Дата публикации: 30.06.2023

У истоков отечественной педагогической традиции (часть 1)

Аннотация

В первой части статьи рассматривается становление педагогической деятельности у предков восточных славян в доклассовом обществе, характеризуются воспитание и обучение у славянских племен накануне возникновения Древнерусского государства, реконструируется народная педагогика Древней Руси на основе фольклорных источников.




Воспитание и обучение у восточных славян в VI–IX вв.

Становление отечественной педагогической традиции уходит своими корнями в глубь веков. Практика воспитания, типичная для феодального общества, начала складываться у восточных славян в VI–IX вв. В это время в Среднем Поднепровье возник союз племен, на базе которого в IX в. сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве (см.: [31, с. 235–256]). Благодаря археологическим открытиям, работам историков, этнографов, фольклористов и лингвистов за последние полвека стало возможно значительно полнее, чем ранее, реконструировать различные стороны жизни восточных славян в VI–IX вв., в том числе основные черты и особенности воспитания и обучения детей и подростков. В эту эпоху существенное влияние на характер педагогической практики восточных славян оказывала древняя традиция, уходящая своими корнями в недра первобытно-общинного строя.

В первобытном обществе воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности [10; 11; 12]. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы педагогической деятельности — специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян (см.: [25, с. 52–166; 35, с. 12]). В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась довольно длительным обрядом инициации, в ходе которого подростки должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых в общине.

В первобытных родовых общинах воспитание и обучение имели общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель и учитель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением, контролировать и корректировать его. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.

