Дата публикации: 30.06.2023

У истоков отечественной педагогической традиции (часть 1)

Аннотация

В первой части статьи рассматривается становление педагогической деятельности у предков восточных славян в доклассовом обществе, характеризуются воспитание и обучение у славянских племен накануне возникновения Древнерусского государства, реконструируется народная педагогика Древней Руси на основе фольклорных источников.




Воспитание и обучение у восточных славян в VI–IX вв.

Становление отечественной педагогической традиции уходит своими корнями в глубь веков. Практика воспитания, типичная для феодального общества, начала складываться у восточных славян в VI–IX вв. В это время в Среднем Поднепровье возник союз племен, на базе которого в IX в. сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве (см.: [31, с. 235–256]). Благодаря археологическим открытиям, работам историков, этнографов, фольклористов и лингвистов за последние полвека стало возможно значительно полнее, чем ранее, реконструировать различные стороны жизни восточных славян в VI–IX вв., в том числе основные черты и особенности воспитания и обучения детей и подростков. В эту эпоху существенное влияние на характер педагогической практики восточных славян оказывала древняя традиция, уходящая своими корнями в недра первобытно-общинного строя.

В первобытном обществе воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности [10; 11; 12]. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы педагогической деятельности — специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян (см.: [25, с. 52–166; 35, с. 12]). В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась довольно длительным обрядом инициации, в ходе которого подростки должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых в общине.

В первобытных родовых общинах воспитание и обучение имели общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель и учитель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением, контролировать и корректировать его. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.

