Дата публикации: 30.06.2023

Культурно-антропологический контекст современного образования

Аннотация

В статье представлена сущностная характеристика феномена образования, раскрыты трансформационные аспекты взаимообусловленности обучения, воспитания, развития. Показана доминирующая и всеобъемлющая роль воспитания в различных сферах системы образования. Особым образом характеризуется культурно-антропологический контекст современного образования, актуализирующийся в том числе и ретроспективно, мыслями, идеями и высказываниями выдающихся мыслителей человечества.




Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь

ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…

Ф. М. Достоевский 

Современное образование как культурный феномен и социальный институт имеет государственно-общественную значимость, определяет национальную идеологию и ведущие принципы образовательной политики в интересах человека, общества, государства.

Однако в условиях современности образовательная политика имеет недостаточно ресурсов для создания пространства единого целого, так как оказывается, что разные люди (специалисты, чиновники, обучающиеся, родители и др.) в одни и те же понятия стремятся и могут вкладывать разные смыслы. Такое явление в науке называется концептуальной аномией, когда один и тот же словарь служил для артикуляции описания принципиально различных способов действия. Происходит это потому, что радикальность проводимых преобразований сдерживалась дефицитом ресурсов для проведения политических ориентиров в жизнь, что нарушало единство образовательной системы и способов ее непротиворечивого существования.