Список литературы

1. Sedov, V. V. Vostochny`e slavyane v VI–XIII vv. / V. V. Sedov. — Moskva : Nauka, 1982. — 327 s.
2. 32. Седов, В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В. В. Седов. — Москва : Наука, 1982. — 327 с.
3. Ry`bakov, B. A. Kievskaya Rus` i russkie knyazhestva XII–XIII vv. / B. A. Ry`bakov. — Moskva : Nauka, 1982. — 590 s.
4. 31. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б. А. Рыбаков. — Москва : Наука, 1982. — 590 с.
5. Ry`bakov, B. A. Novaya koncepciya predy`storii Kievskoj Rusi : tezisy` / B. A. Ry`bakov // Istoriya SSSR. — 1981. — № 1. — S. 55–75.
6. 30. Рыбаков, Б. А. Новая концепция предыстории Киевской Руси : тезисы / Б. А. Рыбаков // История СССР. — 1981. — № 1. — С. 55–75.
7. Russkoe narodnoe poe`ticheskoe tvorchestvo : xrestomatiya. — Moskva : Vy`sshaya shkola, 1987. — 512 s.
8. 29. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия. — Москва : Высшая школа, 1987. — 512 с.
9. Rebane, Ya. S. Informaciya i social`naya pamyat`: k probleme social`noj determinacii poznaniya / Ya. S. Rebane // Voprosy` filosofii. — 1982. — № 8. — S. 44–55.
10. 28.Ребане, Я. С. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания / Я. С. Ребане // Вопросы философии. — 1982. — № 8. — С. 44–55.
11. Pushkarev, L. N. Trud kak osnova social`ny`x idealov v tradicionnoj volshebnoj skazke / L. N. Pushkarev // Russkoe narodno-poe`ticheskoe tvorchestvo : Materialy` dlya izucheniya obshhestv.-polit. vozzrenij naroda. — Moskva, 1953. — S. 127–150. — (Trudy` I
12. 27. Пушкарев, Л. Н. Труд как основа социальных идеалов в традиционной волшебной сказке / Л. Н. Пушкарев // Русское народно-поэтическое творчество : Материалы для изучения обществ.-полит. воззрений народа. — Москва, 1953. — С. 127–150. — (Труды Института э
13. Putilov, B. N. Ob istoricheskom izuchenii russkogo fol`klora / B. N. Putilov // Russkij fol`klor : materialy` i issledovaniya. — Moskva ; Leningrad, 1960. — Vy`p. V. — S. 56–80.
14. 26. Путилов, Б. Н. Об историческом изучении русского фольклора / Б. Н. Путилов // Русский фольклор : материалы и исследования. — Москва ; Ленинград, 1960. — Вып. V. — С. 56–80.
15. Propp, V. Ya. Istoricheskie korni volshebnoj skazki / V. Ya. Propp. — Leningrad : Izd-vo LGU, 1986. — 364 s.
16. 25. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
17. Poslovicy russkogo naroda : sb. V. Dalya. — Moskva : Goslitizdat, 1957. — 991 s.
18. 24. Пословицы русского народа : сб. В. Даля. — Москва : Гослитиздат, 1957. — 991 с.
19. Pershicz, A. I. Vospitatel`stvo / A. I. Pershicz, B. Trajde // Social`no-e`konomicheskie otnosheniya i socionormativnaya kul`tura. — Moskva, 1986.
20. 23. Першиц, А. И. Воспитательство / А. И. Першиц, Б. Трайде // Социально-экономические отношения и соционормативная культура. — Москва, 1986.
21. Ocherki istorii SSSR (III–IX vv.). — Moskva : Akademiya nauk SSSR, 1958. — 948 s.
22. 22.Очерки истории СССР (III–IX вв.). — Москва : Академия наук СССР, 1958. — 948 с.
23. Metkoe slovo : Pesni. Skazki. Dorevolyucionny`j fol`klor Prikam`ya / sobral V. N. Serebrennikov. — [Perm`]: [Kn. izd-vo], [1964]. — 360 s.
24. 21. Меткое слово : Песни. Сказки. Дореволюционный фольклор Прикамья / собрал В. Н. Серебренников. — [Пермь] : [Кн. изд-во], [1964]. — 360 с.
25. 41. Шушкова, А. П. О мировоззренческом содержании фольклора и некоторых особенностях его выражения / А. П. Шушкова // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. — 1969. — № 5. — С. 50–57.
26. Shushkova, A. P. O mirovozzrencheskom soderzhanii fol`klora i nekotory`x osobennostyax ego vy`razheniya / A. P. Shushkova // Vestnik MGU. Seriya VII. Filosofiya. — 1969. — № 5. — S. 50–57.
27. Chistov, K. V. Narodny`e tradicii i fol`klor / K. V. Chistov. — Leningrad : Nauka, Leningradskoe otd-nie, 1986. — 303 s.
28. 40. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. — Ленинград : Наука, Ленинградское отд-ние, 1986. — 303 с.
