Культурно-антропологический контекст современного образования
Аннотация
В статье представлена сущностная характеристика феномена образования, раскрыты трансформационные аспекты взаимообусловленности обучения, воспитания, развития. Показана доминирующая и всеобъемлющая роль воспитания в различных сферах системы образования. Особым образом характеризуется культурно-антропологический контекст современного образования, актуализирующийся в том числе и ретроспективно, мыслями, идеями и высказываниями выдающихся мыслителей человечества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2023 |
Страницы | 140-148 |
УДК | 37.013.43 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_3_140 |
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь
ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…
Ф. М. Достоевский
Современное образование как культурный феномен и социальный институт имеет государственно-общественную значимость, определяет национальную идеологию и ведущие принципы образовательной политики в интересах человека, общества, государства.
Однако в условиях современности образовательная политика имеет недостаточно ресурсов для создания пространства единого целого, так как оказывается, что разные люди (специалисты, чиновники, обучающиеся, родители и др.) в одни и те же понятия стремятся и могут вкладывать разные смыслы. Такое явление в науке называется концептуальной аномией, когда один и тот же словарь служил для артикуляции описания принципиально различных способов действия. Происходит это потому, что радикальность проводимых преобразований сдерживалась дефицитом ресурсов для проведения политических ориентиров в жизнь, что нарушало единство образовательной системы и способов ее непротиворечивого существования.