мышления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 246-255 |
УДК | 378+372.881.1 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_246 |
Анализируя актуальные исследования в области педагогической психологии, можно наблюдать усиление внимания к применению рефлексивных технологий в процессе формирования компетенций, необходимых будущим педагогам в их профессиональной деятельности. Это очевидно на фоне развития интереса к изучению проблем рефлексии, определяемых особенностями мышления, способностью к коммуникации и саморазвитию личности, поскольку рефлексивные процессы описываются на основании метакогнитивных умений, возникающих в ходе сопоставительного анализа самонаправленного мыслительного опыта обучающегося и осознания результатов мышления других.
Ощутимо двойственный характер рефлексии предполагает, что человек желает быть понятым и принятым собственным окружением, равно как и стремится к пониманию действий тех, кто это окружение составляет. Следовательно, допуская, что интуитивно определяемый рефлексивный процесс коммуникации, само- и вовне направленной, обеспечивает возможность познания окружающего мира и принятия его ценностей наравне с индивидуальными, можно установить ряд технологий, использующих данную особенность мышления для выбора способов анализа и последующего моделирования решений в области саморегуляции, самообразования и саморазвития будущих педагогов в процессе учебной деятельности.
Учитывая, что формирование у будущих педагогов межкультурной компетенции, необходимой для полноценной жизни в условиях поликультурного Дальнего Востока России, обеспечивает квалификационно требуемые результаты получения высшего образования, авторы публикации предлагают рассматривать рефлексивные технологии обучения для развития межкультурной компетенции как концептуально обоснованные и полагают результативным для этого процесса последовательное использование интерактивных дидактических инструментов сетевого и традиционного характера.
В ранних публикациях, свидетельствующих об успешной апробации интерактивных дидактических инструментов, представленных для развития культурного интеллекта и межкультурной коммуникации с помощью интернет-технологий проекта «Интеграция» [5], авторы предлагали рассматривать рефлексивный анализ как инструмент развития способности студентов к саморегуляции и самомотивации к учебной деятельности в рамках управления проектами. Уточняя результаты исследования концептуальных оснований процесса формирования межкультурной коммуникации, авторы предложили и апробировали учебное пособие, созданное в жанре рабочей тетради. Результаты ее применения в учебном процессе позволили подтвердить формирование у студентов рефлексивной культуры мышления с помощью инструментов развития межкультурной коммуникации, что полагает тему данной публикации актуальной.
Степень изученности материалов, составивших основание данного исследования, достаточна, но требует уточнения, поскольку как сам процесс формирования межкультурной компетенции обновляется в силу изменений ситуации в поликультурной среде региона, так и анализ результатов используемых в учебном процессе технологий обеспечивает преобразование ранее полученных выводов.