29. Chistov, K. V. Specifika fol`klora v svete teorii informacii / K. V. Chistov // Tipologicheskie issledovaniya po fol`kloru. — Moskva, 1975. — S. 26–43.
30. 39. Чистов, К. В. Специфика фольклора в свете теории информации / К. В. Чистов // Типологические исследования по фольклору. — Москва, 1975. — С. 26–43.
31. Xristova, E. Ponyatie «narodnaya pedagogika» v sovetskoj istoriko-pedagogicheskoj nauke / E. Xristova // Aktual`ny`e voprosy` istoriografii i istochnikovedeniya istorii shkoly` i pedagogiki. — Moskva, 1986. — S. 160–176.
32. 38. Христова, Е. Понятие «народная педагогика» в советской историко-педагогической науке / Е. Христова // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. — Москва, 1986. — С. 160–176.
33. Filin, F. P. Obrazovanie yazy`ka vostochny`x slavyan / F. P. Filin. — Moskva ; Leningrad : Izdanie Akademii nauk SSSR, 1962. — 296 s.
34. 37. Филин, Ф. П. Образование языка восточных славян / Ф. П. Филин. — Москва ; Ленинград : Издание Академии наук СССР, 1962. — 296 с.
35. Trubachev, O. V. Istoriya slavyanskix terminov rodstva i nekotory`x drevnejshix terminov obshhestvennogo stroya / O. V. Trubachev. — Moskva : Izdatel`stvo AN SSSR, 1959. — 213 s.
36. 36. Трубачев, О. В. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / О. В. Трубачев. — Москва : Издательство АН СССР, 1959. — 213 с.
37. Sokolova, V. K. Fol`klor kak istoriko-e`tnograficheskij istochnik / V. K. Sokolova // Sovetskaya e`tnografiya. — 1960. — № 4. — S. 11–16.
38. 35. Соколова, В. К. Фольклор как историко-этнографический источник / В. К. Соколова // Советская этнография. — 1960. — № 4. — С. 11–16.
39. Smilenko, A. G. Voennaya druzhina v Srednem Podneprov`e v VII v. n. e` . / A. G. Smilenko // Vozniknovenie ranneklassovogo obshhestva. — Moskva, 1973.
40. 34. Смиленко, А. Г. Военная дружина в Среднем Поднепровье в VII в. н. э. / А. Г. Смиленко // Возникновение раннеклассового общества. — Москва, 1973.
41. Senigov, I. Narodny`e vozzreniya na uchenie i vospitanie / I. Senigov. — SanktPeterburg : Tip. A. L. Trunova, 1896.
42. 33. Сенигов, И. Народные воззрения на учение и воспитание / И. Сенигов. — Санкт-Петербург : Тип. А. Л. Трунова, 1896.
43. Kornetov, G. B. Ot pervoby`tnogo vospitaniya k gumanisticheskomu obrazovaniyu / G. B. Kornetov. — Moskva : ASOU, 2010. — 220 s.
44. 11. Корнетов, Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию / Г. Б. Корнетов. — Москва : АСОУ, 2010. — 220 с.
45. Kornetov, G. B. Vospitanie u vostochny`x slavyan v VI–IX vv. / G. B. Kornetov // Ocherki istorii shkoly` i pedagogicheskoj my`sli narodov SSSR s drevnejshix vremen do koncza XVII v. / otv. red. E` . D. Dneprov. — Moskva, 1989. — S. 23–27.
46. 10. Корнетов, Г. Б. Воспитание у восточных славян в VI–IX вв. / Г. Б. Корнетов // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. — Москва, 1989. — С. 23–27.
47. Kolevatov, V. A. Social`naya pamyat` i poznanie / V. A. Kolevatov. — Moskva : My`sl`, 1984. — 190 s.
48. 9. Колеватов, В. А. Социальная память и познание / В. А. Колеватов. — Москва : Мысль, 1984. — 190 с.
49. Kapicza, O. I. Detskij fol`klor : pesni, poteshki, draznilki, skazki, igry` / O.I.Kapicza.— Leningrad : Priboj, 1928. — 222 s.
50. 8. Капица, О. И. Детский фольклор : песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. — Ленинград : Прибой, 1928. — 222 с.
51. Gorelov, A. A. Princip istorizma i nekotory`e problemy` izucheniya russkogo fol`klora / A. A. Gorelov // Russkij fol`klor. — Leningrad, 1976. — Vy`p. XVI. — S. 250–262.
52. 7. Горелов, А. А. Принцип историзма и некоторые проблемы изучения русского фольклора / А. А. Горелов // Русский фольклор. — Ленинград, 1976. — Вып. XVI. — С. 250–262.
53. Gardanov, V. K. Ataly`chestvo / V. K. Gardanov. — Moskva : Nauka, 1973. — 21 s.
54. 6. Гарданов, В. К. Аталычество / В. К. Гарданов. — Москва : Наука, 1973. — 21 с.
55. Gardanov, V. K. Kormil`stvo v Drevnej Rusi : K voprosu o perezhitkax rodovogo stroya v feodal`noj Rusi IX–XIII vv. / V. K. Gardanov // Sovetskaya e`tnografiya. — 1959. — № 6. — S. 43–44.