Список литературы

1. Xemingue`j, E` . M. Proshhaj, oruzhie / E` . M. Xemingue`j. — Moskva : AST, 2022. — 352 s.
2. 14. Хемингуэй, Э. М. Прощай, оружие / Э. М. Хемингуэй. — Москва : АСТ, 2022. — 352 с.
3. Uil`yam Folkner. Stat`i, rechi, vy`stupleniya. Teper` ya znayu o Folknere prakticheski vsyo... — URL: <a href="https://vk.com/wall-82106524_133623" target="_blank">https://vk.com/wall-82106524_133623</a> (data obrashheniya: 15.02.2023).
4. 13. Уильям Фолкнер. Статьи, речи, выступления. Теперь я знаю о Фолкнере практически всё... — URL: <a href="https://vk.com/wall-82106524_133623" target="_blank">https://vk.com/wall-82106524_133623</a> (дата обращения: 15.02.2023).
5. Rubanov, A. Finist — yasny`j sokol / A. Rubanov // Literaturnaya gazeta. — 2019. — № 10 (6682). — URL: <a href="https://lgz.ru/article/-10-6682-13-03-2019/andrey-rubanov-finistyasnyy-sokol-10-2019/" target="_blank">https://lgz.ru/article/-10-6682-13-03-2019/andrey-rubanov-finistyasnyy-sokol-10-2019/</a> (data obrashheniya: 15.02.2023).
6. 12. Рубанов, А. Финист — ясный сокол / А. Рубанов // Литературная газета. — 2019. — № 10 (6682). — URL: <a href="https://lgz.ru/article/-10-6682-13-03-2019/andrey-rubanovfinist-yasnyy-sokol-10-2019/" target="_blank">https://lgz.ru/article/-10-6682-13-03-2019/andrey-rubanovfinist-yasnyy-sokol-10-2019/</a> (дата обращения: 15.02.2023).
7. Petrov, E. Generaciya prory`vny`x idej v biznese / E. Petrov, A. Petrov. — Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2015. — 368 s.
8. 11. Петров, Е. Генерация прорывных идей в бизнесе / Е. Петров, А. Петров. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 368 с.
9. Petr Yakovlevich Chaadaev. Sochineniya. — URL: <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/Petr_Yakovlevich_Chaadaev#Sochineniya" target="_blank">https://ru.wikisource.org/wiki/Petr_Yakovlevich_Chaadaev#Sochineniya</a> (data obrashheniya: 15.02.2023).
10. 10. Петр Яковлевич Чаадаев. Сочинения. — URL: <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/" target="_blank">https://ru.wikisource.org/wiki/</a> Петр_Яковлевич_Чаадаев#Сочинения (дата обращения: 15.02.2023).
11. My`sli o vospitanii (Lokk; Basistov 1904). — URL: <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/" target="_blank">https://ru.wikisource.org/wiki/</a> My`sli_o_vospitanii_(Lokk;_Basistov_1904)/Umstvennoe_vospitanie (data obrashheniya: 15.02.2023).
12. 9. Мысли о воспитании (Локк; Басистов 1904). — URL: <a href="https://ru.wikisource.org/" target="_blank">https://ru.wikisource.org/</a> wiki/Мысли_о_воспитании_(Локк;_Басистов_1904)/Умственное_воспитание (дата обращения: 15.02.2023).
13. Makarenko, A. S. Sobranie sochinenij : v 5 t. / A. S. Makarenko. — Moskva : Pravda, 1971. — T. 5. Kniga dlya roditelej. — 577 s.
14. 8. Макаренко, А. С. Собрание сочинений : в 5 т. / А. С. Макаренко. — Москва : Правда, 1971. — Т. 5. Книга для родителей. — 577 с.
15. Kapicza, S. P. Paradoksy` rosta. Zakony` global`nogo razvitiya chelovechestva / S. P. Kapicza. — Moskva : Al`pina non-fikshn, 2012. — 180 s.
16. 7. Капица, С. П. Парадоксы роста. Законы глобального развития человечества / С. П. Капица. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2012. — 180 с.
17. Iogann Gete. Biografiya. — URL: <a href="https://24smi.org/celebrity/5034-iogann-gete." target="_blank">https://24smi.org/celebrity/5034-iogann-gete.</a> html (data obrashheniya: 15.02.2023).
18. 6. Иоганн Гете. Биография. — URL: <a href="https://24smi.org/celebrity/5034-iogann-gete." target="_blank">https://24smi.org/celebrity/5034-iogann-gete.</a> html (дата обращения: 15.02.2023).
19. Evtushenko, E. A. Yagodny`e mesta / E. A. Evtushenko. — Sankt-Peterburg : Amfora, 2012. — 383 s.
20. 5. Евтушенко, Е. А. Ягодные места / Е. А. Евтушенко. — Санкт-Петербург : Амфора, 2012. — 383 с.
21. Dolzhnost` sovetnika direktora po vospitaniyu budet vvedena v perechen` dolzhnostej pedagogicheskix rabotnikov. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/press/4283/dolzhnost-sovetnikadirektora-po-vospitaniyu-budet-vvedena-v-perechen-dolzhnostey-pedagogicheskihrabotnikov" target="_blank">https://edu.gov.ru/press/4283/dolzhnost-sovetnikadirektora-po-vospitaniyu-budet-vvedena-v-perechen-dolzhnostey-pedagogicheskihrabotnikov</a>
22. 4. Должность советника директора по воспитанию будет введена в перечень должностей педагогических работников. — URL: <a href="https://edu.gov.ru/press/4283/" target="_blank">https://edu.gov.ru/press/4283/</a> dolzhnost-sovetnika-direktora-po-vospitaniyu-budet-vvedena-v-perechen-dolzhnosteypedagogicheskih-rabotnikov
23. Gorshkova, V. V. Filosofsko-pedagogicheskoe osmy`slenie obrazovaniya cheloveka v usloviyax vy`sshej shkoly` / V. V. Gorshkova // Pedagogika. — 2021. — T. 85, № 4. — S. 17–25.
24. 3. Горшкова, В. В. Философско-педагогическое осмысление образования человека в условиях высшей школы / В. В. Горшкова // Педагогика. — 2021. — Т. 85, № 4. — С. 17–25.
25. Gorshkova, V. V. Fenomen obrazovaniya cheloveka : izbr. nauch. tr. / V. V. Gorshkova. — Sankt-Peterburg : Asterion, 2020. — 490 s.
26. 2. Горшкова, В. В. Феномен образования человека : избр. науч. тр. / В. В. Горшкова. — Санкт-Петербург : Астерион, 2020. — 490 с.
27. Bodalev, A. A. «By`t` borczom— znachit by`t` chelovekom» (I. V. Gete) / A.A.Bodalev // Pedagogika. — 2008. — № 3. — S. 3–6.
28. 1. Бодалев, А. А. «Быть борцом — значит быть человеком» (И. В. Гете) / А. А. Бодалев // Педагогика. — 2008. — № 3. — С. 3–6.

Остальные статьи