Профориентация в условиях развивающей среды организации дополнительного образования
Аннотация
Основной миссией отечественной школы всегда являлось педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с целью обеспечения осознанного выбора профессии. Совершенно очевидно, что для достижения этой цели ресурсов только школы недостаточно, поэтому необходимо использовать профориентационный потенциал образовательных организаций дополнительного образования детей. В организациях дополнительного образования необходимо создавать развивающую среду, обладающую профориентационным потенциалом, поскольку средовой подход к формированию личности всегда был одним из самых востребованных в педагогике. В статье вводится понятие развивающей профориентационной среды организации дополнительного образования, приводятся принципы ее создания, основные компоненты и технология создания развивающей среды, включающая мотивационный, теоретический, эвристический, моделирующий, корректирующий этапы и этап функционирования модели среды. Статья будет полезной руководящим и педагогическим работникам организаций дополнительного образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 200-207 |
УДК | 37.047 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_200 |
Профориентация школьников сегодня является одной из приоритетных задач не только в образовательной, но и в экономической сфере, поскольку от правильного выбора профессии подрастающим поколением зависит благосостояние нашей страны. Именно поэтому с 1 сентября 2023 г. во всех школах России вводится профориентационный минимум. Это единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах Российской Федерации, включая отдаленные и труднодоступные территории [2].
Кирилл Геннадьевич Кузнецов, исполнительный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», являющегося партнером платформы «Билет в будущее»1, в своем интервью простыми словами объяснил предпосылки создания профминимума.
По его мнению, появление профминимума не означает, что профориентации в России не существовало, просто были выявлены региональные системы профориентации, но единая федеральная система пока не сложилась. Профминимум представляет собой набор минимальных требований, которые должна выполнить школа, чтобы сказать, что в ее стенах есть система профориентационной работы. Профминимум, таким образом, устанавливает единые требования к общеобразовательной организации, одной из главных миссий которой является подготовка ребенка к осознанному выбору профессии. Реализация профориентационного минимума — это задача не только школы, но и организаций дополнительного образования детей, поэтому в нем есть направление «дополнительное образование».
Профессиональная ориентация — целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет самоопределяющейся личности лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Целями профессиональной ориентации является предоставление обучающимся необходимой информации о мире профессий, оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии, создание условий для реализации жизненных планов, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности [4; 7; 9; 10; 11; 12; 13]. Большие возможности для профориентации предоставляет дополнительное образование детей.