Институционально-персонологическая рефлексия развития философии, психологии, педагогики одаренности и творчества (к 90-летнему юбилею Д. Б. Богоявленской)
Аннотация
В статье на фоне эволюции изучения мышления, способностей, одаренности, творчества в российском человекознании анализируется научно-организационная деятельность одного из ведущих специалистов этого профиля, почетного академика РАО, председателя Московского отделения Российского психологического общества (РПО) Д. Б. Богоявленской. Актуальность статьи определяется необходимостью изучения истории российской психологии творчества и определения вклада в ее развитие Д. Б. Богоявленской с участниками созданной ею научной школы диагностики способностей и развития одаренности и творчества. Новизна статьи — в том, что в ней впервые в институционально-персонологическом плане построена периодизация жизнетворчества Д. Б. Богоявленской и проведен системно-целостный анализ логики развития ее познавательно-исследовательской и научно-общественной деятельности по 30-летнему руководству Московским отделением РПО, Лабораторией психодиагностики творческих способностей Психологического института РАО и Междисциплинарного центра их развития.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 03/2022 |
Страницы | 181-200 |
УДК | 159.9.01 |
DOI | DOI: 10.51944/20738498_2022_3_181 |
1. Историко-научные предпосылки изучения Д. Б. Богоявленской философии и психологии мышления и творческих способностей Российская психология мышления и творчества является ровесницей почти 130-летнего развития Психологического общества [46], председателем Московского отделения [18] которого более 30 лет является почетный академик Российской академии образования (РАО) Диана Борисовна Богоявленская. Классическая философия конца ХIХ в. традиционно членила психику на ум, чувства, волю. Поэтому в начале ХХ в. классическая психология в изучении ума как процесса мышления исходила из необходимости вычленения его логического состава (В. Вундт, Г. И. Челпанов, Г. Штёрринг). Этому в середине ХХ в. продолжал следовать учитель Д. Б. Богоявленской профессор Московского государственного университета (МГУ) С. Л. Рубинштейн [42], изучавший взаимодействие логико-гносеологических операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения в мыслительном процессе.
Свой познавательный интерес к научному изучению мышления студентка одновременно двух отделений — философского и психологического — факультета философии МГУ Д. Б. Туровская (по мужу Богоявленская) решила реализовать в дипломном исследовании под руководством именно философа-психолога С. Л. Рубинштейна, выпускника в начале ХХ в. Марбургской школы методологии неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер). Интеллектуальные поиски Д. Б. Богоявленской представляют значительный интерес с позиций науковедения своей междисциплинарностью — в виде классического диалектического единства, искони присущего взаимодействию философии и психологии (как у В. Вундта, Э. Гуссерля, Д. Дьюи, О. Кюльпе, К. А. Абульхановой, Н. Г. Алексеева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, Б. М. Кедрова, В. А. Лекторского, М. К. Мамардашвили, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Г. Г. Шпета, М. Г. Ярошевского) в изучении сознания и рефлексии, мышления и творчества [44; 45; 49].
Помимо мышления, на рубеже ХIХ–ХХ вв. в истории культуры и философии возник интерес также к психологии творчества в науке (И. И. Лапшин, В. Оствальд, А. Пуанкаре, Н. Я. Пэрна) и искусстве (А. Белый, А. Бергсон, Вяч. Иванов, Т. Манн, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня). В советской же послевоенной науке эту традицию возродили: изучавший психологию ума полководцев и музыкального творчества и одаренности Б. М. Теплов (см.: [35]) и экспериментально исследовавшие со своими дипломниками Я. А. Пономаревым и Ю. Б. Гиппенрейтер решение творческих задач П. Я. Гальперин и А. Н. Леонтьев [34; 45].
Пытливо интересовавшаяся проблематикой продуктивного мышления, студентка Д. Б. Туровская при написании ею под руководством С. Л. Рубинштейна дипломной работы обратилась также к трудам и лекциям А.Н.Леонтьева в МГУ, где им затрагивались проблемы психологии творчества. В 1960 г. в Академии педагогических наук (АПН) РСФСР была опубликована под редакцией А. Н. Леонтьева первая послевоенная советская монография «Психология творческого мышления», автором которой был его дипломник (а до этого — курсовик П. Я. Гальперина) фронтовик Я. А. Пономарев. Изучавшая в школе С. Л. Рубинштейна продуктивное мышление, Л. И. Анцыферова в 1957 г. акцентировала психологический анализ в нем элементарных познавательных операций. Напротив, Д. Б. Туровскую интересовало собственно сложное строение творческого мышления, и она стала вести его исследование, ориентируясь на школу А. Н. Леонтьева [45]. При этом Д. Б. Туровская консультировалась у другого ученика С. Л. Рубинштейна, так же как и она выпускника философского факультета МГУ В. Н. Пушкина [41], ибо он изучал проблемы эвристики на материале мышления шахматистов (как и последователь А. Н. Леонтьева — в будущем основатель университетской школы психологии мышления О. К. Тихомиров).
В сотворческой атмосфере взаимодействия на семинарах и конференциях с этими и другими специалистами по изучению познавательных процессов Д. Б. Богоявленская обобщила результаты своих теоретико-экспериментальных поисков, выдвинув идею об интеллектуальной инициативности как творческом механизме продуктивного мышления. Инновационное начинание Д. Б. Богоявленской обсуждалось в ее докладах на съездах Психологического общества [46] и на заседаниях его секции «Психология творчества». При этом Д. Б. Богоявленская консультировалась с руководителем данной секции Я. А. Пономаревым, с бывшим аспирантом С. Л. Рубинштейна и основателем сектора проблем научного творчества М. Г. Ярошевским [1] в Институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) Академии наук (АН) СССР, а также с его директором, академиком Б. М. Кедровым, который был энтузиастом изучения психологии творческого мышления выдающихся ученых.