Дата публикации: 30.06.2023

Развитие российской системы образования в условиях новой реальности: cистемный подход

Аннотация

В статье рассматриваются преимущества использования системного подхода к исследованию проблем развития российской системы образования в условиях формирования новой реальности, обосновывается точка зрения, согласно которой выстраивание архитектуры новой модели российской системы образования должно ориентироваться на лучшие традиции в области советской системы образования и тот опыт осуществления образовательного процесса, который был накоплен за время действия Болонской модели образования.




Введение

Важнейшим показателем эффективности молодежной политики в современных условиях становления новой реальности является качество реализации социально-культурных, экономических и политических планов развития общественного пространства и обеспечения национальной безопасности современной России. В контексте рассматриваемой проблемы все более очевидной становится необходимость разработки новых подходов к исследованию роли институтов образования и воспитания в формировании ценностных ориентаций молодых поколений [14]. Осуществление политики по преодолению трудностей, связанных с наложенными на Россию санкциями, а также c проведением специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, выдвигают задачу разработки продуманной программы информационного обеспечения и создания комплекса действий для позитивного решения возникающих непредвиденных проблем в процессе адаптации молодежи к современным условиям цивилизационного развития российского общества, в том числе и в экстремальных ситуациях.

В качестве методологического основания для проведения исследования влияния институтов образования и воспитания на формирование ценностных ориентаций и духовно-нравственную культуру российской молодежи мы использовали системный метод, что, по нашему мнению, имеет ряд неоспоримых преимуществ:

— во-первых, образовательный комплекс в совокупности его объективных и субъективных связанных между собой составляющих представляет собой систему, отличающуюся структурно-функциональными особенностями каждого из образующих ее элементов, взятых в отдельности и вместе с тем характерных для нее в целом;

— во-вторых, составляющие образовательную систему элементы находятся в определенных взаимных отношениях друг с другом, что способствует сохранению целостности всего комплекса институтов образования как системы;

Список литературы

1. 12. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. — URL: <a href="http://publication" target="_blank">http://publication</a>
2. 23. The Role of Cultural Codes in Preserving the Integrity and Ethnocultural Uniqueness of National Cultures / E. Savrutskaya, S. Bondyreva, S. Ustinkin [et al.] // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM
3. 22. Social Loneliness as a Factor of Transformation of the Communication Situation in the Conditions of the Caronavirus Pandemic / A. Nikitin, A. Goryunova, E. Savrutskaya, S. Ustinkin // Science World Journal. — 2022. — № 11–05. — P. 111–118.
4. 21. Шмидт, Э. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства / Э. Шмидт, Дж. Коэн. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 с.
5. 20. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. — Москва : АСТ, 2001. — 122 с.
6. 19. Суханов, И. В. Традиции, обычаи, обряды и преемственность поколений / И. В. Суханов. — Москва : Политиздат, 1976. — 216 с.
7. 18. Строков, А. А. Цифровая культура и ценности российского образования : дис. … канд. филос. наук : 09.00.13 / Строков Алексей Александрович. — Нижний Новгород, 2021. — 165 с.
8. 17. Савруцкая, Е. П. Культурные коды в контексте национальной безопасности / Е.П.Савруцкая, С. В. Устинкин, А. В. Никитин // Власть.— 2023.— Т. 31, № 1.— С. 181–189.
9. 16. Руп, M. Человек в центре управления образованием / Маргрет Руп // Человек в системе коммуникации : сб. науч. тр. — Нижний Новгород, 2014. — С. 17–24.
10. 15. Российская Федерация. Президент (2008 – ; Д. А. Медведев). Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. — URL: <a href="http://www.kremlin.ru/acts/bank/29277" target="_blank">http://www.kremlin.ru/acts/bank/29277</a> (data obrashheniya: 27.02.2023)
11. 14. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). Послание Президента РФ Федеральному Собранию 21 февраля 2023. — URL: <a href="https://berdsk-online.ru/" target="_blank">https://berdsk-online.ru/</a> news/v-strane/polnyy-tekst-poslaniya-prezidenta-rf-putina-federalnomu-sobraniyu-21fevralya-2023 (дат
12. 13. Российская Федерация. Президент (2018 – ; В. В. Путин). О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/</a> (дата обращения: 27.02.2023).
13. 1. Бурдье, П. Дух государства / П. Бурдье // Социология социального пространства : пер. с фр. / Пьер Бурдье ; общ. ред. пер. Н. А. Шматко. — Москва ; Санкт-Петербург, 2007. — С. 220–254.
14. 11. Российская Федерация. Правительство. Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. — URL: <a href="https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/" target="_blank">https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/</a> (дата обращения: 15.03.
15. 10. Образование. Культура. Язык : монография / Е. П. Савруцкая, Б. А. Жигалев, А. М. Дорожкин, С. В. Устинкин. — Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО НГЛУ ; Санкт-Петербург : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014. — 230 с.
16. 9. Морзавченков, Г. А. Язык как фактор этнокультурной идентичности : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.13 / Морзавченков Гурген Амаякович. — Нижний Новгород, 2015. — 30 с.
17. 8. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история / Ю. М. Лотман. — Москва : Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
18. 7. Кузнецова, Е. И. Диалектика медиальности: философские основы и социальные проекции / Е. И. Кузнецова. — Нижний Новгород : ФГБОУ ВПО НГЛУ, 2015. — 267 с.
19. 6. Кожинов, В. В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования / В. В. Кожинов. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 510 с.
20. 5. Институты образования и молодежь: на пути устойчивого развития общества : монография / Е. П. Савруцкая, Б. А. Жигалев, М. А. Викулина, Н. В. Макшанцева. — Нижний Новгород : НГЛУ, 2017. — 184 с.
21. 4. Зигмунт, О. А. Институциональная теория аномии — эмпирическая проверка / О. А. Зигмунд, П. Ветцелс // Социс. — 2015. — № 4. — С. 78–87.
22. 3. Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006–2014 гг.) : монография / Е. П. Савруцкая, Б. А. Жигалев, С. К. Бондырева [и др.]. — Нижний Новгород : НГЛУ ; Санкт-Петербург : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014. — 231 с.
23. 2. Григорьева, Н. И. Имиджи и симулякры в социально-коммуникативной среде современной цивилизации : дис. … канд. филос. наук : 09.00.11 / Григорьева Наталья Игоревна. — Нижний Новгород, 2010. — 198 с.

Остальные статьи