56. 5. Гарданов, В. К. Кормильство в Древней Руси : К вопросу о пережитках родового строя в феодальной Руси IX–XIII вв. / В. К. Гарданов // Советская этнография. — 1959. — № 6. — С. 43–44.
57. Gavlova, E. Slavyanskie terminy` «vozrast» i «vek» na fone semanticheskogo razvitiya e`tix nazvanij v indoevropejskix yazy`kax / E. Gavlova // E`timologiya 1967. — Moskva, 1969. — S. 36–39.
58. 4. Гавлова, Е. Славянские термины «возраст» и «век» на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках / Е. Гавлова // Этимология 1967. — Москва, 1969. — С. 36–39.
59. Volkov, G. N. Ideya sovershennogo cheloveka v narodnom vospitanii / G. N. Volkov // Sovetskaya pedagogika. — 1971. — № 10. — S. 107–113.
60. 3 Волков, Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспитании / Г. Н. Волков // Советская педагогика. — 1971. — № 10. — С. 107–113.
61. Bueva, L. P. Sociokul`turny`j opy`t i mexanizmy` ego usvoeniya / L. P. Bueva // Obshhestvenny`e nauki. — 1985. — № 3. — S. 84–98.
62. 2. Буева, Л. П. Социокультурный опыт и механизмы его усвоения / Л. П. Буева // Общественные науки. — 1985. — № 3. — С. 84–98.
63. Antologiya pedagogicheskoj my`sli Drevnej Rusi i Russkogo gosudarstva XIV–XVII vv. — Moskva : Pedagogika, 1985. — 367 s.
64. 1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. — Москва : Педагогика, 1985. — 367 с.
65. Mel`nikov, M. N. Russkij detskij fol`klor Sibiri / M. N. Mel`nikov. — Novosibirsk : Zapadno-Sibirskoe knizhnoe izd-vo, 1970. — 218 s.
66. 20. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор Сибири / М. Н. Мельников. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное изд-во, 1970. — 218 с.
67. Masson, V. M. Remeslennoe proizvodstvo v e`poxu pervoby`tnogo stroya / V. M. Masson // Voprosy` istorii. — 1972. — № 3. — S. 107–117.
68. 19. Массон, В. М. Ремесленное производство в эпоху первобытного строя / В. М. Массон // Вопросы истории. — 1972. — № 3. — С. 107–117.
69. Marty`nova, A. N. Variativnost` koly`bel`ny`x pesen / A. N. Marty`nova // Tradicii russkogo fol`klora. — Moskva, 1987.
70. 18. Мартынова, А. Н. Вариативность колыбельных песен / А. Н. Мартынова // Традиции русского фольклора. — Москва, 1987.
71. Lixachev, D. S. Kul`tura Rusi vremeni Andreya Rubleva i Epifaniya Premudrogo (konecz XIV — nachalo XV v.). — Moskva ; Leningrad : Izd-vo Akademii nauk SSSR. [Leningr. otd-nie], 1962. — 172 s.
72. 17. Лихачев, Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). — Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1962. — 172 с.
73. Litvin, E` . S. Pesenny`e zhanry` russkogo detskogo fol`klora / E` . S. Litvin // Sovetskaya e`tnografiya. — 1972. — № 1. — S. 58–67.
74. 16. Литвин, Э. С. Песенные жанры русского детского фольклора / Э. С. Литвин // Советская этнография. — 1972. — № 1. — С. 58–67.
75. Litvin, E` . S. K voprosu o detskom fol`klore / E` . S. Litvin // Russkij fol`klor : materialy` i issledovaniya. — Moskva ; Leningrad, 1958. — Vy`p. 3. — S. 92–102.
76. 15. Литвин, Э. С. К вопросу о детском фольклоре / Э. С. Литвин // Русский фольклор : материалы и исследования. — Москва ; Ленинград, 1958. — Вып. 3. — С. 92–102.
77. Laptev, V. V. Proisxozhdenie i drevnyaya istoriya vostochny`x slavyan / V. V. Laptev. — Leningrad, 1970. — 58 s.
78. 14. Лаптев, В. В. Происхождение и древняя история восточных славян / В. В. Лаптев. — Ленинград, 1970. — 58 с.
79. Kuzneczov, Ya. Roditeli i deti po narodny`m posloviczam i pogovorkam / Ya. Kuzneczov. — Vladimir : Tip. Gub. pravl., 1911. — 37 s.
80. 13. Кузнецов, Я. Родители и дети по народным пословицам и поговоркам / Я. Кузнецов. — Владимир : Тип. Губ. правл., 1911. — 37 с.
81. Kornetov, G. B. Proisxozhdenie vospitaniya kak obshhestvennogo yavleniya / G. B. Kornetov // Izvestiya ASOU. — 2015. — № 3/1. — S. 142–155.
82. 12. Корнетов, Г. Б. Происхождение воспитания как общественного явления / Г. Б. Корнетов // Известия АСОУ. — 2015. — № 3/1. — С. 142–155.

Остальные статьи