Развитие российской системы образования в условиях новой реальности: cистемный подход
Аннотация
В статье рассматриваются преимущества использования системного подхода к исследованию проблем развития российской системы образования в условиях формирования новой реальности, обосновывается точка зрения, согласно которой выстраивание архитектуры новой модели российской системы образования должно ориентироваться на лучшие традиции в области советской системы образования и тот опыт осуществления образовательного процесса, который был накоплен за время действия Болонской модели образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 148-160 |
УДК | 316:37 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_148 |
Введение
Важнейшим показателем эффективности молодежной политики в современных условиях становления новой реальности является качество реализации социально-культурных, экономических и политических планов развития общественного пространства и обеспечения национальной безопасности современной России. В контексте рассматриваемой проблемы все более очевидной становится необходимость разработки новых подходов к исследованию роли институтов образования и воспитания в формировании ценностных ориентаций молодых поколений [14]. Осуществление политики по преодолению трудностей, связанных с наложенными на Россию санкциями, а также c проведением специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, выдвигают задачу разработки продуманной программы информационного обеспечения и создания комплекса действий для позитивного решения возникающих непредвиденных проблем в процессе адаптации молодежи к современным условиям цивилизационного развития российского общества, в том числе и в экстремальных ситуациях.
В качестве методологического основания для проведения исследования влияния институтов образования и воспитания на формирование ценностных ориентаций и духовно-нравственную культуру российской молодежи мы использовали системный метод, что, по нашему мнению, имеет ряд неоспоримых преимуществ:
— во-первых, образовательный комплекс в совокупности его объективных и субъективных связанных между собой составляющих представляет собой систему, отличающуюся структурно-функциональными особенностями каждого из образующих ее элементов, взятых в отдельности и вместе с тем характерных для нее в целом;
— во-вторых, составляющие образовательную систему элементы находятся в определенных взаимных отношениях друг с другом, что способствует сохранению целостности всего комплекса институтов образования как системы;