Дата публикации: 01.07.2022

Институционально-персонологическая рефлексия развития философии, психологии, педагогики одаренности и творчества (к 90-летнему юбилею Д. Б. Богоявленской)

Аннотация

В статье на фоне эволюции изучения мышления, способностей, одаренности, творчества в российском человекознании анализируется научно-организационная деятельность одного из ведущих специалистов этого профиля, почетного академика РАО, председателя Московского отделения Российского психологического общества (РПО) Д. Б. Богоявленской. Актуальность статьи определяется необходимостью изучения истории российской психологии творчества и определения вклада в ее развитие Д. Б. Богоявленской с участниками созданной ею научной школы диагностики способностей и развития одаренности и творчества. Новизна статьи — в том, что в ней впервые в институционально-персонологическом плане построена периодизация жизнетворчества Д. Б. Богоявленской и проведен системно-целостный анализ логики развития ее познавательно-исследовательской и научно-общественной деятельности по 30-летнему руководству Московским отделением РПО, Лабораторией психодиагностики творческих способностей Психологического института РАО и Междисциплинарного центра их развития.




1. Историко-научные предпосылки изучения Д. Б. Богоявленской философии и психологии мышления и творческих способностей Российская психология мышления и творчества является ровесницей почти 130-летнего развития Психологического общества [46], председателем Московского отделения [18] которого более 30 лет является почетный академик Российской академии образования (РАО) Диана Борисовна Богоявленская. Классическая философия конца ХIХ в. традиционно членила психику на ум, чувства, волю. Поэтому в начале ХХ в. классическая психология в изучении ума как процесса мышления исходила из необходимости вычленения его логического состава (В. Вундт, Г. И. Челпанов, Г. Штёрринг). Этому в середине ХХ в. продолжал следовать учитель Д. Б. Богоявленской профессор Московского государственного университета (МГУ) С. Л. Рубинштейн [42], изучавший взаимодействие логико-гносеологических операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения в мыслительном процессе.

Свой познавательный интерес к научному изучению мышления студентка одновременно двух отделений — философского и психологического — факультета философии МГУ Д. Б. Туровская (по мужу Богоявленская) решила реализовать в дипломном исследовании под руководством именно философа-психолога С. Л. Рубинштейна, выпускника в начале ХХ в. Марбургской школы методологии неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер). Интеллектуальные поиски Д. Б. Богоявленской представляют значительный интерес с позиций науковедения своей междисциплинарностью — в виде классического диалектического единства, искони присущего взаимодействию философии и психологии (как у В. Вундта, Э. Гуссерля, Д. Дьюи, О. Кюльпе, К. А. Абульхановой, Н. Г. Алексеева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, Б. М. Кедрова, В. А. Лекторского, М. К. Мамардашвили, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Г. Г. Шпета, М. Г. Ярошевского) в изучении сознания и рефлексии, мышления и творчества [44; 45; 49].

Помимо мышления, на рубеже ХIХ–ХХ вв. в истории культуры и философии возник интерес также к психологии творчества в науке (И. И. Лапшин, В. Оствальд, А. Пуанкаре, Н. Я. Пэрна) и искусстве (А. Белый, А. Бергсон, Вяч. Иванов, Т. Манн, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня). В советской же послевоенной науке эту традицию возродили: изучавший психологию ума полководцев и музыкального творчества и одаренности Б. М. Теплов (см.: [35]) и экспериментально исследовавшие со своими дипломниками Я. А. Пономаревым и Ю. Б. Гиппенрейтер решение творческих задач П. Я. Гальперин и А. Н. Леонтьев [34; 45].

Пытливо интересовавшаяся проблематикой продуктивного мышления, студентка Д. Б. Туровская при написании ею под руководством С. Л. Рубинштейна дипломной работы обратилась также к трудам и лекциям А.Н.Леонтьева в МГУ, где им затрагивались проблемы психологии творчества. В 1960 г. в Академии педагогических наук (АПН) РСФСР была опубликована под редакцией А. Н. Леонтьева первая послевоенная советская монография «Психология творческого мышления», автором которой был его дипломник (а до этого — курсовик П. Я. Гальперина) фронтовик Я. А. Пономарев. Изучавшая в школе С. Л. Рубинштейна продуктивное мышление, Л. И. Анцыферова в 1957 г. акцентировала психологический анализ в нем элементарных познавательных операций. Напротив, Д. Б. Туровскую интересовало собственно сложное строение творческого мышления, и она стала вести его исследование, ориентируясь на школу А. Н. Леонтьева [45]. При этом Д. Б. Туровская консультировалась у другого ученика С. Л. Рубинштейна, так же как и она выпускника философского факультета МГУ В. Н. Пушкина [41], ибо он изучал проблемы эвристики на материале мышления шахматистов (как и последователь А. Н. Леонтьева — в будущем основатель университетской школы психологии мышления О. К. Тихомиров).

