Дата публикации: 30.06.2023

Потенциал школьного обществознания в решении задачи нравственного просвещения и воспитания учащихся

Аннотация

Данное исследование было направлено на выявление возможности решения задач нравственного просвещения и воспитания учащихся средствами учебного предмета «обществознание» в условиях возрастания влияния агентов социализации, связанных с медиа- и интернет-средой. Исследование проводится для внесения вклада в представления о воспитательной работе в школьном образовании. Цель данного исследования заключается в анализе возможностей обществоведческого курса в решении задач нравственного воспитания учащихся, поскольку именно этот предмет включает содержательные компоненты, непосредственно связанные с нравственно-этической проблематикой, и испытывает наиболее сильное влияние современной медиасреды.




Введение в проблему

Неразрывность обучения и воспитания давно стала одним из ключевых принципов отечественного общего образования. Правда, еще сравнительно недавно, на рубеже прошлого и нынешнего веков, воспитательное влияние обучения было отнесено к устаревшим трендам, что можно объяснить тогдашней трактовкой принципа деидеологизации школы [3; 11]. Однако очевидные отрицательные последствия «забвения» школой своих воспитательных функций в условиях роста влияния новых агентов социализации (прежде всего, современных медиа, включая Интернет) заставили педагогическую науку и образовательную практику поставить задачу усиления воспитательного воздействия школы в качестве приоритетной.

В Примерной программе воспитания [10], разработанной в Институте стратегии развития образования, осуществлена попытка преодоления укоренившегося еще с советских времен подхода к воспитательной работе как совокупности обязательных для школы мероприятий. Формирование духовных ценностей рассматривается в неразрывной связи с когнитивной составляющей обучения. Среди возможных форм и способов работы с детьми выделен модуль «Школьный урок», предусматривающий привлечение внимания школьников к ценностным аспектам изучаемого материала.

Каждый школьный предмет имеет определенный воспитательный потенциал. Воспитательные возможности заложены как в учебном содержании, так и в методах и формах обучения. Особую роль играют личность учителя, стиль его отношений с классом.

Цель данной статьи — рассмотреть возможности обществоведческого курса в решении задач нравственного просвещения и воспитания учащихся, поскольку именно этот предмет включает содержательные компоненты, непосредственно связанные с нравственно-этической проблематикой.

Список литературы

1. 9. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — Москва : АСТ, 2022. — 416 с.
2. 18. Wark, C. The constraction of moral dilemmas in every day life / C. Wark, D. Krebs // Journal of Moral Education. — 2000. — Vol. 29, № 1. — P. 5–21.
3. 17. New Vision for Education WEF. — URL: <a href="http://widgets.weforum.org/nve2015/#summary" target="_blank">http://widgets.weforum.org/nve2015/#summary</a> (date of the application: 05.05.2023).
4. 16. Lazebnikova, A. Content renewal of school social and libert arts disciplines as a factor of personal educational growth / A. Lazebnikova, Е. Erokhina // Revista Espacion. — 2017. — Vol. 38, № 40. — P. 25.
5. 15. Kohlberg, L. Consensus and Controversy / L. Kohlberg. — Philadelphia, PA : Falmer Press, 1986. — 569 p.
6. 13. Fend, H. Sozialierung und erziehang / H. Fend. — Bazel, 1973. — 258 p. 14. Guseynov, A. Moral Philosophy and Ethics : The Demarcation Line / A. Guseynov // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. — 2020. — Vol. 13, № 8.
7. 12. DuBrin, A. J. Human Relations for Career and Personal Success : Concepts, Applications, and Skills / Andrew J. DuBrin. — Upper Saddle River, NY : Pearson Education, 2016. — 481 p.
8. 11. Селиванова, Н. А. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н. А. Селиванова. — Москва : ФБГНУ ИСРО РАО, 2010. — 211 с.
9. 10. Примерная программа воспитания. — URL: <a href="http://form.instrao.ru" target="_blank">http://form.instrao.ru</a> (дата обращения: 05.05.2023).
10. 1. Апресян, Р. Г. Понятие общественной морали / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. — 2010. — № 2. — С. 63–75.
11. 8. Пиаже, Ж. Происхождение интеллекта у детей : избр. тр. / Ж. Пиаже. — Москва : АПН РСФСР, 1969. — 210 с.
12. 7. Молчанов, С. В. «Моральное экспериментирование» в игровых и дискуссионных процедурах в работе с подростками / С. В. Молчанов, Н. Н. Поскребышева, Н. С. Пряжников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 4 (67). — С. 25–31.
13. 6. Молчанов, С. В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте / С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 4. — С. 42–51.
14. 5. Дюркгейм, Э. Социология: ее предмет, метод, назначение / Э. Дюркгейм. — Москва : Юрайт, 2023. — 253 с.
15. 4. Гусейнов, А. А. Об этике и морали в современном мире / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. — 2017. — № 10. — С. 5–46.
16. 3. Гликман, И. З. О судьбе школьного воспитания / И. З. Гликман // Народное образование. — 2013. — № 1. — С. 193–200.
17. 2. Берсенева, Е. Как ученые-психологи измеряют, что такое хорошо и что такое плохо / Е. Берсенева // Кот Шредингера. — 2015. — № 1. — С. 23–25.

Остальные статьи