Дата публикации: 30.06.2023

Управление развитием инновационности в деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

Аннотация

В статье рассмотрены условия развития инновационности как профессионально важного качества советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями — новой должности в системе образования. Социальная значимость проблемы связана с необходимостью развития эффективной системы кадрового управления образовательным учреждением и реализации инновационных программ в сфере воспитания. Показано, что психологический феномен инновационности личности советника может оцениваться путем проведения психологической диагностики с целью выявления и дальнейшего учета индивидуальных особенностей советников, а именно уровня развития ключевых характеристик инновационности личности, таких как креативность, самоорганизация, управленческие навыки, эмоциональный интеллект, коммуникативный контроль; проведения серий образовательного проекта «Путь инноваций», включающего интерактивные формы обучения (проблемные лекции, деловые игры, мозговой штурм, тренинг общения, мастер-классы с приглашенными специалистами).




Идеология государства воплощается посредством воспитания. Принято считать, что главными источниками воспитания подрастающего поколения являются такие социальные институты, как семья и образовательные учреждения.

В последние годы теме воспитания уделяют особое внимание на федеральном уровне. Внесены изменения в Конституцию РФ, в которых подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России.

Особую роль в воспитания молодежи играет развитие патриотизма как базовой национальной идеи. С принятием в 2015 г. Правительством России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» для большинства образовательных организаций были открыты новые горизонты реализации проектов, ориентированных на воспитание гражданской активности, имеющих патриотическую, культурную, спортивную, туристическо-краеведческую, образовательно-просветительскую, общеразвивающую и волонтерскую направленность.

Для создания условий по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и культурных традиций были выработаны Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, и соответствующий план мероприятий по ее выполнению на 2021–2025 гг. (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р), определены механизмы реализации стратегии, включающие развитие кадрового потенциала в части выявления лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания в целях повышения уровня компетентности педагогических работников.

В связи с важностью повышения уровня кадрового потенциала в сфере воспитания Минтруд России совместно с Министерством просвещения России, Общероссийским профсоюзом образования выработали профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», в том числе для формирования новой обобщенной трудовой функции — «организации воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями» [11], с целью создания в педагогической профессиональной деятельности должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее — советник), а также с целью определения к работнику, занимающему эту должность, требований к образованию и обучению, опыту практической работы, особым условиям допуска к работе, наличию других характеристик.

Список литературы

1. 11. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» : Приказ Минтруда России от 30.01.2023 № 53н. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303060005" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303060005</a> (дата обращения: 28.0
2. 20. Zaphir, L. Knowledge is a process of discovery: how constructivism changed education / L. Zaphir // The Conversation. — 2019. — Vol. 6, № 15. — P. 148–158.
3. 19. Sweller, J. I had an idea in the 1980s and to my surprise, it changed education around the world / J. Sweller // The Conversation. — 2018. — Vol. 5, № 6. — P. 41–53.
4. 18. Shionoya, Y. Shumpeter and his surroundings: on overview / Y. Shionoya // Schumpeter and the Idea of Social Science : A Metatheoretical Study. — Cambridge, 2007. — P. 13–30.
5. 17. Hagen, E. Оn the Theory of Social Change : How Economic Growth Begins / E. Hagen. — London, 1964.
6. 16. Яголковский, С. Р. Психология инноваций / С. Р. Яголковский // ПостНаука. — 2018. — № 2. — С. 36–45. — URL: <a href="https://postnauka.ru/longreads/84101" target="_blank">https://postnauka.ru/longreads/84101</a> (дата обращения: 05.02.2023).
7. 15. Шишарина, Н. В. Инновации в воспитании как фактор эффективного развития образовательной организации / Н. В. Шишарина // Сибирский педагогический журнал. — 2018. — № 3. — С. 30–37. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-vvospitanii-kak-fak" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-vvospitanii-kak-fak</a>
8. 14. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). Перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. 27 июня 2022 г. № Пр-1117. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/acts/" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts/</a> assignments/orders
9. 13. Российская Федерация. Правительство. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/</a> (дата обращения:
10. 12. Российская Федерация. Правительство. О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию : Письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2023 г. № АБ-355/06. — URL: <a href="https://www.garant.ru/" target="_blank">https://www.garant.ru/</a> products/ipo/prime/doc/4062
11. 1. Борисова, М. О. Психологическая природа инновационности личности / М. О. Борисова // Науки об образовании. — 2012. — № 2 (23). — С. 16–22.
12. 10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций : Постановление Правительства РФ от 21
13. 9. Панова, Н. В. Профессиональное развитие личности педагога / Н. В. Панова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2012. — № 2 (117). — С. 101–105.
14. 8. Люсин, Д. В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями — эмпирический анализ / Д. В. Люсин // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования. — 2004. — № 8. — С. 129–140.
15. 7. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография / С. А. Ларионова. — Белгород : Изд-во Белгородского государственного университета, 2002. — 200 с.
16. 6. Круглова, Н. Ю. Инновационный менеджмент / Н. Ю. Круглова. — Москва : Ступень, 2008. — 348 c.
17. 5. Деркач, А. А. Психология развития профессионала / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — Москва : Изд-во РАГС, 2000. — 244 с.
18. 4. Грязнова, Е. В. «Инновация»: проблема трактовки сущности понятия в педагогике / Е. В. Грязнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 7. — С. 160–165.
19. 3. Грищенков, А. И. Инновации — определение, классификация, стадии / А. И. Грищенков // Науки об образовании. — 2012. — № 2. — С. 151–158.
20. 2. Воронина, Ю. В. Возможности системы повышения квалификации для формирования профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности / Ю. В. Воронина // Вестник Оренбургского государственного университета . — 2011. — № 16. — С. 416–419.

Остальные статьи