В сотворческой атмосфере взаимодействия на семинарах и конференциях с этими и другими специалистами по изучению познавательных процессов Д. Б. Богоявленская обобщила результаты своих теоретико-экспериментальных поисков, выдвинув идею об интеллектуальной инициативности как творческом механизме продуктивного мышления. Инновационное начинание Д. Б. Богоявленской обсуждалось в ее докладах на съездах Психологического общества [46] и на заседаниях его секции «Психология творчества». При этом Д. Б. Богоявленская консультировалась с руководителем данной секции Я. А. Пономаревым, с бывшим аспирантом С. Л. Рубинштейна и основателем сектора проблем научного творчества М. Г. Ярошевским [1] в Институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) Академии наук (АН) СССР, а также с его директором, академиком Б. М. Кедровым, который был энтузиастом изучения психологии творческого мышления выдающихся ученых.

Список литературы

1. 27. Богоявленская Д. Б. Эволюция фактора личности в структуре творчества / Д. Б. Богоявленская // Психология личности: культурно-исторический подход : матер. ХХ Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского : в 2 т. — М., 2019.
2. 28. Богоявленская Д. Б. Проблемы развития и сохранения одаренности: подходы в рамках психиатрии и психологии / Д. Б. Богоявленская // Дети. Общество. Будущее : сб. матер. III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». — М., 2020. — С. 15–17.
3. 29. Богоявленская Д. Б. Роль мотивации в развитии когнитивных способностей / Д. Б. Богоявленская, Е. С. Жукова // Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. — М., 2021. — С. 399–402.
4. 30. Богоявленская Д. Б. Теоретическо-эмпирическое обоснование принципов методологии постнеклассического периода в науке / Д. Б. Богоявленская // Вопр. философии. — 2022. — № 7. — С. 109–116.
5. 31. К 130-летнему юбилею С. Л. Рубинштейна : матер. общемоск. методол. семинара / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. — М. : Акрополь, 2020.
6. 32. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности / Л. И. Ларионова. — М. : ИП РАН, 2011.
7. 33. Ларионова Л. И. Концептуально-персонологическая дифференциация основных направлений современной психологии и педагогики одаренности / Л. И. Ларионова, А. И. Савенков, И. Н. Семенов // Психология одаренности и творчества / под ред. А. И. Савенкова, В.
8. 34. Леонтьев А. Н. Опыт экспериментального исследования творческого мышления / А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.
9. 35. Любимов С. Е. Научная деятельность Б. М. Теплова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления / С. Е. Любимов, И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2015. — № 3. — С. 9–51.
10. 36. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопр. психологии. — 1987. — № 3.
11. 37. Одаренность: методы выявления и пути развития : сб. ст., докл. и матер. Всерос. конф. 27 сент. 2018 г., г. Москва / отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. К. Балтян. — М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018.
12. 38. Одаренность: рабочая концепция : матер. Первой междунар. конф. (Самара, 1–3 окт. 2000 г.) / под ред. Д. Б. Богоявленской. — М. ; Самара : СНПУ, 2002.
13. 39. Педагогика творчества : матер. науч.-практ. конф. : в 5 ч. / под ред. Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова. — М. : Филос. о-во СССР, 1988.
14. 40. Пономарев Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная : кол. монография / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, Д. Б. Богоявленская. — М. : Наука, 1990.
15. 41. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М. : Политиздат, 1967.
16. 42. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М. : Изд-во АН СССР, 1958.
17. 43. Савенков А. И. Диагностика и развитие детской одаренности / А. И. Савенков. — М., 2001.
18. 44. Семенов И. Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментальному исследованию мышления (на материале решения творческих задач) / И. Н. Семенов // Методологические проблемы исследования деятельности / под ред. В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, Э. Г. Юдин
19. 45. Семенов И. Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления / И. Н. Семенов. — М. : Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого, 2014.
20. 46. Семенов И. Н. История и логика развития в России «Общества психологов» / И. Н. Семенов // Методология и история психологии. — 2018. — № 2. — С. 89–112.
21. 47. Семенов И. Н. Генерация и социализация субъектов научно-творческой деятельности посредством рефлексивно-психологического изучения развития человеческого капитала / И. Н. Семенов // Изв. Рос. акад. образования. — 2021. — № 4. — С. 155–170.
22. 48. Семенов И. Н. Институционально-персонологическое изучение научного творчества С.Л.Рубинштейна и роли его научной школы в академической и университетской психологии/ И.Н.Семенов// Вестн. ПСТГУ.Серия «Педагогика и психология». — 2021. — №2. — С.119–144.
23. 49. Семенов И. Н. Развитие научного творчества в системе коммуникативно-познавательных отношений, определяющих продуктивность культуросозидающей деятельности / И. Н. Семенов // Изв. Рос. акад. образования. — 2022. — № 1. — С. 112–122.