Список литературы

1. 32. Седов, В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. / В. В. Седов. — Москва : Наука, 1982. — 327 с.
2. 22.Очерки истории СССР (III–IX вв.). — Москва : Академия наук СССР, 1958. — 948 с.
3. 23. Першиц, А. И. Воспитательство / А. И. Першиц, Б. Трайде // Социально-экономические отношения и соционормативная культура. — Москва, 1986.
4. 24. Пословицы русского народа : сб. В. Даля. — Москва : Гослитиздат, 1957. — 991 с.
5. 25. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
6. 26. Путилов, Б. Н. Об историческом изучении русского фольклора / Б. Н. Путилов // Русский фольклор : материалы и исследования. — Москва ; Ленинград, 1960. — Вып. V. — С. 56–80.
7. 27. Пушкарев, Л. Н. Труд как основа социальных идеалов в традиционной волшебной сказке / Л. Н. Пушкарев // Русское народно-поэтическое творчество : Материалы для изучения обществ.-полит. воззрений народа. — Москва, 1953. — С. 127–150. — (Труды Института э
8. 28.Ребане, Я. С. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания / Я. С. Ребане // Вопросы философии. — 1982. — № 8. — С. 44–55.
9. 29. Русское народное поэтическое творчество : хрестоматия. — Москва : Высшая школа, 1987. — 512 с.
10. 30. Рыбаков, Б. А. Новая концепция предыстории Киевской Руси : тезисы / Б. А. Рыбаков // История СССР. — 1981. — № 1. — С. 55–75.
11. 31. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б. А. Рыбаков. — Москва : Наука, 1982. — 590 с.
12. 21. Меткое слово : Песни. Сказки. Дореволюционный фольклор Прикамья / собрал В. Н. Серебренников. — [Пермь] : [Кн. изд-во], [1964]. — 360 с.
13. 33. Сенигов, И. Народные воззрения на учение и воспитание / И. Сенигов. — Санкт-Петербург : Тип. А. Л. Трунова, 1896.
14. 34. Смиленко, А. Г. Военная дружина в Среднем Поднепровье в VII в. н. э. / А. Г. Смиленко // Возникновение раннеклассового общества. — Москва, 1973.
15. 35. Соколова, В. К. Фольклор как историко-этнографический источник / В. К. Соколова // Советская этнография. — 1960. — № 4. — С. 11–16.
16. 36. Трубачев, О. В. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / О. В. Трубачев. — Москва : Издательство АН СССР, 1959. — 213 с.
17. 37. Филин, Ф. П. Образование языка восточных славян / Ф. П. Филин. — Москва ; Ленинград : Издание Академии наук СССР, 1962. — 296 с.
18. 38. Христова, Е. Понятие «народная педагогика» в советской историко-педагогической науке / Е. Христова // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. — Москва, 1986. — С. 160–176.
19. 39. Чистов, К. В. Специфика фольклора в свете теории информации / К. В. Чистов // Типологические исследования по фольклору. — Москва, 1975. — С. 26–43.
20. 40. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. — Ленинград : Наука, Ленинградское отд-ние, 1986. — 303 с.
21. 41. Шушкова, А. П. О мировоззренческом содержании фольклора и некоторых особенностях его выражения / А. П. Шушкова // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. — 1969. — № 5. — С. 50–57.
22. 11. Корнетов, Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию / Г. Б. Корнетов. — Москва : АСОУ, 2010. — 220 с.
23. 2. Буева, Л. П. Социокультурный опыт и механизмы его усвоения / Л. П. Буева // Общественные науки. — 1985. — № 3. — С. 84–98.
24. 3 Волков, Г. Н. Идея совершенного человека в народном воспитании / Г. Н. Волков // Советская педагогика. — 1971. — № 10. — С. 107–113.
25. 4. Гавлова, Е. Славянские термины «возраст» и «век» на фоне семантического развития этих названий в индоевропейских языках / Е. Гавлова // Этимология 1967. — Москва, 1969. — С. 36–39.
26. 5. Гарданов, В. К. Кормильство в Древней Руси : К вопросу о пережитках родового строя в феодальной Руси IX–XIII вв. / В. К. Гарданов // Советская этнография. — 1959. — № 6. — С. 43–44.
27. 6. Гарданов, В. К. Аталычество / В. К. Гарданов. — Москва : Наука, 1973. — 21 с.
28. 7. Горелов, А. А. Принцип историзма и некоторые проблемы изучения русского фольклора / А. А. Горелов // Русский фольклор. — Ленинград, 1976. — Вып. XVI. — С. 250–262.
29. 8. Капица, О. И. Детский фольклор : песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О. И. Капица. — Ленинград : Прибой, 1928. — 222 с.
30. 9. Колеватов, В. А. Социальная память и познание / В. А. Колеватов. — Москва : Мысль, 1984. — 190 с.
31. 10. Корнетов, Г. Б. Воспитание у восточных славян в VI–IX вв. / Г. Б. Корнетов // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. — Москва, 1989. — С. 23–27.
32. 1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. — Москва : Педагогика, 1985. — 367 с.
33. 12. Корнетов, Г. Б. Происхождение воспитания как общественного явления / Г. Б. Корнетов // Известия АСОУ. — 2015. — № 3/1. — С. 142–155.
34. 13. Кузнецов, Я. Родители и дети по народным пословицам и поговоркам / Я. Кузнецов. — Владимир : Тип. Губ. правл., 1911. — 37 с.
35. 14. Лаптев, В. В. Происхождение и древняя история восточных славян / В. В. Лаптев. — Ленинград, 1970. — 58 с.
36. 15. Литвин, Э. С. К вопросу о детском фольклоре / Э. С. Литвин // Русский фольклор : материалы и исследования. — Москва ; Ленинград, 1958. — Вып. 3. — С. 92–102.
37. 16. Литвин, Э. С. Песенные жанры русского детского фольклора / Э. С. Литвин // Советская этнография. — 1972. — № 1. — С. 58–67.
38. 17. Лихачев, Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). — Москва ; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1962. — 172 с.
39. 18. Мартынова, А. Н. Вариативность колыбельных песен / А. Н. Мартынова // Традиции русского фольклора. — Москва, 1987.
40. 19. Массон, В. М. Ремесленное производство в эпоху первобытного строя / В. М. Массон // Вопросы истории. — 1972. — № 3. — С. 107–117.
41. 20. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор Сибири / М. Н. Мельников. — Новосибирск : Западно-Сибирское книжное изд-во, 1970. — 218 с.

Остальные статьи