Потенциал школьного обществознания в решении задачи нравственного просвещения и воспитания учащихся
Аннотация
Данное исследование было направлено на выявление возможности решения задач нравственного просвещения и воспитания учащихся средствами учебного предмета «обществознание» в условиях возрастания влияния агентов социализации, связанных с медиа- и интернет-средой. Исследование проводится для внесения вклада в представления о воспитательной работе в школьном образовании. Цель данного исследования заключается в анализе возможностей обществоведческого курса в решении задач нравственного воспитания учащихся, поскольку именно этот предмет включает содержательные компоненты, непосредственно связанные с нравственно-этической проблематикой, и испытывает наиболее сильное влияние современной медиасреды.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 188-199 |
УДК | 372.83+37.017.93 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_188 |
Введение в проблему
Неразрывность обучения и воспитания давно стала одним из ключевых принципов отечественного общего образования. Правда, еще сравнительно недавно, на рубеже прошлого и нынешнего веков, воспитательное влияние обучения было отнесено к устаревшим трендам, что можно объяснить тогдашней трактовкой принципа деидеологизации школы [3; 11]. Однако очевидные отрицательные последствия «забвения» школой своих воспитательных функций в условиях роста влияния новых агентов социализации (прежде всего, современных медиа, включая Интернет) заставили педагогическую науку и образовательную практику поставить задачу усиления воспитательного воздействия школы в качестве приоритетной.
В Примерной программе воспитания [10], разработанной в Институте стратегии развития образования, осуществлена попытка преодоления укоренившегося еще с советских времен подхода к воспитательной работе как совокупности обязательных для школы мероприятий. Формирование духовных ценностей рассматривается в неразрывной связи с когнитивной составляющей обучения. Среди возможных форм и способов работы с детьми выделен модуль «Школьный урок», предусматривающий привлечение внимания школьников к ценностным аспектам изучаемого материала.
Каждый школьный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Воспитательные возможности заложены как в учебном содержании, так и в методах и формах обучения. Особую роль играют личность учителя, стиль его отношений с классом.
Цель данной статьи — рассмотреть возможности обществоведческого курса в решении задач нравственного просвещения и воспитания учащихся, поскольку именно этот предмет включает содержательные компоненты, непосредственно связанные с нравственно-этической проблематикой.