24. 50. Творчество молодых исследователей в системе «школа — наука — вуз» / под ред. Д. Б. Богоявленской, А. О. Карпова. — М., 2017.
25. 51. Тьюторство в исследовательском образовании / под ред. Д. Б. Богоявленской, Б. И. Пружинина, А. О. Карпова. — М. : НТА АПФН, 2018.
26. 52. Тюрин П. Т. Карты креативности [Электронный ресурс] / П. Т. Тюрин. — М. ; Рига, 2018. — Режим доступа: <a href="http://mhp-journal.ru/upload/Library/Tyurin_PT_(2018)_Creativitys_" target="_blank">http://mhp-journal.ru/upload/Library/Tyurin_PT_(2018)_Creativitys_</a> Cards.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
27. 1. Алексеев Н. Г. Проблемы научного творчества в современной психологии / Н. Г. Алексеев, Я. А. Пономарев, Э. Г. Юдин ; авт. вступ. ст. и отв. ред. М. Г. Ярошевский. — М. : Наука, 1971.
28. 2. Анцыферова Л. И. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Л. И. Анцыферова, Е. А. Будилова, О. К. Тихомиров ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : ИФ АН : Наука, 1966.
29. 3. Богоявленская Д. Б. К анализу процесса познания / Д. Б. Богоявленская // Матер. Всесоюз. симп. по логике науки. — Киев, 1966.
30. 4. Богоявленская Д. Б. О модели проблемной ситуации / Д. Б. Богоявленская // Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М., 1969. — С. 381–386. — (Серия «Науковедение: проблемы и исследования»).
31. 5. Богоявленская Д. Б. Работа в «креативном поле» как метод исследования интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Матер. Всесоюз. конф. по проблемам способностей. — М., 1970.
32. 6. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д : РГУ, 1983.
33. 7. Богоявленская Д. Б. Опыт построения методики исследования интеллектуальной активности в изобразительном творчестве / Д. Б. Богоявленская, П. Т. Тюрин // Вопр. психологии. — 1987. — № 1. — С. 156–159.
34. 8. Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997.
35. 9. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002; 2-е изд. — Самара, 2009.
36. 10. Богоявленская Д. Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская — М., 2005.
37. 11. Богоявленская Д. Б. Потенциал российского общества : состояние и актуальные проблемы исследования / Д. Б. Богоявленская // Рос. психол. журн. — 2006. — Т. 3, №3. — С. 67–71.
38. 12. Богоявленская Д. Б. Зарубежные исследования психологии творчества: постгилфордовский подход / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова // Психол. наука и образование. — 2007. — № 3. — С. 97–107; № 4. — С. 94–104 (окончание).
39. 13. Богоявленская Д. Б. Метод исследования и идентификация творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Современная экспериментальная психология : в 2 т. — М., 2011. — Т. 2. — С. 361–373.
40. 14. Богоявленская Д. Б. Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова — М. : МГППУ, 2011.
41. 15. Богоявленская Д. Б. Отечественная методология психологии как фактор развития проблематики творчества и одаренности / Д. Б. Богоявленская // Век психологии — к 100-летию Психологического института РАО / отв. ред. В. В. Рубцов. — СПб., 2012. — С. 847–86
42. 16. Богоявленская Д. Б. О соотношении категорий активности, деятельности, творчества и ментальности / Д. Б. Богоявленская // Социально-психологические проблемы ментальности/ менталитета. — 2014. — № 11. — С. 38–43.
43. 17. Богоявленская Д. Б. Природа творчества без мистики / Д. Б. Богоявленская // Философия творчества. — М., 2015. — С. 122–137.
44. 18. Богоявленская Д. Б. Московское психологическое общество конца ХIХ — начала ХХI века и его роль на разных этапах социального развития России / Д. Б. Богоявленская // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, с
45. 19. Богоявленская Д. Б. Великие открытия — модель для педагогики / Д. Б. Богоявленская // Неделя науки и образования в интересах мира и развития / под ред. Л. В. Дудовой, М. А. Кривенькой. — М., 2017. — С. 109–110.
46. 20. Богоявленская Д. Б. Психология творчества и одаренности : кол. монография / Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, И. Н. Семенов ; отв. ред. Л. И. Ларионова, А. И. Савенков. — СПб. : Нестор-История, 2017.
47. 21. Богоявленская Д. Б. Феномен Пуанкаре — современная интерпретация / Д. Б. Богоявленская // Вопр. философии. — 2017. — № 12. — С. 114–120.
48. 22. Богоявленская Д. Б. Творчество как предмет психологической антропологии / Д. Б. Богоявленская // Исследователь/Researcher. — 2018. — № 1–2. — С. 23–34.
49. 23. Богоявленская Д. Б. Психологические основы профилактики криминализации таланта / Д. Б. Богоявленская // Прикл. юрид. психология. — 2019. — № 3. — С. 8–15.
50. 24. Богоявленская Д. Б. Творческое развитие личности в системе образования (при учете форм овладения деятельностью / Д. Б. Богоявленская // Проблемы творческого развития личности в системе образования / ред.-сост. О. Д. Никитин. — М., 2019. — С. 8–17.
51. 25. Богоявленская Д. Б. Творчество в эпоху перемен / Д. Б. Богоявленская // Образование личности. — 2019. — № 2. — С. 14–212.
52. 26. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности / Д. Б. Богоявленская // Культ.-ист. психология. — 2019. — Т. 15, № 2. — С. 14–21.

Остальные статьи